Очень постепенно. На ленте времени я отметил годы, когда
были внедрены те или иные новшества, которые мы привыкли считать атрибутами
нашего времени. Многим из этих «новшеств» уже более полувека.
Лента не бесспорна - определить точную дату появления на автомобиле какой-то «фичи» почти невозможно. Взять, к примеру, гибриды: я указал 1997
год, хотя в 1900 году малоизвестный изобретатель Фердинанд Порше явил миру
первый гибрид Lohner-Porsche.
Почти каждая инновация проходила длительный период обкатки на
мелкосерийных машинах. Бывало, технологию забывали на долгие годы и возвращали к
жизни в новой интерпретации. Например, прямой впрыск бензина использовался на «Мерседесах»
середины 50-х, а потом технологию «переоткрыла» Mitsubishi.
Я старался отобрать годы, когда технология прижилась в
автопроме и завоевала массовый сегмент. Случалось, что технология
дебютировала на одном автомобиле, а всеобщее признание получила у конкурентов.
Например, те самые двигатели GDI
у Mitsubishi завоевали
дурную славу, зато двигатели Volkswagen TSI захватывают власть над миром.
Обращает внимание, что многие инновации были внедрены и
обкатаны фирмами, о которых мы не привыкли думать в инновационном ключе.
К примеру, передний привод на массовом коммерчески успешном автомобиле внедрил «Ситроен»,
он же стоял у истоков создания адаптивных подвесок. Очень прогрессивными были «Лянчи»
начала прошлого века – а теперь? Немалый вклад внесли американские марки, хотя
нынче европейцы и японцы считают американский автопром архаичным.
Что касается российских марок, многие изобретения для них
стали доступны лишь в XXI
веке: автоматы, впрыск топлива, подушки безопасности. Может сложиться
впечатление, что Россия всегда была в хвосте прогресса, но как минимум в одной
области у нас был определенный приоритет – полноприводные машины. Я не включил
в таблицу ГАЗ-61, возможно, первый легковой автомобиль с приводом 4WD, потому что адресован он
был в основном военной элите. Также одним из первых кроссоверов в
современном понимании можно считать «Ниву» ВАЗ-2121 1977 года, хотя в более
привычном для нас формате кроссовер появился в 1997 году.
Интересно, какими датами отметиться на ленте нынешний век.
Пока я в некоторой растерянности: последние лет 15 в автопроме идет
переосмысление старых изобретений, их шлифовка. Машины становятся безопаснее, экологичнее,
просторнее, но чего-то радикально нового не внедрялось уже давно. Концептуально автопром выдыхается, и основной прогресс сейчас идет за счет углубления, а не расширения технической сферы.
Конечно, можно
добавить в ленту времени системы автопарковки или камеры заднего вида, но
как-то мелко что ли…