Блог Артёма Краснова
Суббота, 27.04.2024, 03:19

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Февраль » 12 » Как Porsche помогала АвтоВАЗу
20:08
Как Porsche помогала АвтоВАЗу

Совместные испытания: в веренице машин сопровождения Porsche 924 виден тестовый мул из Тольятти

А помогала гораздо сильнее, чем думают многие. В России почти 20 лет выпускалась модель, которую можно считать «Поршем» этак на треть. Она и рулилась на порядок лучше остальных произведений советского и российского автопрома.

Как вы знаете, АвтоВАЗ начинал с промышленной сборки Fiat 124 («Жигулей»). Но в конце 70-х встал вопрос о работе над собственной легковой моделью. На тот момент на счету «вазовцев» уже был успешный проект по разработке и запуску в серию ВАЗ-2121, но все-таки «Нива» была унифицирована с «Жигулями». А те постепенно устаревали, и было очевидно, что в 80-х нужно будет переходить на радикально новую машину с передним приводом.

Контакты с Porsche начались еще раньше, во второй половине 70-х. Немцев в какой-то мере вынудили к сотрудничеству, намекнув на былые грехи времен Второй Мировой. Не знаю, какую роль в этих претензиях сыграл тот факт, что Фердинанд Порше старший активно сотрудничал с Гитлером, создал несколько танков и впоследствии был приговорен к тюрьме за военные преступления. Впрочем, в дальнейшем отношения Porsche и АвтоВАЗ перешли в коммерческое русло, где АвтоВАЗ выступал заказчиком, а Porsche – исполнителем инженерных работ.

Тут стоит уточнить, что хотя Porsche и прославилась благодаря выпуску спорткаров, в равной степени она была инжиниринговым центром, которому "аутсорсили" работы многие крупные автопроизводители.

Поначалу роль немецких специалистов была ограничена: до конца 70-х они помогли в работе над одним из вазовских движков, модернизации «Нивы» и ВАЗ-2103. Попутно тольяттинские делегации ездили в инженерный центр Porsche в Вайсзахе и Штутгарте набираться опыта.

А затем был подписан контракт, подразумевающий совместную работу над проектом нового переднеприводного автомобиля – ВАЗ-2108. АвтоВАЗ отвечал за проект, инженеры Porsche разрабатывали техзадание и конструкцию, а итальянская компания UTS отвечала за технологическую составляющую. Собственно, еще в 1978 году у вазовцев была готова концепция автомобиля и первые прототипы, однако были они слишком сырыми. Вот тут и понадобился опыт Porsche.

Сотрудничество получилось весьма бурным и многие решения принимались в пылу ожесточенных споров между нашими инженерами и немецкими. Porsche подвергла проект критическому анализу вазовские наработки, и проект поменялся достаточно серьезно.

Происходило и обратное: многие предложения Porsche воспринимались в штыки нашими специалистами, в основном из-за их сложности. Немцы мыслили в рамках собственных возможностей, тогда как тольяттинцам нужно было упростить конструкцию и максимально привязать к уже имеющимся наработкам и технологиям.

Тем не менее, работа шла весьма эффективно. Многие инженерные изыскания проводились в Германии, где постоянно жила группа вазовских специалистов. Они отмечали, что работать с «поршевцами» было приятно. С одной стороны, подкупал их высокий опыт, и многие проблемы, казавшиеся сложными для вазовцев, находили простые решения благодаря богатой копилки знаний Porsche. У немцев вазовцы увидели подлинную культуру инженерного дела, которая проявлялась во многих мелочах: в умении тщательно выслушать пожелания заказчика, в изящности решений, даже в таких нюансах, как подготовка чертежей. Если итальянские коллеги, с которыми вазовцы работали больше, имели свойство делать чертежи, мягко говоря, не совсем интуитивно понятными, то Porsche выдавала всю документацию не только быстро, но и в очень клиентоориентированной форме.

На каких-то моментах инженеры Porsche буквально настаивали. Так, вазовцы предлагали сделать лонжерон «восьмерки», переходящим в переднюю стойку – наследие «фиатовской» школы. Porsche этот вариант отвергла, поскольку в случае ДТП кузов автомобиля требовал бы серьезного ремонта на стапеле. Вместо этого лонжерон увели вниз и «слили» с порогом – в таком виде автомобиль и пошел в серию. В то время подобная конструкция была трендом в немецком автопроме.

На самом деле, Porsche нельзя считать разработчиком ВАЗ-2108. Работы были распределены между тремя «офисами» в Тольятти, Турине (UTS) и Штутгарте, и Porsche отвечала в основном за концепцию автомобиля и проработку ответственных узлов. Многие истины рождались на стыке споров между специалистами разных стран, причем немцы отмечали высокий уровень теоретической подготовки наших инженеров – другое дело, иногда им не хватало практики, «чувства металла», всех тех навыков, которые немцы оттачивали в автоспорте и при производстве спортивной линейки машины. В целом роль Porsche в проекте «Гамма» (ВАЗ-2108) правильнее называть «технический консультант».

Много времени специалисты АвтоВАЗа и Porsche провели вместе на испытаниях в Германии на полигоне в Вайсзахе, а позже и в России. Выяснилось, что обычные запасы прочности не совсем подходят для советской машины из-за тяжелых условий эксплуатации: дорог и климата. Поэтому конструкцию машины несколько раз усиливали.

«Восьмерка» оказалась весьма успешных автомобилем: легкая, достаточно экономичная, простая в управлении, с хорошей эргономикой и весьма зрелой управляемостью. АвтоВАЗ выпускал ее почти 20 лет, а ее прямую наследницу Samara – до прошлого года. Да и «Калина» концептуально близка в «восьмерке».

На этом сотрудничество АвтоВАЗа и Porsche не закончилось: немцы помогли с разработкой нескольких моторов, в частности, 1,5-литрового для «Спутников» и будущей «десятки», а также двух двигателей для «Оки», которые в серию не пошли.

Конец всему положил политический кризис 1991 года. Очень скоро АвтоВАЗу стало не до новых разработок, а российский рынок превратился вдруг в лакомый кусок для немецких автопроизводителей.

Жаль. Если оставить только светлую часть истории, то ВАЗ-2108 получился весьма современным авто с хорошим потенциалом для развития. Если бы Porsche продолжала курировать проект дальше, кто знает, может быть в наше время мы бы не смеялись над горбатенькими «Калинами» с ватной управляемостью.

Porsche могла бы привить вазовцам собственную культуру проектирования. Так, еще на этапе проектирования ВАЗ-2108 немцы ужесточили многие допуски в 1,3-литровом моторе, за что вазовцы сказали им спасибо впоследствии: двигатель «пошел в серию» гораздо проще, чем капризные фиатовские моторы. Porsche – это квинтэссенция инженерных талантов, и если уж учиться – то у лучших. Правда, немецкий перфекционизм зачастую конфликтовал с советскими реалиями, но Porsche, как и положено профессионалам, всегда учитывала возможности заказчика, находя удачные компромиссы в спорных областях.

Интересно, удастся ли АвтоВАЗу повторить нечто подобное в связке с Renault-Nissan, только в более длительной перспективе?

PS: кстати, еще раньше, Porsche сотрудничала с заводом АЗЛК, правда, разработанные немцами варианты в серию так и не пошли


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1708 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: АвтоВАЗ, Porsche | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 1
Интересная история. Но печальная.

А ведь сейчас могли бы ездить на Нива Кайен и Гранта Панамера.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |