Написав недавно материал "Камеры видеофиксации нарушений: часто задаваемые вопросы", я поймал себя на мысли, что процедуру оспаривания штрафа все же представляю не во всех деталях. Все советуют обращаться в центр видеофиксации, но что под этим подразумевается и как выглядит сия процедура? Задал вопросу юристу организации vserazrulim Льву Воропаеву: мне нравится его манера внятно отвечать на вопросы, плюс, он практикующий автоюрист. Ответы и образец жалобы ниже, если боян - сорри )))
В какой срок нужно оспорить штраф?
Официальным уведомлением является постановление, которое присылается на адрес прописки владельца транспортного средства заказным письмом. В почтовый ящик обычно кладут лишь извещение, а само письмо нужно забрать на почте под роспись.
С этого момента начинается отсчет времени, когда вы можете оспорить штраф. На это дается 10 суток.
Если заказное письмо бросили прямо в ящик, 10 суток обычно отсчитывается с даты его доставки (на штампе). Игнорирование извещений и «писем счастья» от штрафа не освобождает: через некоторое время (3-4 недели) не забранное с почты письмо вернется в ГИБДД, и с этого момента начнется отсчет 10 суток на оспаривание.
«Если водитель не оспорил штраф в течение 10 суток, можно говорить, что он с ним согласился, – комментирует Лев Воропаев, – и тогда ему дается 60 дней на оплату. В исключительных случаях, например при тяжелой болезни, можно подать ходатайство о восстановлении срока обжалования и попытаться оспорить штраф по истечении 10 суток, но потребуются доказательства того, что вы действительно болели».
Если водитель подал официальную жалобу в ГИБДД или суд, то вплоть до получения ответа он может жить спокойно: в этот период обратный отсчет 60 суток на оплату приостанавливается. После получения ответа на свою жалобу автовладелец в течение 10 суток может подать еще одну в более высокую инстанцию, а если он этого не делает, точно так же начинается отсчет 60 суток на оплату.
Неофициальное оспаривание штрафа
Центры видеофиксации ГИБДД во многих регионах идут навстречу автовладельцам и допускают «неформальные» способы обращения, когда вы можете написать письмо на сайт региональной ГИБДД или прийти в центр видеофиксации в часы приема и обосновать неправомерность штрафа.
Есть прецеденты, когда после подобных обращений несправедливые штрафы отменяли, однако такую практику все же стоит списать на жест доброй воли ГИБДД, ибо по закону они обязаны отвечать лишь на письменные жалобы.
«Фактически, если вы написали письмо по электронной почте или пришли лично, это считается не жалобой, а обращением, – комментирует Лев Воропаев. – И формально сотрудники ГИБДД в этом случае обязаны лишь разъяснить вам порядок подачи жалобы. Суды в принципе не работают по такой неофициальной схеме».
Кроме того, в центрах видеофиксации, которые поставили подобную практику на конвейер, как правило, возникают очереди из недовольных. И, естественно, запрос по электронной почте не считается официальной жалобой, которая ставит на паузу отсчет периода оплаты штрафа.
Официальное оспаривание штрафа
Жалобу в письменной форме необходимо отправлять адресату заказным письмом, сохраняя документы, подтверждающие факт его отправки. Также можно занести письмо лично в нужную инстанцию и зафиксировать получение через канцелярию.
Куда подавать жалобу? Первой инстанцией является ГИБДД города или области того региона, где был выписан штраф.
«Конкретное подразделение и его контактные данные есть в постановлении, – поясняет Лев Воропаев. – Жалобу нужно писать на имя начальника подразделения, которое выписало постановление, например начальника ГИБДД области или начальника ГИБДД города».
Следующей инстанцией является районный суд, и здесь есть важная тонкость: коль скоро в каждом городе и области районов очень много, вы должны убедиться, что направили жалобу в нужное подразделение.
В постановлении обычно приведены географические координаты места нарушения, по которым необходимо установить, к какому именно району относится данный комплекс видеофиксации, – говорит Лев Воропаев. – Само собой, что в междугородних поездках при получении штрафа из другой области жаловаться нужно в районный суд в соответствующем регионе, а не по месту прописки водителя».
Определить адрес по координатам можно, например, с помощью сервиса Google.Maps, а вычислить район по адресу – с помощью одного из онлайн-сервисов (например).
В какой срок ГИБДД и суды должны дать ответ на официальную жалобу?
«Им отводится 10 дней, и хотя бывают просрочки, в целом в последнее время двухнедельный срок ответа с учетом пересылки можно считать реальным, – говорит эксперт. – Суды обязаны рассмотреть жалобу в течение двух месяцев. Поэтому в целом разумнее сначала писать жалобу в ГИБДД, что, во-первых, быстрее, во-вторых, позволяет не потерять инстанцию, ведь после отрицательного ответа из суда вы уже не сможете написать жалобу в ГИБДД – только в более высокую инстанцию».
Форма жалобы
Жестких требований к форме жалобы нет, и соответствующие примеры обычно висят в приемных судов и ГИБДД. В жалобе должно быть указано подразделение, имя и должность лица, которому она адресована; ваше имя и контактная информация; сведения о постановлении (кем и когда выписано, номер); ваши запросы – отмена, переквалификация, смягчение наказание.
При этом Лев Воропаев отмечает, что как таковые доводы в пользу вашей невиновности в жалобе приводить не обязательно – главное, точно указать постановление, с которым вы не согласны, и приложить копию самого постановления. В любом случае дело должно изучаться в полном объеме, а ваши ремарки и доводы, если вы их привели, станут лишь отправной точкой для анализа ситуации. Хотя, разумеется, они упростят делопроизводство и увеличат шансы на позитивный исход.
Пример жалобы
Начальнику УГИБДД МВД по [...] области/городу
Сергееву Сергею Сергеевичу
от Иванова И.И., проживающего по адресу [...]
ЖАЛОБА
на постановление по делу об административном правонарушении
1 июля 2016 года мною было получено постановление по делу об административном нарушении, зафиксированном комплексом видефиксации, согласно которому я привлекаюсь к ответственности в виде штрафа в 1000 рублей согласно ч. 1 ст. 12.12 КоАП за проезд на запрещающий сигнал светофора. Считаю наложение на меня данного взыскания неправомерным в силу причин, изложенных ниже.
16 июня 2016 года на перекрестке улицы Ленина и улицы Грибоедова регулировку движения автотранспорта осуществлял сотрудник ГИБДД (регулировщик). Согласно п. 6.15 ПДД РФ, водитель обязан выполнять требования и сигналы регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора. Я проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора в прямом направлении, однако регулировщик в этот момент располагался левым боком ко мне с расставленными руками – согласно п. 6.10 ПДД РФ, данный сигнал разрешает проезд перекрестка в прямом направлении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ прошу отменить вынесенное постановление об административном нарушении (детали постановления: кем, когда выдано, номер).
К данной жалобе прилагаю копию постановления, а также ссылку на видеозапись с комплекса видеофиксации нарушений (также можно приложить другие документы, ходатайства, фотографии, схемы и так далее).
Дата и подпись
Что будет в ответе
В ответе будет либо решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, либо оставление его в силе. При этом в случае отказа у вас остается возможность в десятидневный срок подавать жалобы в вышестоящие инстанции. Срок в 60 дней, который дается на оплату штрафа, начнет отсчитываться через 10 дней после отказа (если он будет) от последней инстанции – обычно это областной (региональный) суд.
|