Фото Александра Файрузова (отчет о ямочном ремонте в Члб - здесь).
Я толерантен к плохим дорогам. И у моей машины 170 с чем-то там миллиметров ниже пояса. Я считаю, что если видишь разбитый асфальт, выбирай правильную скорость и не зуди. Но этой весной, черт возьми, я изменю себе и позужу.
На моей водительской памяти такого межсезонья еще не было. Поперечные стыки обозначились уже в январе, первые дыры заулыбались из-под снега в конце зимы, а к марту езда стала все больше напоминать аркадную игру, где твоя задача — увернуться от черных тварей и не сбить ничего по пути.
Я стараюсь ездить еще аккуратнее, но время от времени все равно прикладываюсь где-нибудь то картером, то бамперами. Как, интересно, ездят отважные люди на Focus II или Cee'd с просветом до 140 мм? Даже на знакомых маршрутах бесполезно полагаться на память, потому вчера подвеска глотала вот эту яму, а сегодня давится. Ну и отдельная песня — дождь: ехал давеча из аэропорта по дальнему хвосту пр. Победы (он и раньше был не айс), и временами накатывало желание включить аварийку и покурить, хотя не курю.
Ну вот, позудел. Теперь к конструктиву: мне интересно, чем спровоцировано столь быстрое увядание дорог этой весной? Я спрашивал коллег из других городов, и многие (кроме Питера), сказали, что ситуация напоминает нашу. Разве что в Волгограде особенного ухудшения не произошло, потом там все и было плохо.
Насколько помню, еще с осени погода в этом году радовала частыми переходами от снегопадов к оттепели. По данным климатического мониторинга только в декабре 2015 температура переходила отметку ноль градусов минимум семь раз. Для сравнение, в декабре 2014 это случалось лишь трижды. Март сам по себе месяц кисло-сладкий, и в этом году переход через ноль случился минимум двенадцать раз, а, например, 12 марта дневные +3 сменились ночью -15 градусами. И эти данные не отражают всей картины, потому что днем асфальт нередко нагревается выше ноля даже при минусовой температуре воздуха.
Добавим в наше уравнение изобилие снега, который сгребали в кучи, но почти не вывозили: таяние, влажная погода и постоянные перепады температур — идеальные условия для расклинивания трещин.
Так появляются «нетленки», вроде участка Труда у пересечения с Энгельса, который каждую весну приходит в аутентичное состояние: не дорога, а лестница. Едем чуть дальше — улица Коммуны, еще одна незаживающая язва.
Хорошая дорога должна иметь некоторый иммунитет от влаги. «Горбатый» профиль в поперечнике, ливневые решетки и бордюры, препятствующие стеканию воды со склонов, избавляют дорогу от лишней влажности. Но в России до таких нюансов как правило не доходят. Какой там профиль — зачастую на относительно новых дорогах образуются лужи в локальных впадинах.
Здесь на передний план выходит следующая проблема, и даже посерьезнее профиля: неустойчивость основания дороги. Это хорошо заметно на Университетской набережной, где асфальт в целом еще вполне сносный, но во многих местах начинает проседать все больше с каждым месяцем. Плохая новость в том, что дорогу, изначально сделанную «жидкой», можно ремонтировать бесконечно, ибо новый асфальт все равно будет трескаться и расползаться. И вылечить такую дорогу быстрыми способами не удастся: по сути, ее проще раскопать и засыпать заново.
О проблеме российских битумов уже писал: если вкратце, то, согласно нашим ГОСТам, битумы бывают теплолюбивые или морозоустойчивые, но универсального варианта, который держит температуры от -50 до +50 градусов, нет. Или, по крайней мере, его использование не регламентировано.
Впрочем, проблема битумов решается косвенными методами за счет добавок, армирования или использования щебня особой формы, но это, естественно, удорожает строительство. А четких нормативов, сколько должно выдерживать полотно, как и ответственности за его недолговечность, в России попросту нет. Поэтому надежные дороги у нас появляются спорадически: иной год дорожники вложатся, и дорога стоит потом десять лет. А то, что делается на скорую руку — также быстро распадается.
Дорожная революция последних лет при всех ее плюсах провоцировала строить дороги в ударных темпах, что сказалось и на их качестве: в пример можно привести ул. Косарева, которую расширили в самый разгар революции. Весной она поплыла, как и многие реконструированные перекрестки.
Виновных в ситуации слишком много, чтобы называть кого-то одного. Отчасти виноват климат, отчасти — строители, отчасти — эксплуатационники. Есть изъяны в нормативной и законодательной базе, и есть просто стечения обстоятельств.
Ямочный ремонт, за который взялись нынешние власти - мера явно тактическая, и латание кариеса в такой спешке и при такой влажности, скорее всего, лишь отсрочит проблему.
Я начинаю воспринимать дороги как еще одну форму транспортного налога. Больше ездишь — больше платишь, только не в казну, а сервисменам. Но удовольствие от вождения этой весной я не испытываю, и жду возможности сесть на велик. На радость Сиплому)).
И вот опять про климат:) Ну что в России какой-то уникальный климат что ли? Он на всей территории страны, походу, одинаково хреновый, если судить по дорогам.
