Немцы есть немцы. Они измеряют
объем багажника одинаковыми
параллелепипедами размерами 50 х 100 х
200 мм объемом ровно 1 литр. Американцы —
с помощью стандартного набора чемоданов
и сумок для гольфа, причем, последняя
должна вмещать, внимание, 2 «вуда», 4
«айрона», 1 «путтер» (это все типы клюшек),
обувь и три мячика для гольфа. Нет, если
бы так измеряли багажник какого-нибудь
Mercedes-Benz SLS журналисты, я
бы оценил идею, но когда «вуды» и «айроны»
внесены в национальный стандарт J1100,
это вызывает высокомерную
европейскую ухмылку. Житель Аляски,
быть может, мечтает измерять объем
багажника в клюшках для хоккея, а
какой-нибудь кент из Нью-Йорка — в
ай-фонах. Но нет — стандарт есть стандарт:
два «вуда» и четыре «айрона». Не знаю, участвовал
ли в его создании Тайгер Вудс, но J1100
придает гольфу статус
национальной забавы.
| Citroen C4 - рекордсмен гольф-хетчей: 408 литров (VDA) |
Разница в
менталитете — налицо. Европейский метод
(метод VDA, стандарт
DIN 70020),
которым мы чаще всего и пользуемся,
прост и линеен, как военный штык. Объем
параллелепипеда — 1 литр. Сколько
параллелепипедов вошло — такой и объем.
В Citroen C4, для
примера, входит 408.
Но у американцев
своя правда (метод SAE). Конечный объем
они тоже получают в литрах (или кубических
футах), просто заполняют багажник не
абстрактными кубиками, а набором грузов,
в который входит большой чемодан (229 х
483 х 610 мм), женская сумка (165 х 330 х 457), женский
чемодан (229 х 406 х 660) и так далее, включая
пресловутую сумку для гольфа. Последняя,
кстати, описана довольно подробно, имеет
податливые и жесткие зоны, а также
карманы.
Фактически, речь
о тех же кубиках, но более приближенных
к реальным предметам, ведь на самом деле
вы не будете грузить багажник литровыми
параллелепипедами. Если европейцы ищут
такое расположение «кубиков», при
котором объем максимальный, то американцы
упаковывают свой дорожный набор в
определенной последовательности, а
когда все семь предметов вошли, в ход
идут боксы поменьше (152 х 114 х 325). Для
больших багажников может быть использовано
два дорожных набора. В общем, методика
путаная и нам, людям с классическим
образованием, не вполне понятная, зато
в ряде случаев более адекватная.
Получается,
что прочих равных багажник по SAE
должен быть меньше, чем
по VDA, ведь
европейские малоразмерные «кубики»
легче затекают в узкие места багажных
отсеков. Для Hyundai i40, к
примеру, значения такие - 420 л (SAE)
и 485 л (VDA). Так что, метод SAE - более точный? Для седанов - да.
| Схема измерений SAE для хетча и универсала |
Но проблема
ровно в том, что для пятидверных кузовов расчет ведется по примитивной формуле
[длина х
ширина х высота]. Причем для универсалов -
по потолок салона, для хетчей — по
верхнюю часть спинок передних сидений
при сложенных задних! Поэтому объем
багажника по SAE для
пятидверок получается всегда больше, чем
по VDA: допустим,
для хетча Ford Mondeo результаты такие: 816 (SAE)
и 540 (VDA). С
практической точки зрения американский
метод неудобен: мы ведь чаще используем
багажник хетча при пятиместном салоне,
а универсалы и кроссоверы редко грузим
по потолок. Поэтому, когда я вижу в
технических характеристиках слишком
щедрое значение объема, первым делом
проверяю, не ошиблись ли авторы статьи
с методом измерения.
С системой
VDA проще:
хетчи и универсалы измеряются при
поднятых задних сиденьях по высоту
багажной полки (или линию окон): эти
цифры чаще всего и указываются в
технических характеристиках. А отдельное измерение посвящено объему при сложенных задних
сиденьях, причем по потолок. Эта величина
чаще всего указывается через слеш,
например, для Volkwagen
Golf VI – 350/1305
л.
Напомню также, что в 1 кубометре — 1000
литров, так что объем можно писать и так: 0,35/1,305
кубометра.
| Багажник прошлого "Гольфа" был невелик, но подкупал формой |
Пожалуй,
единственное неудобство метод VDA
создает для семи- и
восьмиместных машин, для которых объем
багажника измеряется в состоянии
максимальной пассажировместимости,
отчего литраж Toyota Land
Cruiser Prado получается в три
раза меньше, чем у Kia
Picanto.
