На офисной парковке меня перехватывает коллега-девушка с часто задаваемым вопросом: нет ли проводов, чтобы прикурить умершую Mazda? Дескать, оставила машину на неделю, аккумулятор умер. «Мазда», кстати, новая, так что вполне вероятно, виновата сигнализация или ее безграмотная установка. Проводов у меня не оказалось, а муж коллеги был уже в пути, так что развязку я узнал через пару дней. «Прикуривание» закончилось сожженным диодным мостом генератора Mazda, и официальный дилер попросил круглую сумму за ремонт. Короче говоря, еще одна история в подтверждение того, что иномарки нельзя «прикуривать» друг от друга.
Примечание: ниже изложу свое видение ситуации, а если есть комментарии бывалых электриков или интересные примеры из личного опыта – велкам!
На самом деле, прикурить иномарку можно, просто нужно соблюдать пару простых правил. И самое важное: если даете прикурить кому-то от своей машины, в момент пуска «пациента» ваш автомобиль должен быть заглушен, а с аккумулятора сняты клеммы, по крайней мере, минусовая. Это гарантирует, что никакого воздействия на ваш автомобиль «курение» не окажет.
А если не отсоединять? Не все знают, но пусковой ток составляет сотни амер. Для сравнения, бытовая розетка выдает не более 16 А, розетка электрической плиты — порядка 30 А.
Поэтому если автомобиль-донор заведен, то в момент пуска «пострадавшего» на ничего не подозревающую бортовую электронику донора обрушится колоссальная нагрузка. Причем если второй аккумулятор разряжен сильно, само по себе подключение его к здоровой батарее создает ток в несколько десятков ампер, а тут еще стартер...
Последствия такого прикуривания могут быть разнообразными: сгоревший диодный мост или реле генератора — как самые распространенные. Бывает, сбиваются настройки электронного блока или он умирает насовсем. Последнее самое худшее, ибо сулит дорогой ремонт. Бывает, правда, что прикуривание от заведенной машины проходит без последствий, но, честное слово – риск в данном случае не оправдан.
Возникает логичный вопрос, не разрядится ли батарея-донор, если от нее завести автомобиль с разряженным аккумулятором? Собственно, именно это соображение чаще всего толкает людей на вариант с прикуриванием от работающей машины.
Естественно, если разряженный авто строптив и требует длительной прокрутки стартером, он высосет силы и из здоровой батареи. Поэтому не давайте прикуривать в течение, скажем, полуминуты непрерывного кручения стартером – такой металлолом лучше сначала отремонтировать, а уж потом заводить.
Если автомобиль исправен, то он должен завестись быстро (за несколько секунд работы стартера), после чего машины нужно расцепить. Если сделать все быстро и технично, особенного влияния на батарею это не окажет — она быстро восстановит заряд, когда вы включите ее в бортовую сеть и заведете двигатель.
Если аккумулятор пострадавшего авто разряжен в ноль (не включается ни один световой прибор), то не оставляйте его надолго наедине с вашей батареей: подключили и пробуйте завести. А еще лучше перед этим оставить свой автомобиль включенным минут на пятнадцать, чтобы разряженная батарея немного восстановилась. Но когда дойдет очередь до пуска, автомобиль-донор должен быть заглушен.
Есть еще несколько нюансов. Так, не стоит прикуривать мощную машину от малолитражки: вот здесь появляется риск, что «монстр» высосет из аккумулятора малой емкости все соки быстрее, чем ожидалось.
Попасть на ремонт можно и при подключении проводов для прикуривания. Главное правило — не путайте полярность и не замыкайте накоротко. У автомобильных аккумуляторов есть плюс и минус, как и у пальчиковых батареек. Но если ошибки с полярностью при смене батареек в пульте от телевизора не грозит почти ничем, то перепутанная полярность в процессе прикуривания может обернуться взрывом аккумулятора или пожаром. Обратите внимание — провода для прикуривания имеют разные цвета, и красный обычно цепляют на плюс. Поэтому если красный на плюсе одного аккумулятора, он должен быть на плюсе и другой.
Также не забываем, что кузов автомобиля является одним из проводов (часто его называют «масса»), причем масса — это минус. А потому если вы нацепили на один аккумулятор две клеммы, ко второму прицепили минус, а оставшейся клеммой случайно коснулись металлических частей подкапотного пространства – вы попросту замкнули один из аккумуляторов накоротко. Так что манипулировать «крокодилами» нужно осторожно.
У современных иномарок не всегда просто понять, куда именно цеплять «крокодилы», а бывает, что аккумулятор вообще в багажнике или под сиденьями. Так вот, у некоторых машин под капотом есть специальные места для подключения провода – где именно, смотрите инструкцию. Минусовой провод к пострадавшему авто часто цепляют на массу, причем поближе к стартеру, но ни в коем случае не вблизи блока управления: большой ток и наводки могут вызвать сбои в его работе. У моего Citroen, например, минус прицепляется за специальный «штырек» на передней кромке подкапотного пространства, потому что добраться до минуса аккумулятора не так-то просто – сверху блок предохранителей. У некоторых BMW аккумулятор в багажнике, а плюсовая клемма выведена в подкапотное пространство.
Даже если вы не спутали полярность, при подключении последней из четырех клемм появится искра: это нормальное явление. Хотя эта же искра может стать причиной пожара, если заводите очень старый аппарат, где утечка бензина — нормальное явление. Кроме того, не прикуривайте аккумуляторы с явными признаками выхода из строя, из которых уже что-то течет, испаряется и капает.
Наконец, даже если ничего не сгорело, доброта требует жертв, потому что отключение вашей батареи, скорее всего, приведет к сбросу некоторых параметров автомобиля: исчезнет информация об ошибках, собьется время, обнулится средний расход топлива…
И пару слов про провода для прикуривания. Дешевые модели могут осложнить пуск, и самые распространенные причины: малое сечение проводов и плохие клеммы. Как результат, большое сопротивление, нагрев и недостаточный пусковой ток.
Кроме того, дешевые провода обычно жесткие, плохо гнутся, трескаются на морозе, но хорошо горят при соприкосновении с коллектором или в результате электрического нагрева. И конечно, провода должны быть достаточно длинными — не менее 3 метров.
Кстати, если пострадавший авто стоит неудачно и длины проводов категорически не хватает, можно попросту снять аккумулятор с машины-донора и прикурить от него, как от съемного источника, поставив в удобное место. Кстати, батареи для экстренной заводки продаются в магазинах, единственное, имейте в виду их обычно малую емкость: заряжать от них аккумулятор бесполезно. После подключения нужно сразу же заводить автомобиль.
Подытожим. Чтобы прикуривание не привело к дорогому ремонту, не путаем полярность проводов и заводим машину с разряженной батареей от донора, который заглушен и аккумулятор которого отсоединен от бортовой сети. В остальном, табу на прикуривание иномарок — не более чем миф.
PS: в случае с «Маздой» диодный мост сгорел не у донора, а у выгодополучателя (самой «Мазды»), но схема прикуривания были совсем уж мудреной. Поставить две машины так, чтобы хватило длины проводов, не удалось, поэтому аккумулятор донора установили под капот «Мазды», завели ее, а затем сняли одну батарею и установили другую, разряженную. Я не очень понимаю физику дальнейших процессов, но, возможно, скачки напряжения в момент снятия клемм, или большой ток зарядки в пустую батарею привели к повреждению цепей. В инструкциях ко многих иномаркам снятие батареи при работающем моторе запрещено. Честно говоря, проще было просто соединить два аккумулятора параллельно, а через несколько минут после пуска «Мазды» отсоединить батарею-донор.
|