У меня недавно Лиля, супруга, спрашивает: а если прорыть Землю насквозь в Америку, куда тоннель выйдет? Мы набрали в гугле координаты Челябинска, заменили E на W, и получили середину восточного побережья Канады. А Челябинск - это 300 км до южной границы России )))) То есть юг Канады - это, грубо, как наш Казахстан, а США - это уже наши южные республики. Мурманск и норвежский Тромсо - последний даже чуть севернее. Я там был, люди зимой без шапок ходят, Гольфстрим. Исторический минимум - минус 18 градусов. А город на 300 км за Полярным кругом. Ну я к чему: из крупных цивилизованных стран нет государства со столь суровым климатом. Нам уже надо с этим примириться: у нас действительно очень сложный климат, с сильными морозами, с резкими перепадами. Это не единственная причина плохих дорог, но и полностью ее игнорировать нельзя. В Европе, например, когда зимы сопровождаются перепадами температур, покрытие тоже склонно разрушаться, этот процесс можно тормозить, но полностью исключить, видимо, сложно
Вам надо было еще северную широту заменить на южную....я лично себе так представляю понятие насквозь....попали бы куда-нить в южную америку, или в какой-нить океан рядом, интересная игра, надо попробовать....
По сабжу все верно....люди с таким удивлением узнают, что климат определяет долговечность....никто почему-то не задумывается почему это асфальт у нас сходит после зимы, а не после лета...как будто эти вещи между собой не связаны, так простое совпадение....
Климат у нас действительно суровый - в аэропорту, где я работаю даже бетонная полоса разрушается от перепадов температур - наблюдаю постоянно это явление когда ее осматриваю - появляется все больше камешков. Конечно ее будут ремонтировать, но вообще на такие обьекты дается срок службы до 50 лет при нормальных погодных условиях. Про дороги даже говорить нечего - на машине ездить сейчас - только подвеску убивать. Наблюдал как делают ямочный ремонт в районе ТК Кольцо - набросали асфальт в ямы даже не закатывая - едешь по такой дороге как по гребенке - пыль столбом. Такое чувство что все делают на скорую руку.
Виновных в ситуации слишком много, чтобы называть кого-то одного. Отчасти виноват климат, отчасти — строители, отчасти — эксплуатационники. Есть изъяны в нормативной и законодательной базе, и есть просто стечения обстоятельств.
Читаю и кажется что мед пью...но жалко, что не все это понимают...вон петиции вносят...не понимают, что виноватых нет, ибо все вместе виноваты...сейчас в Москве уже неделю...имею возможность сравнивать...отличия разительные, даже в вещах чисто относительных, вроде менталитета и культуры выполнения работ...
С другой стороны, я считаю, что резерв дорожников еще далеко не выбран. То есть часть вины на них есть, и об этом свидетельствует как минимум тот факт, что не все дороги разрушились даже этой весной. Причем болевые точки - из года в год одни и те же, часть уже называл. Как по мне, причина очевидна - сделали изначально дерьмовое основание дороги, поэтому сколько ее одежду не латай - хватает на полгода. Я старые дыры уже в лицо узнаю. И наверное, ничего не изменится, пока не будет длительной гарантии на дорогу (не три года, как сейчас, курам на смех). Вот когда она будет, появится мотивация изначально делать все, как в Древнем Риме ))) Чтобы на века.
Ну да, прогресс пошел, согласен. Хотя я скептик насчет ямочного ремонта, в форс-мажорных обстоятельствах его можно делать, но когда одну и ту же яму делают каждые полгода...
Понимаешь, как вариант-нормальный прием. Но у нас очень часто на этом и останавливается. По типу, что сейчас вот так сделаю, а уже домой приеду хорошо на проволоку прикручу
Да я ж не против, но тут вопрос чисто правовой....вот например размещает автодор тендер на реконструкцию дороги, а в нем указаны нормативные документы, которым должно соответствовать качество дорог...а в этих документах прописаны известные тебе вещи и марки битумов, т.е. у подрядчика нет никакой мотивации делать качественнее, они делают так, как примут...и гарантия тут не поможет, они юрлицо сменят и никакой гарантии...тут надо на берегу решать и смотреть...нужны новые нормы с учетом современных достижений....точно так же и производители асфальта...настроили свое оборудование на определенный гост и рады....никаких тебе присадок, никаких стабилизаторов....моторное масло же умудрились сделать широкотемпературным, я уверен, что и битум так же можно, только никому это не надо...госту же соответствует...даром, что гост уже столетний и современный траффик не выдерживает...
и сразу 2 аспекта вываливается а) лабораторные изыскания-дорого содержать спецов. б) увеличение себестоимости. в) на какой баян все это делать, если гораздо выгоднее перекладывать асфальт каждые 3 года
ем указаны нормативные документы, которым должно соответствовать качество дорог...а в этих документах прописаны известные тебе вещи и марки битумов, т.е. у подрядчика нет никакой мотивации делать качественнее, они делают так, как примут
Да, я также вижу ситуацию. Причем, вероятно, бывают случаи, когда личностный фактор вмешивается: приходит опытный и совестливый начальник и говорит: будет делать не на отъе..., а по уму, и тогда из каких-то малозаметных мелочей получается нормальная дорога. Тут щебень чуть получше, тут битум. И потом она стоит десятки лет. А другому лишь бы сделать, у него планы, сроки, комиссии, он ни о чем другом не думает. Если дорога внешне похожа на новую - значит, он свою миссию выполнил.
