Блог Артёма Краснова
Вторник, 29.09.2020, 05:15

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Октябрь » 26 » Как ездить зимой
19:00
Как ездить зимой

Мне нравится ездить в снегопад, по льду и в сильный мороз. Чистить и греть машину не нравится, но если она уже готова, в поездках по крутой зиме есть что-то очень трушное. Пятой точкой чувствуешь, как техника бросает вызов погоде и побеждает. Отсюда предлагаю вспомнить все полезные и сомнительные советы о зимней езде.

Самое первое, еще на стоянке – очистить от снега фары и особенно стоп-сигналы, а если поверх машины куски льда, убрать по возможности и их, чтобы не прилетело кому-нибудь сзади. Каюсь, рассыпчатый снег я с машины не убираю: разгонишься до 60-70 км/час, сам слетит, хотя задним может быть неприятно.

Зимой, особенно в крутой мороз или снегопад здорово, ухудшается обзорность: обмерзание стекол, снег вдоль стоек, пар от других машин и особенно автобусов. Собственно, я упомянул об этом лишь потому, что нужно иметь в виду: не видно не только нам, но и другим. Зимой стараюсь быть осторожным в отношении соседей по полосам, особенно если рядом машина, по признакам только что выехавшая с парковки. Ее водитель как пить дать озабочен прогревом мотора, салона и самого себя, а тут еще снег/наледь, так что в слепые зоны к нему лучше не лезть.

Старый избитый совет: после смены погоды несколько раз попробовать во дворах или на тихих улицах затормозить и разогнаться поинтенсивней. С одной стороны, позволяет оценить уровень сцепления, с другой, у организма включается зимний режим. Можно потормозить до юза и оценить, предсказуемо ли работает АБС.

О ней, кстати, отдельно: зимой АБС способна оказать медвежью услугу. Скажем, если под колесами укатанный снег, запорошенный свежим, АБС зачастую вообще не дает тормозам как следует схватиться, и машина скользит практически без торможения. В таких условиях АБС якобы позволяет совершать маневры, но когда скользко, а машина не тормозит, то и маневрировать особенно не получается. Я стараюсь даже на самых дрянных покрытиях обойтись без АБС вообще, а каждую ее сработку воспринимаю, как упрек в свой адрес. Иногда плохая работа АБС зимой связана с ошибкой в программе, как, например, скандальная история с VW Tiguan – машина отказывалась тормозить после попадания со льда на цепкие покрытия.

Впрочем, да не сложится у вас впечатление, что АБС в принципе вредна и ее нужно отключить выниманием предохранителя. Пожалуй, не стоит, если только вы не владеете приемами контраварийного вождения. Ибо одна из важных задач АБС – сохранить курсовую устойчивость автомобиля во время экстренных торможений. Например, некоторые модели с отключенной АБС на торможении уходят в интенсивный занос, и уж если выбирать из двух зол, то лучше приехать в препятствие фронтально, чем боком.

Система стабилизации – вот она, в отличие от АБС, зимой полезна почти всегда. Она также спасет от заноса, причем не только на торможении. Она поможет на «миксте» - покрытии с неоднородными сцепными свойствами. Некоторые ESP умеют подтормаживать буксующие колеса и таким образом имитировать работу блокируемых дифференциалов.

Но бывает, что мешает и ESP: например, если вы штурмуете обледенелый взгорок. Противобуксовочная система (она интегрирована в ESP) зачастую душит тягу в самый ответственный момент. Поэтому если где-то вы сознательно хотите пошлифовать или проехать внатяг, отключайте ESP заранее.

Насчет шлифования, кстати: очень часто выезжая с парковки по снегу приходится как следует дать газку и позволить машине погрызть снег. Если коробка передач механическая, в этом случае невредно полностью отпускать сцепление и дозировать тягу только педалью газа, а иначе после пары-тройки буксов салон наполнится характерным запахом паленой «сцепы». Честно говоря, до сих пор не довел у себя эту привычку до автоматизма.

