Ну как к нему относиться? Этот Ё-мобиль – как непотопляемый
буй, который отразил миллионы ехидных торпед, прошел минные поля скепсиса, справился
со штормами презрения, и в какой-то момент уже, казалось, исчез из виду, ан нет
- плавает себе и даже журналиств на презентации собирает: сегодня на Дмитровском полигоне прошла самая массовая, с тест-драйвом.
И кто прав – деструктивные скептики, вроде меня, или махровые
оптимисты, стоящие в виртуальную очередь за Ё-мобилем? Кстати, кто последний? Вы?
Вот вы самый махровый.
От первоначальной концепции Ё-мобиля осталось не так уж много.
В таблице ниже я свел воедино обещания и характеристики показанного сегодня (но
еще далеко не серийного) Ё-мобиля. Цветами я выделил степень выполнения
обещаний: красный – не выполнено, желтый – частично, зеленый – выполнено.
Параметр
|
Концепция 2010 года
|
Концепция 2013 года
|
Тип
|
Хетчбэк, пикап или кроссовер
|
Кроссовер
|
Двигатель
|
Роторно-лопастной ДВС
|
Серийный 1.4-литровый поршневой мотор Fiat мощностью 75 л.с. (ставился на Punto)
|
Кузов
|
Несущий композитный кузов, армированный базальтовым
волокном
|
Стальная пространственная рама с внешними панелями из
АБС-пластика
|
Привод
|
Полный
|
Полный
|
Трансмиссия
|
Последовательный гибрид с накопителями энергии на основе
суперконденсаторов
|
Последовательный гибрид с накопителями энергии на основе
суперконденсаторов
|
Топливная система
|
Многотопливная (бензин/метан)
|
Бензин, по заказу – бензин/метан (в последнем случае
автомобиль лишается багажника и запасного колеса)
|
Цена
|
До 360 тысяч рублей
|
Не сообщается, по предыдущей информации – порядка 500
тысяч рублей
|
Начало выпуска
|
2012
|
2015
|
Объем выпуска
|
80-100 тысяч в год
|
40 тысяч (к 2018 году)
|
Оптимисты могут записать в счет своей победы, что Ё-мобиль
до сих пор жив и развивается: с этим не поспоришь, и за это редкое упорство от
меня большой поклон. Я смотрю Ё-мобиль, как бразильский сериал, плююсь на
сырость сюжета, на торчащий из-за уха актера микрофон, на логические неувязки, но
липну к экрану и с нетерпением жду следующей серии. Знаете, если завтра объявят о
закрытии Ё-проекта, у меня не будет злорадства – у меня будет печаль. Я
настаиваю – этот проект должен быть доведен до конца. Каким бы он не был. Ну, Запорожец - так Запорожец, нам не привыкать.
Но и скептики могут чувствовать себя в шоколаде, ибо никто
не сомневался в возможности создания автомобиля вообще. Критику вызывала
сверхсложная концепция на грани технической революции, помноженная на
подозрительно низкую цену. И коль скоро той концепции уже нет, то настоящий
Ё-мобиль можно считать уже мертвым. Презентация для журналистов, говорите? А
сколько их уже было: и в центре Москвы, и в Минске, и каждый раз новые машины,
и каждый раз уже почти готовые, дайте нам еще годика два.
С другой стороны, есть ощущение, что Ё-команда все-таки учится.
Отказ от базальто-роторной фантасмагории дает надежду на выздоровление. Хотя для
Ё-мобиля выздоровление – это смерть, ведь чем реалистичнее становится
концепция, тем она проще и банальнее, а это противоречит духу проекта. Развивать
Ё-мобили – это как прививать хорошие манеры Джеку Воробью: ну да, он станет еще
одним напудренным лордом, но кому нужен еще один напудренный лорд?
Впрочем, Ё-команда сохранила в нынешнем прототипе один из
весьма необычных элементов: электротрансмиссию на основе ионисторов (суперконденсаторов).
Но вот для чего – лично мне пока непонятно.
Поясню: по данным «За рулем», емкость суперконденсаторов
составляет 500 кДж, в более привычных нам единицах – 7А*ч, то есть в несколько
раз меньше обычного аккумулятора. Это означает, что использовать ионисторы для постоянного
«буста» Ё-мобиль не сможет, а стало быть, в полный рост проявится его низкая
энерговооруженность: 75-сильный моторчик от «Пунто» для среднеразмерного полноприводного
кроссовера – маловато будет. Если добавить к этому возможные проблемы с
надежностью – а революционные решения без этого редко обходятся – концепция кажется
натянутой, и если через два года Ё-мобиль дебютирует с пятиступенчатой коробкой
от «Логана», я не удивлюсь.
Отсутствие багажника в метановой версии – также неприятный
просчет, ведь применение метана анонсировалось еще на ранних стадиях концепции,
поэтому разработчикам было легче интегрировать баллон в конструкцию, чем,
например, «газификатором» VW Passat.
Остается непонятной цена: при объеме выпуска 20 000 автомобилей
в год Ё-мобиль не сможет претендовать на большие скидки производителей
компонентов, которыми те одаривают проекты-миллионщики. Скорее всего, при
прочих равных он будет стоить этак процентов на 20-30 дороже аналогичного серийного
автомобиля, и при заявленном уровне оснащения я не жду ценника ниже 600-700
тысяч рублей.
Скоро ведущие СМИ опубликуют тест-драйвы, но и они вряд ли
расставят все точки над нашим загадочным Ё. С одной стороны, предсерийным
машинам много прощают, с другой, их-то как раз можно собрать более качественно
силами профессиональных ателье – в данном случае цена не является краеугольным
камнем.
Так что интрига сохранится еще долго. Ну и слава богу.
|