Фото с аккаунта twitter.com
flop (англ.) - провал
Я с интересом ждал выхода «Топ Гира» с новыми ведущими, даже не потому, что люблю это шоу — просто было интересно посмотреть, сработают ли рецепты «Ласкового мая» на BBC. Не сработали.
После того, как голодный Кларксон снес челюсть продюсеру Top Gear и вместе с автором шоу Энди Вилманом и своими напарниками Хэммондом и Мэем отправился в свободное плаванье, перед командой BBC стоял непростой выбор: закрыть шоу, вернуть Кларксона или создать новую команду.
Top Gear интересен тем, что является не просто самым известным автомобильным шоу — он занесен в книгу рекордов Гиннесса, как телешоу с самой большой аудиторией и географией. Вариант «закрыть», видимо, отпал на ранних стадиях мозгового штурма.
Новая команда состоит из двух основных ведущих и четырех бэк-вокалистов. Основным презентером стал теле- и радиоведущий Крисс Эванс, ему в помощники выбрали актера из «Друзей» Мэта ЛеБлана. Кроме того есть автомобильный журналист Крис Харрис (хорошо помню его по журналу Evo), гонщица Сабина Шмидт, бывший глава команды «Формулы 1» Эдди Джордан и единственный ведущий «Топ Гира», попавший в шоу через открытое прослушивание, темнокожий Рори Рейд. Плюс анонимный гонщик Стиг.
Скажу честно — первую серию нового «Топ Гира» я не осилил. Рука беспрестанно тянулась к перемотке, и не покидало ощущение, будто я смотрю американское юмористическое шоу, где половина шуток попросту непонятны. Скучноватыми показались и сами сюжеты, более того, они слишком напоминали уже виденные эпизоды из «Топ Гира». С той лишь разницей, что вместо Джонни Деппа в «Пираты карибского моря» прокрался ряженый под Джека Воробья аниматор с детского утренника.
Не оценила новый Top Gear и английская общественность, причем с большей частью критики я в душе согласился. Крисс Эванс держится так, словно запивал кофе «Ред Буллом», очень громко кричит и при этом как будто не получается удовольствия от процесса. А Кларксон, между тем, напоминал сытого наглого кота, который упивается тем, что сожрал всю сметану и не получил по щам только потому, что он любимец семьи .
Мэту Ле Блану, видимо, было проще, чем Эвансу. Ле Блан и не основной ведущий, и плюс уважаемый публикой актер, поэтому он позволил себе в большей степени быть собой, и, может быть, избрал совершенно верную тактику. Но он выглядит лишь ведущим второго плана. Остальных пока оценить сложно: им достались проходные роли.
Вообще история возникновения Top Gear интересна сама по себе. В конце 70-х Top Gear был региональным английским журнальчиком и передачей, по современным меркам ничем не примечательными. Он рассказывал о новых машинах и безопасности. Ведущим была женщина — Анжела Риппон. Постепенно он дорос до программы национального уровня, но продолжал насиловать классические журналистские форматы, вроде тест-драйвов и презентаций.
Джереми Кларксон в то время был пишущим автором и вел колонку в автомобильном журнале Performance Car («Быстрые авто»). Он стал ведущим Top Gear в конце 80-х и очень быстро изменил подачу, сделав ее более острой и необычной. Однако Top Gear все же оставался вполне заурядной автомобильной передачей, разве что с незаурядным ведущим. Через 10 лет Кларксон ушел из шоу, новый ведущий не понравился публике, рейтинги упали, большая часть команды Top Gear создала новое шоу Fifth Gear (пятая передача) и ушла на другой канал.
Кларксон вернулся на BBC в 2002 с идеей вдохнуть в Top Gear новую жизнь, придумав несколько оригинальных фишек, вроде живых съемок в пустом ангаре, гонщика Стига, заездов с известными людьми и так далее. Команду дополнили Ричард Хэммонд и Джеймс Мэй, до этого ведущие шоу Man and Motor. Все, что было дальше — непрерывная история успеха с чудовищными бюджетами и еще более чудовищными рейтингами. А в 2015 году все закончилось нервным срывом Кларксона, который врезал одному из продюсеров за то, что ему вовремя не дали горячей еды.
Я никогда не был постоянным зрителем Top Gear, ибо большая часть подобных шоу мне напоминает американский фейковый спорт реслинг, где с порога ты подписываешь соглашение «я согласен поверить, что в альтернативной реальности все могло бы быть именно так...» С точки зрения информационной калорийности оно мне всегда казалось пустым, как драже «Тик-Так».
Однако со временем я понял, что в Top Gear меня привлекает личность самого Кларксона. Спонтанное чувство юмора, бездонная креативность, смелость и, главное, осязаемая любовь к своему делу и своей аудитории очень сильно расположили меня к этому кудрявому старичку. Безупречны и его напарники, а после того, как они ушли вместе с Кларксоном, я зауважал их просто по-человечески.
Однак из моих любимых серий Top Gear - тест малыша Peel P50. Какая подача!
Увольнять Кларксона было также глупо, как не дать ему вовремя пожрать. Это старая как мир история: человека делает резким/странным/диким именно то, что делает его звездой. Убери все странности — уберешь саму звезду. Темперамент Кларксона, помноженный на сумасшедший график съемок (а «Топ Гир» очень затратен с психологической точки зрения) должен периодически выливаться в эмоциональные разряды: большие спортсмены и рок-звезды страдают приступами гнева не меньше. Лучше бы разрешили продюсеру врезать Кларксону в ответ, отсняли три серии с Кларксоном в темных очках и с пластырем на носу, а потом замяли.
Проблема новой команды в том, что их заставляют сыграть Кларксона так, чтобы идиоты-зрители не слишком замечали подмены. Воспроизведение старого формата — путь достаточно безопасный, но столь же тупиковый, потому что когда Кларксон кричал от восторга за рулем очередного суперкара, ему верили, а Эвансу — нет. «Не верю!», - кричал вместо этого Станиславский в англичанах, которые о нем и не слышали (опросы это подтвердили. Не про Станиславского в англичанах. Про «не верю»). Кларксон чувствовал себя в «Топ гире», как рыба в воде, потому что не было никаких форматов — он сам создавал их почти на ходу. Эванс же слишком заметно напрягается, чтобы не забыть роль. А это уже непрофессионализм.
Top Gear — это история того, как харизма и личность одного человека могут сделать что-то шедевральное даже в мире унификации и власти корпораций. Фактически, формат Top Gear не воспроизводим стандартными бизнес-методами, также как не воспроизводима личность человека с помощью химии. Вот «Голос» можно продавать в другие страны, а копии Top Gear так и не достигли славы оригинального шоу.
Понимаю, что рассуждать со стороны просто, но будь я на месте продюсеров нового Top Gear, я бы оставил в строю лишь 2-3 привычных зрителям элемента, а все остальное снес. Ведущих я бы выбрал с очень сильной естественной харизмой, радикально не похожих на Кларксона. Переводя на русский, пусть бы новый Top Gear вели Гордон, Жириновский и Светлаков. Пусть бы его вели люди, которые о старом Top Gear почти ничего не слышали, и не боялись бы разочаровать традиционную аудиторию (потому что не знали, что она есть).
Еще один шедевральный сюжет старого Top Gear. К слову, наследник это трехколесной повозки, Reliant Rialto, участвовал и в первой серии нового "Гира", что не добавило ему свежести
Нынешний Top Gear ударил куда-то между: прежним фанатом он показался скучноватой копией прошлых серий, а привлечь новую аудиторию вряд ли удастся, если это не удалось Кларксону и его команде при том же формате.
Впрочем, история далека от завершения. Рано или поздно шоу опять закроют Эванс и Ко найдут свой стиль и, может быть, повернут шоу в новое русло. Традиционную аудиторию, скорее всего, они расколют на тех, кто перестанет смотреть и тех, кто со временем скажет: в принципе, ничего...
Правда, осенью стартует новый проект Кларксона, Мэя и Хаммонда, который будет называться The Grand Tour (большое путешествие или «джи-ти»). Название, по мнению английской публики, вышло никудышным, рождалось оно в муках и боли, но сам формат выглядит любопытным: тройка ведущих будет снимать каждую серию в новой стране.
И если бы сейчас мне нужно было сделать ставку, Top Gear или Grand Tour, я бы без колебаний выбрал второй. Ибо деньги деньгами, а действительно стоящие вещи в этом мире создают люди. И среди них есть незаменимые.
|