При езде по глубокому снегу желательно хорошо чувствовать уровень сцепления. И даже предчувствовать, когда он упадет до нулевого. Ибо в снегу, с одной стороны, важна некоторая решительность: многие переметы или сугробы одолеваются с ходу. Но с другой, снег ужасно не любит буксования на месте: под колесами образуется талый лед и можно застрять в простейшей ситуации. Идеальный вариант - это ехать напористо, при этом не перегружая колеса сверх меры. Если машина начинает сдаваться, терять темп – чаще всего лучше сдать назад и попробовать пробиться с ходу. Навязчивому желанию нажать газ посильнее и будь, что будет, лучше не поддаваться.

По моему опыту, самое неприятное в снегу – это посадить автомобиль на брюхо. Обычно такое происходит, когда чересчур оптимистично взбираешься на сугроб или попадаешь в низину: снег набивается под днище, машина оседает и вывешивается на подушке из утрамбованного снега. Копать долго и сложно, подкладывать палочки под колеса почти бесполезно – проще выдернуть другой машиной. Надо ли говорить, что чаще всего на тестах засаживается паркетник.

Что касается езды по скользким твердям, по большому счету единственным секретом является умение правильно выбрать скорость. Ту скорость, которая позволяет плавно, без АБС затормозить перед любой неожиданностью. Других секретов нет.

Впрочем, нужно немного представлять, что случается, когда скорость превышена. Скажем, подавляющее большинство машин при слишком быстром входе в скользкий поворот уходят в недостаточную поворачиваемость, то есть выскальзывают наружу повороту. Если скорость слишком большая, сделать что-то практически невозможно. Особенно вредны попытки вписаться, вывернув руль в сторону поворота на максимальный угол: мало того, что вы усугубляете снос, так еще и при ударе, например, в бруствер анфасом колесного диска вы рискуете повредить подвеску (раллисты, вылетая, направляют колеса перпендикулярно сугробу). Если  началась недостаточная поворачиваемость, лучше слегка (не в пол) притормозить, убавив угол поворота руля, а затем попытаться «врулить» в поворот снова. Понятно, что на все эти действия требуется время, а машина ощущается инертной, как катер. Вот почему скорость в этом случае так критична.

При резких маневрах со знакопеременными нагрузками, вроде лосиной переставки, многие машины зимой склонны к избыточной поворачиваемости, то есть заносу. То же самое случается, например, при езде по частично обледенелому асфальту или при резком съезде на обочину. Если ESP нет, занос может развиться быстро и внезапно, а попытки его скорректировать обычно приводят к маятниковой раскачке. Народная мудрость гласит, что третий мах не ловится, так что… Лучше не доводить, а большая часть советов «как справиться с заносом» по большому счету бессмысленна, потому что решают не столько знания, сколько рефлексы. А их можно только отработать на практике.

Но все эти страшилки не касаются аккуратных водителей, у которых, как говорит Парящий над Дорогой, ESP в голове. А в остальном зимой ездить – одно удовольствие: именно по холодам разница с маршрутным транспортом особенно заметна.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1052 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вождение, Зимняя езда, ESP | Рейтинг: 5.0/6


Всего комментариев: 14
1 HQ74   [Материал]
Согласен про зиму, романтика в сугробах. Тоже люблю этот период, особенно когда можно немного пошалить на дороге. За мои 30 лет (офигеть однако уже цифра) за рулем, только дважды попадал в серьезный занос. Оба раза на шохе и оба раза вышел целым и удержал машину на дороге. Хотя машина оба раза делала оборот в 360. И собсно процесс был одинаковым: при начале обгона попадал на бугор ледяной посередине дороги. Парировал все это на рефлексах ибо это секунды и уже все кончилось. И только потом отходняк всегда жесткий.  Руки и ноги обычно трясутся независимо от твоей воли. smile Рефлексы накачал постоянно каждую зиму тренируясь в деревне. А на переднем приводе ни разу не было проблем, но попытки уйти в занос были легкие но я их успевал прочуствовать и ликвидировать в зародыше. Главное действительно это скорость, если будешь вваливать то ничего не поможет.

