В последние полгода активность законотворцев в отношении водителей, я бы сказал, стала беспрецедентной. Для удобства (в том числе собственного) решил составить подборку самых любопытных инициатив, среди которых немало и тех, что дойдут до «серийного производства» уже в 2017.
Смартфоны-стукачи (подробнее)
Мой фаворит: предложение наказывать нарушителей по записям с любительских устройств. Ситуация вызрела давно, ибо распространение регистраторов и смартфонов позволяет нарастить мощь систем видеофиксации за счет «народного ополчения».
Предполагается, что видео должно быть снято с использованием специального приложения, которое исключит возможность монтажа.
Важным изменением КоАП становится отмена презумпции невиновности для случаев, когда нарушение зафиксировано любительским устройством. Отвечать все равно придется владельцу ТС либо же доказывать, что за рулем был не он.
Смартфоны-стукачи в квадрате (подробнее).
Похожую, но более радикальную версию законопроекта опубликовало МВД. Силовики предложили не только штрафовать по видеозаписи, но и лишать прав в установленных случаях, для чего КоАП подвергся зачистке.
Напомню, что сейчас лишать прав может только суд, поэтому для нарушений, зафиксированных камерами, предусмотрены штрафы, даже если в остальном они предусматривают лишение прав.
МВД предлагает лишать прав по видеозаписи не только с камер видеофиксации, но и с любительских устройств. Говоря откровенно, конкретно это предложение может и не пройти, в остальном разработанный МВД законопроект весьма сбалансированный и внятный.
Лишение прав за три нарушения (подробнее)
Одобренная Госдумой в первом чтении инициатива лишать прав на 1-1,5 года за три нарушения из списка близка к внедрению: остались последние корректировки, одобрение Совфеда и президента.
Список нарушений таков:
-
превышение скорости на 40 км/ч и более;
-
нарушение правил проезда через железнодорожные пути;
-
проезд на запрещающий сигнал светофора;
-
непропуск транспортных средств, пользующихся преимущественным правом проезда перекрестков;
-
выезд на встречку или трамвайные пути встречного движения;
-
поворот налево и разворот в неположенном месте;
-
непредоставление преимущества в движении пешеходу.
Для лишения прав достаточно в течение года совершить три нарушения, зафиксированные лично инспектором ГИБДД (то есть с установлением личности водителя).
Опасное вождение
В июне ПДД пополнилось нормативом, запрещающим водителям опасное вождение (точное определение, п. 2.7). Вкратце, под оным понимается слалом, учительство, подрезание и прочие формы дорожного нахальства. До сих пор не придумано наказания за опасное вождение — соответствующей статьи нет в КоАП. Вероятно, сделают штраф порядка 5000 рублей с лишением прав при рецидивах. Для выявление опасного вождения идеально подходит идея «регистраторов-стукачей».
За пьяную езду — автомобиль в залог
В последние годы наказание за езду по пьяной лавочке ужесточилось в разы, начиная от крупных штрафов до уголовной ответственности при рецидивах. Для борьбы с откровенными нигилистами уже этой осенью могут одобрить инициативу оставлять машину нарушителя на штраф-стоянке до внесения залога в 30 тысяч рублей (равен штрафу). Если водителю удастся доказать в суде невиновность, залог вернут, если нет — он пойдет на оплату штрафа. Здраво.
«Идиотентест» (подробнее)
Еще одна мера воздействия на законченных алконавтов обсуждается с весны в разных формах: кто-то называет ее принудительным лечением, кто-то — медицинским сопровождением. Несмотря на вящую необходимость подобных мер для борьбы с законченными алкоголиками (и помощи им) инициативы не выглядит реалистичной.
Мгновенная ГЛОНАСС-карма (подробнее)
Идея уже получила предварительное одобрение в правительстве и находится в стадии разработки. Изначально, внедряя систему ЭРА-ГЛОНАСС, власти заявляли о перспективах ее коммерциализации, но я, честно говоря, думал, что речь идет об услугах треккинга, навигации или поиска угнанных автомобилей. Сейчас же заговорили об использовании модулей ЭРА-ГЛОНАСС в качестве «черных ящиков», которые фиксируют нарушения и передают их в процессинговый центр.
Конкретики пока нет, и, насколько я понимаю, ЭРА-ГЛОНАСС с относительной степенью надежности может фиксировать лишь нарушение скоростного режима или въезд на запретные территории (например, санитарные зоны близ водоемов).
Открыт вопрос и о возможности отключения системы или подавления ее работы, ибо водители вряд ли захотят иметь подобного шпиона в своем автомобиле.
Натуральное ОСАГО (подробнее)
Если большую часть инициатив я поддерживаю, то переход на натуральное ОСАГО — нет. Споры о размере выплат между клиентами и страховыми решили ликвидировать, устранив денежный расчет. Вместо этого страховщик обязан обеспечить ремонт автомобиля в одном из сервисов, с которым заключен договор. На деле же такая система приведет, на мой взгляд, к еще большему числу споров. При этом она выгодна страховщикам, создавая бюрократические барьеры против недовольных.
Дорогое ОСАГО для нарушителей
При этом положили на полку проект увеличения страховых коэффициентов для водителей, регулярно нарушающих правила. Предполагалось, что пять и более нарушений за год будут увеличивать стоимость страховки, причем коэффициент сразу ядреный — 1,86. Например, если для меня ОСАГО составляет 8648 рубля, то с применением коэффициента сумма выросла бы до 16085 тысяч. Предельный коэффициент для самых бармалеев составлял 3,04. Конкретно эта инициатива казалась мне абсолютно здравым выходом из тупика ОСАГО, ибо пусть платит больше тот, кто больше нарушает. Но именно ее завернули, как и идею отвязаться от мощности авто при расчете стоимости ОСАГО.
Камеры и ОСАГО
Еще один подвисший проект предполагал, что водителей без полисов ОСАГО будут штрафовать с помощью камер видеофиксации. Автоматика сличает номер автомобиля с базой данной АИС РСА, и за каждый прецедент владелец получает штраф 800 рублей.
Как я понимаю, возникли проблемы технического характера, поскольку базы данных — это вообще не конек российских ведомств. Но к идее вернутся, хотя бы потому, что затягиваение гаек по ОСАГО приведет к росту числа отказников, предпочитающих ездить без страховки.
Резюме
Карательная система в отношении водителей в постсоветское время проходит постоянную модернизацию, все больше приближаясь к европейским нормативам, а в чем-то опережая их (например, свежа идея с регистраторами-стукачами). Тенденции две — ужесточение наказаний и автоматизация. В целом, все это неплохо и не вызывает особенной паники у вменяемых водителей, другое дело, что постоянное закручивание гаек должно идти бок о бок с совершенствованием дорожной инфраструктуры. Ибо чем жестче карательная система, тем дороже обходятся водителем забытые знаки и стертая разметка, а это уже путь к недовольству, от которого шаг до нигилизма. С которым, собственно, и пытаются бороться.
|