Получается, что в целом
объем багажника по VDA —
величина вполне объективная,
воспроизводимая, но не дающая исчерпывающего
представления о вместимости багажника.
На что еще обращать внимание?
На погрузочную
высоту и особенно — на размеры проема.
Допустим, седан Ford Focus
имеет широкий, длинный, но невысокий
багажник и соответствующий проем,
поэтому впихнуть в него крупногабарит
можно не всегда. В противовес этому
Skoda Octavia с
кузовом типа лифтбэк позволяет грузить
вещи почти вертикально.
| Skoda Octavia можно купить только за ее багажник. Он еще и большой - 560 л (VDA) |
Не очень
удобны багажники, вытянутые в высоту:
у них меньше погрузочная площадь, поэтому
иной раз приходится наваливать вещи
друг на друга (пример — Kia
Soul). Но и слишком большая
погрузочная площадь при заданном объеме
имеет изъян: багажник получается очень
вытянутым, что осложняет доступ к его
глубинам (пример — тот же Focus
4d или Nissan
Teana).
| Багажник Kia Soul для своего класса немаленький, но геометрия неудобная |
Имеет значение
и форма отсека: иногда он ровный, что
облегчает погрузку и позволяет
распределить вещи максимально эффективно.
Иногда форма настолько сложная, что как
не грузи — остаются пустоты.
| Багажник седана Ford Focus. Неудобная форма и "обратная" ступенька |
У седанов
петли багажника могут быть «вдвижными»,
съедая часть полезного объема, или более
сложными, «многорычажными». В последнем
случае можно грузить отсек по крышку.
Интересно, что более примитивная схема
с вдвижными петлями иногда встречается
и на дорогих машинах (Lexus
ES, Toyotca Camry), а более сложная
— на доступных (Peugeot 408).
На объем багажника
часто влияет запасное колесо, потому
что требуемый для него объем — примерно
100 литров. У многих внедорожников и
кроссоверов оно вынесено под пол
автомобиля: с точки зрения багажника
это всегда плюс, но лично я не очень
люблю эту схему за чумазое состояние запаски.
| А вот сколько места занимает полноразмерная запаска в багажнике Peugeot RCZ (в комплектацию не входит) |
Иногда европейские
версии автомобиля имеют докатки, но для
России устанавливают полноразмерную запаску и объем
багажника уменьшается (примерно на 50
литров). Поэтому не всегда технические
характеристики англоязычных сайтов
совпадают с русскоязычными, даже если
используется одна система VDA. Стоит обратить
внимание и на схему складывания спинок
задних сидений. Чаще всего для этого
достаточно потянуть за специальные ручки, и спинки упадут вперед. У некоторых
машин нужно предварительно откинуть
вперед подушки задних сидений, и в этом
случае пол получается
более ровным. | Такая ступенька не позволяет воспользоваться плюсами сложенных сидений в полной мере |
Иногда при
складывании спинок между основным
отсеком и спинками образуется ступенька,
чаще вверх, но бывает и вниз. Иногда
наличие ступеньки определяется как раз
тем, докатка ли находится под полом или
нормальная запаска. Некоторые
производители, чтобы выровнять пол,
устанавливают проставки-органайзеры,
как у нового Kia Cee’d. Еще больше мне нравится схема Peugeot 3008 - здесь пол имеет три уровня.
| Органайзер для мелочевки (Kia Cee'd) компенсирует отсутствие полноразмерной запаски |
Ряд автомобилей
позволяет вообще демонтировать задний
ряд сидений, например, Skoda
Roomster. А для лыжников некоторые модели предлагают лючок в спинке задних сидений (он же удобен для пользования багажником прямо в дороге).
| Универсалы еще и чертовски красивы |
Ну и напоследок
мое личное соображение о том, какой
кузов лучше. Конечно, самый практичный
из всех — это универсал, но на второе
место я бы поставил хетчбэк. В пятиместном
состоянии его багажник меньше, чем у
аналогичного седана, но в повседневных
поездках обычно и не требуется многого.
Зато при переезде или покупке картины
хетч стократ переиграет седан по
практичности. Правило, конечно, не
универсальное, но в большинстве случаев
— как-то так. | Даже скромная "Фабия" может пособить в переезде |
Ранее на тему: Как измеряют паспортный расход топлива
|