2 liposoma   [Материал]
Я бы упомянул еще об опасности резкого выскакивания из колеи,  например для обгона тихохода. Тем более что погода и дорожные службы хорошо постарались в формировании колейности...

3 HQ74   [Материал]
Вот собственно так и бывало. И главное что спасало, то что выходил на обгон предварительно снизив скорость перед тихоходом. Ну а причина это колейность дороги и главное то что тогда экономить приходилось и на машине стояли зимние только сзади. Да что говорить, в те времена некоторые зимы вообще не переобувались. Хотя обычно всесезонка вроде стояла.

4 Andrewtim   [Материал]
Если началась недостаточная поворачиваемость, лучше слегка (не в пол) притормозить, убавив угол поворота руля, а затем попытаться «врулить» в поворот снова.

Если скорость небольшая, до 50 км/час и передний привод, то можно заправить машину в поворот ручником, а потом вытащить из заноса газом, хотя спецы и на больших скоростях это проделывают.

0
5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Те, кто умеет такое делать, скорее всего, и не попадут в такую глупую ситуацию, как недостаточная поворачиваемость, ибо по большому счету это детская ошибка. Пользоваться ручником нужно уметь (скажем, затянуть его сразу с нажатой кнопкой, чтобы не закусило), и в экстренной ситуации очень небольшой процент водителей гарантированно исполнит  что-то подобное. Я бы даже не пытался: прием "убавить руль - восстановить зацеп - добавить руль" более надежен. В худшем случае ткнешься носом в бруствер/столбик/бордюр - это лучше, чем ткнуться бочиной, исполняя занос на ручнике. 
Плюс если шины "скользкие", вытащить из заноса газом практически невозможно. Шины будут "юзить", но "реактивной" тяги, как у раллийной машины, не возникнет. Там шипы по 5 мм и шины узкие.

6 PsKoT   [Материал]
А Кот зиму не любит - холодно :-( Еще и беда началась какая-то странная с холодами наступившими. Может кто сталкивался, подскажет? На автомате с нейтралки не дает включиться в режим D, да и вообще никуда не дает пока не прогреешься хорошо, а потом один фиг тяжко включается... Прошлой зимой такого не было...

0
7 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Евгений
16.08.2014 в 00:57
Доброго дня всем. у меня лачетти 1.6 2012 гв, автомат. проблема
возникла следующая. при переключении скорость как бы не включается, то
есть рычаг застревает между положением N и D. в этот момент на одоометре
загарается Z. приходиться либо силой включать либо обратно в паркинг, а
потом снова в драйв. когда включается в драйв коробка ведет себя
изумительно. в чем может быть проблема?

Master

17.08.2014 в 11:13
Добрый день, Евгений. Попробуйте переключить непосредственно
рычагом на АКПП, к которому подходит тросик. Если буде все нормально. То
проблема или в тросике или в самой ручке.

Взято отсюда

8 PsKoT   [Материал]
Спс! Надо глянуть что там на одометре в этот момент... Пока поиски по инету такой же проблемы не высветили. Здесь тоже немного не так - ибо до P тоже включиться не дает. И где же этот тросик там искать - там все зашито вроде... Есть ощущение, что надо в сервис будет ехать, а так не хочется...

0
9 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Если я правильно понимаю, есть сигнальная лампочка HOLD, нужно глянуть, не загорается ли она. Может быть, просто сам привод разрегулировался - честно говоря, даже не представляю, как устроен привод селектора АКПП ))

14 PsKoT   [Материал]
Глянул на панель приборов - не чудит. Все в норме. HOLD тоже н при чем... Поездим, посмотрим, будет отпуск - Кот в сервис наведается...