Цитата
.и гарантия тут не поможет, они юрлицо сменят и никакой гарантии...тут надо на берегу решать и смотреть...нужны новые нормы с учетом современных достижений....точно так же и производители асфальта...
Это сложный вопрос, даже не знаю, что ответить. Возможно, нужна личная ответственность руководителей стройки, вплоть до уголовной. Нужен контроль на разных стадиях строительства с полным документированием. Грубо говоря, веб-камеры на каждом самосвале ))) Чтобы глубина котлована, тип щебня и т.п. было задокументировано.
Цитата
моторное масло же умудрились сделать широкотемпературным, я уверен, что и битум так же можно, только никому это не надо...госту же соответствует...даром, что гост уже столетний и современный траффик не выдерживает...
Когда на авточеле разместил статью про битумы, кто-то опытный ответил, что из российских нефтей битумы не очень хорошие получаются, есть, по-моему, венесуэльская нефть как раз под битумы, но понятно, что цена вопроса другая. И да, наверное, можно сделать битум универсальным, ну либо саму дорогу чем-то армировать (есть проекты), но то ли это дорого, а то ли просто невыгодно.
Как я вижу, строить дорогу - геморрой. А вот ремонтировать - одно удовольствие: деньги капают, ответственности ноль, лишь бы внешне было похоже на ремонт.
Возможно, нужна личная ответственность руководителей стройки, вплоть до уголовной.
Как это ты себе представляешь? Все законы чтоли переписать в РФ? Это так-то чуть ли не конституцию придется переписывать...оцени масштаб изменений....у нас сейчас, как и везде в мире, отсутствие какой-либо ответственности - базовый принцип существования общества...таким макаром и чиновников можно ответственностью обложить, и банкиров и прочих....вооще красота начнется...только вы батенька революцию предлагаете...ага, типа сломалась дорога-держи десятку строгача, обанкротил зовод-лови пятнашку, отозвали у банка лицензию, за мутные делишки - двадцатка в магадане тебе, а не мальдивы...красота!
Цитата
Нужен контроль на разных стадиях строительства с полным документированием.
А вот это все есть... и акты на скрытые работы исправно пишут и даже подшивают потом в исполнительную документацию и сертификаты на асфальт и на щебень, тут они научились формализму...только что толку...написано в сертификате, что асфальт соответствует госту....и что? Гост-то устарел давно. И характеристики в нем прописаны дедовские...когда одна машина в час считалась уже значительным потоком...нормы у нас преимущественно еще советские, ну может чуть перелицованные, а траффик современный, вот и проблемы...
Про битумы я ничего не знаю, но думаю, что при желании можно получить вполне приемлемый битум и из нашей нефти...ну присадок сыпануть...масла же как-то делают разными из одного и того же базового масла...если уж битумы не можем подтянуть, ну бетоны есть, фибробетоны с полимерной фиброй, микрокремнезем, хотя бы на ответственных и убитых участках могли бы их использовать...так нет же, с упорством, достойным лучшего применения, долбятся головой о стену...
Мне на эти темы сложно спорить, ибо я не юрист. Думаю, при желании всегда есть умный вариант помимо переписывания конституции. Но это больше вопрос к юристам. Проблема сложная и многослойная, но, думается мне, все же решаемая. Вечные дороги в России - наверное, это миф. Но дорога, которая стоит хотя бы 10 лет и не требует ежегодных ремонтов... чуйка говорит мне, что такое возможно, и что даже деньги на это есть ))) Нужно только научиться их трать.
На каждый умный вариант, есть хитрый болт с левой резьбой....это не так просто...иначе уже бы давно придумали как это сделать...на эмоциональном уровне всем все понятно, но как только начнешь касаться конкретных действий, сразу возникает масса нюансов, которые в сумме грозят изменить смысл нововведений на полностью противоположный...это проблема не только дорог...всей жизни...тут опять же применим базовый принцип - мы имеем ровно те дороги, которых заслуживаем. Пока все коллективно не улучшимся, не изменятся и дороги...
Ну замени слово "не просто" на невозможно...смысл не изменится....т.е. тебе надо не просто пожарить мясо, а сделать так, чтобы оно не нагрелось при жарке сильнее комнатной температуры...
Нагрев все равно будет...иначе никак...разница только в способах доставки тепла...не конвективный поток, не теплоперенос, а излучение...солнце-наш самый большой инфракрасный гриль....все тепло передается сугубо излучением...нагревает еще как...
Я вот каждый день по радонежской езжу 2 раза, и хочу заметить, что я ни разу не чувствую избыток проходимости или всеядности подвески Всерьез подумываю на 14 диски перейти летом, благо цена на них не большая для моей машины.