2012 год: в центре - челябинец Мансур Исаев. Всего после Лондона олимпийцам подарили 129 Audi Олимпийским чемпионам
принято дарить автомобили. «Официально» эта традиция
сложилась в России в 2006 году после зимних игр в Турине. Какие именно
модели пользовались популярностью в
качестве презента — в таблице.
Автомобили-подарки
за олимпийскую медаль
2006
|
Турин, зимние Олимпийские игры
|
Мужчины — Toyota Land Cruiser,
женщины — Lexus
RX350 (всем медалистам)
|
2008
|
Пекин, летние Олимпийские игры
|
Мужчины — BMW
X5, женщины — BMW
X3
|
2010
|
Ванкувер, зимние Олимпийские игры
|
1 место - Audi Q7; 2
место — Audi Q5, 3
место — Audi A4
|
2012
|
Лондон, летние Олимпийские игры
|
1 место - Audi A8; 2
место — Audi A7 Sportback, 3
место — Audi A6
|
2014
|
Сочи, зимние Олимпийские
игры
|
Обновлено 27.02.2014: 1 место - Mercedes-Benz GL; 2
место — Mercedes-Benz ML, 3
место — Mercedes-Benz GLK
|
Триумфаторы
Олимпиады стали обладателями белых машин престижных моделей — GL (за
золотую медаль) ML (за серебро) и GLК (бронзовым призерам). Все машины
были выставлены организаторами чуть ниже по Васильевскому спуску
от шатра, где прошла торжественная церемония передачи спортсменам ключей
и документов на авто.
Автомобили — не
единственные награды спортсменам: также
они получают денежные премии или квартиры
от государства. Плюс почти всегда есть
вознаграждение от спонсоров, соответствующих
федераций или местных властей. Так,
челябинка Анастасия Барышникова,
завоевавшая бронзовую медаль по тхэквондо
в Лондоне в 2012 году, получила от руководства
страны Audi A6. А
Челябинская область подарила землячке
Opel Corsa.
Ключи от Opel Corsa из рук губернатора получила и другая успешная челябинская тхэквондистка — Ольга Иванова
Глядя на таблицу, можно
задаться вопросом, где же символ
статусности Mercedes-Benz, но
он тоже в тренде: Mercedes-Benz
S500 подарили игрокам и
всем членам сборной по хоккею в 2008 году
за победу в чемпионате мира.
Хотя дареному коню в
зубы не смотрят, спортсмены не всегда
довольны выбором чиновников. Например,
после Ванкувера Евгений Плющенко, Иван
Скобрев и Александр Зубков заявили, что
хотели бы обменять подаренные машины.
Скобрева не устроил размер Audi
Q5, в который, по его словам,
конькобежец не помещался. Он также
уточнил, что за две медали (серебро и
бронзу) считает себя достойным Audi
Q7. Плющенко выставил свой
Q5 на продажу,
чтобы вырученные деньги пустить на
подготовку к сезону.
Вообще идея дарить
автомобили не совсем однозначная.
Квартира — это надежно. Любую квартиру
всегда можно использовать с толком:
жить самому, сдавать, пустить родственников,
завещать детям. Деньги — это универсально:
спортсмен может потратить их на тренировки
или купить ту же машину, только по своему
выбору. Автомобиль — это риск, тем более,
когда речь о машинах ценой 2-4 млн рублей. Дорогие машины - это дорогая пыль в глаза.
Примерно такой "Маверик" выбрала Светлана Ишмуратова. Кстати, сама по себе модель популярностью в России не пользовалась и быстро сошла со сцены
Например, Светлана
Ишмуратова за золото в 2006 году получила
от правительства РФ Lexus RX350,
но на тот момент у нее не
было ни прав, ни гаража: какое-то время
машина хранилась на территории гаража
администрации области. Чуть позже
бизнесмен Артур Никитин в знак признания
заслуг знаменитой биатлонистки предложил
подарить ей машину, но уже по своему
выбору. И Светлана выбрала куда более
доступный Ford Maverick (в
то время он стоил чуть более миллиона
рублей против 2+ млн за Lexus).
В этом смысле разумным
выглядит и подарок Ольге Фаткулиной в
апреле 2013 года: тогда губернатор Михаил
Юревич вручил ей ключи от Toyota RAV4
за победу в чемпионате
мира по конькобежному спорту (на Олимпиаде
в Сочи Ольга Фаткулина завоевала серебро
на дистанции 500 метров).
С другой стороны,
автомобиль в подарок — это больше, чем
подарок. Видимо, его рассматривают
прежде всего, как мотивацию для будущих
поколений и для общества в целом. Призовые
деньги — это ненаглядно. Сертификат на
квартиру и вовсе что-то абстрактное. А
вот автомобиль прекрасно подходит для
пиара и апеллирует к сердцам юных
спортсменов.
Правда, увлечение
чиновников машинами топового сегмента,
похоже, проистекает из привычки смотреть
на мир своими глазами. Может быть, для
государева мужа Audi A8 — в
самый раз. Но зачем он спортсменам, среди
которых не только звезды НХЛ, но и обычные
ребята, почти как мы с вами? Этакая баржа
требует наемного водителя и подразумевает
определенный уровень жизни.
Если мы гонимся
за китчем, хотим создать образ
спортсмена-небожителя (этакий «почти
рэпер»), то за те же 2-4 млн лучше купить
что-нибудь вызывающе-спортивное. Скажем,
Porsche 911, BMW M3 и
Audi S3 (1, 2, 3 места). В грезы
юных хоккеистов эти машины впишутся
более органично.
Если же цель обеспечить спортсменов транспортом,
можно остановиться на вариантах попроще:
Toyota Camry или Highlander
плюс разница в стоимости с «Авоськой»
налом. Впрочем, это негламурно, а у нас
же если икру, то ведрами. Да и спортсмены
зло затаят: они хоть и взрослые, но иные
обидчивы — как дети. Опять кто-нибудь
не поместится в «Камри»...
Пока
анонсирован лишь денежный призовой
фонд: 4 млн рублей, 2,5 млн и 1,7 млн за медали
разного достоинства (в прежние годы
сумма призовых за золото была меньше -
$50-100 тысяч долларов).
|