10 Энцо   [Материал]
Посмотрел видеоподборку и подумал, что подавляющее большинство ситуаций, попавших в нее, не относятся к описанным тобой, Артем, в тексте. На видео большинство водителей, попав в ситуацию легкого заноса (при превышении скорости) начинают активно "исполнять" рулем, что и приводит к вылету на обочину или встречку.
Было бы здорово услышать от тебя (или профессиональных гонщиков) четкий алгоритм действий: что делать, если машину начало на скорости разворачивать на зимней дороге?

1
Я склонен согласиться, что подборка не совсем иллюстрирует текст, это, скажем так, бонус - что еще бывает

Проблема с заносом в том, что объяснять словами почти бесполезно - решают рефлексы, опыт. Причем опыт не в смысле 300 тысяч пройденных километров, а опыт именно контраварийной подготовки.

Но если вкратце, то первое, что должен уметь водитель - это определять начало заноса. Это функция вестибулярного аппарата, если к нему прислушиваться, то зачастую можно понять, когда машина начинает скользить.

Резкий занос (например, при смене типа покрытия или при наезде на какой-нибудь бугор) зачастую вообще отловить сложно - слишком быстро, слишком внезапно. Если же занос относительно плавный, то нужно движение рулем в сторону заноса, но (и это очень важно) с обязательным возвратом руля в ноль. Если не хватило - еще одно движение рулем в сторону заноса. 

Проблема в том, что крутануть руль в сторону заноса - это несложно. Это естественная реакция (машина как бы уходит носом внутрь поворота, и вполне естественно вывернуть руль в другую сторону). Вся тонкость именно в том, чтобы контрвращение было на разумный угол и не слишком затяжное. Тогда занос купируется на ранней стадии: машина просто скользнет боком и дальше поедет.

А вот если дать рулем слишком уж сильно, то второй мах может быть еще круче первого, а третий уже привести к развороту. Бывает, конечно, ловят и маятниковую раскачку, но это в целом сложнее.

Подытоживая:

1. Занос нужно распознать как можно раньше
2. Побеждается он контрващением
3. Контрвращение должно быть на ограниченный угол и не слишком затяжным, иначе - маятниковый занос.

Ну и снова - зазубривать бесполезно, лучше попробовать на закрытой площадке - вот тут можно подергать ручник для провокации, как советует Andrewtim.

А еще лучше - машина с ESP.

12 Аяврик   [Материал]
ЕСП штука полезная, спору нет; но пару дней назад чуть не попал Тигуан, который "вышивал" между рядами по сплошному льду. Ясно, что личной заслуги "тигуанщика" в безаварийном вождении %5, остальное делает электроника; если не сработает - ... В связи с этим такой вопрос: есть ли статистика отказов этих систем?

0
Хм... Мне не встречались данные, например, об отзывных компаниях по причине некорректной работы ESP. Вот с АБС скандалы бывали, вроде упомянутого Тигуана и еще каких-то марок.

Думаю, ESP тоже не безгрешна. Просто, видимо, о ее ошибках особенно некому рассказать: работа системы неявная, так что и валить на нее сложнее.

Кстати, на разных машинах системы могут работать по-разному. Скажем, простенькие ESP только ловят занос и стабилизируют машину при резких маневрах. Более сложные (кстати, в т.ч. на Ладах) умеют бороться с недостаточной поворачиваемостью, тормозя и заправляя машину в поворот: по ощущениям, словно инструктор рядом помогает. Наконец, самые продвинутые системы, вроде бмвэшной, обеспечивают некоторую степень свободы: можно слегка мести хвостом, но как только ты сделал первое контрвращение, система тут же пресекает занос.

И за последние годы ESP достигли невероятных высот в смысле маскировки своей деятельности. Раньше хоть хрустели/дергались, а сейчас иной раз так ловко помогают, что ничего не ощущаешь, кроме моргания лампочки. Ну и ощущаешь себя великим ассом ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |