Блог Артёма Краснова
Пятница, 03.05.2024, 12:12

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2010 » Декабрь » 15 » Избыточная? Недостаточная?
22:31
Избыточная? Недостаточная?


Автомобильные журналисты обожают словосочетания «избыточная» и «недостаточная поворачиваемость». Наш долг - ввернуть эти крутые словечки в каждый тест-драйв, даже если на повестке дня пикап или маршрутный автобус. Да даже если трамвай, ведь на этот случай есть термин «нейтральная поворачиваемость».

Не так важно, понимают ли смысл этих слов читатели, тем более не важно, понимаешь ли этот смысл ты сам. Термины классно звучат, а главное, создают впечатление, что человек, написавший текст, ну очень крут за рулем. Он умеет жечь резину. Он чувствует автомобиль. Он просит на тест-драйв машину и четыре запасных бампера. Короче, он небожитель. Так думают про себя журналисты, усеивая текст «избыточными» и «недостаточными» поворачиваемостями.  

На самом деле, конечно, порой страшно проверять, какая именно там поворачиваемость, но на этот случай есть стандартная и беспроигрышная формулировка: «слабая  недостаточная поворачиваемость на входе в поворот сменяется едва заметной избыточной поворачиваемостью на выходе». Как говорится – пиши, не прогадаешь. Все равно никто не проверит. А если проверит, и окажется, что ты не угадал – сошлешься на давление в шинах.


Хоть я и сам люблю эти термины по описанным выше причинам, иной раз они кажутся излишними. Ведь 99,9% времени даже самые лихие гонсчеги не ездят за гранью сцепных свойств шин, и если и сталкиваются с недостаточной поворачиваемостью, то в попытке увернуться от препятствия во время экстренного торможения (а такое случится на любой машине, независимо от ее баланса в остальное время).

Но знаете что? Дождь в декабре заставил меня пересмотреть важность этих терминов, ибо вчера и сегодня даже на детских скоростях баланс автомобиля сказывается на вождении, как никогда. Например, у Citroen C4 явно выраженная склонность к недостаточной поворачиваемости, и если войти в поворот быстрее разумного, он скользит передком к наружной обочине. В целом, мне это нравится, ибо задница «Ситроена» остается приклеенной к траектории, а сорвать машину  в занос (в избыточную поворачиваемость) можно разве что неадекватным включением пониженной передачи в середине поворота или ручником (но это не считается). При этом если я чувствую, что в повороте передок машины «поплыл», то просто бросаю газ, и буквально кожей чувствую, как передние колеса снова вгрызаются в лед коготками своих шипов. На моей машине нет ESP, и подобная настройка отчасти заменяет электронику, ибо делает вождение интуитивным: как только машина уходит в недостаточную поворачиваемость, возникает чувство опасности (ой, кажется, я не попадаю в поворот) и инстинктивно ты бросаешь газ или прижимаешь тормоз, нагружая передние колеса.  Конечно, с перепугу важно не давить тормоз до талого, иначе недостаточная поворачиваемость только усугубится. 


А вы почувствовали баланс своего автомобиля? То есть, когда вы слишком резко крутили рулем или перебарщивали со скоростью в повороте, машина стремилась распрямить траекторию (недостаточная поворачиваемость) или завертеться волчком (избыточная)? На автомобиле с ESP понять такие нюансы сложнее, но тоже можно.

Не утихают споры, что безопаснее – избыточная поворачиваемость или недостаточная. Кто-то считает первую более смертоносной, ибо она грозит разворотом автомобиля и требует более решительных действий за рулем, иногда, противоречащих естественным реакциям.  К примеру, если на переднеприводной машине потащило задок, помимо поворота руля в сторону заноса, нужно как минимум не бросать резко газ, ибо это усугубит занос. Но психологически сделать это не так-то просто, более того, хочется вообще дать по тормозам, и тогда машина может стать вообще неуправляемой.  Гонщики делают наоборот: выставляя машину в занос, они поддают газку, вытаскивая автомобиль из поворота тягой. Но, как говорится, dont try it at home, по крайней мере, без предварительной тренировки.


Современные автомобили с ESP довольно эффективно борются с заносом, более того, их шасси зачастую настроено на избыточную поворачиваемость. Они охотно входят в поворот, слегка пританцовывая задом, а излишний угол заноса срезает система стабилизации. Самым запоминающимся в этом смысле был Jeep Cherokee, который можно было вести в легком заносе, почти ничего не делая. Без ESP он был бы машиной-убийцей.  

Впрочем, недостаточная поворачиваемость также опасна.  Разница с избыточной в том, что в правом повороте на встречку вас потащит не задом наперед, а лоб в лоб. Что хуже – еще вопрос.

Вообще, я считаю не совсем корректным жестко привязывать определенный тип поворачиваемости к автомобилю. Дело в том, что в разных условиях одно и тоже шасси может вести себя по-разному. Возьмем, к примеру, Nissan Teana 4WD, с которым мы поупражнялись на ледовой площадке перед «Трактором». Едешь прямо, резко выворачиваешь руль – недостаточная поворачиваемость. То же самое с резкой подачей газа – избыточная. Прямая, торможение, резкий поворот руля – секундная недостаточная с переходом в плавный занос. Ну и так далее. Короче говоря, тип поворачиваемости зависит не только от автомобиля, но и от стиля езды.


Для себя я решил, что важнее даже не тип поворачиваемости автомобиля, а способность шасси решать две задачи: извещать водителя о приближающемся сносе или заносе (вот почему журналисты так зациклены на другом красивом словечке – «информативности руля») , а во вторых – реагировать на корректирующие действия, особенно газом. Хорошее шасси позволяет легко контролировать занос или подавлять его, плохое срывается в скольжение слишком резко, прогрессивно, а для восстановления контроля требует слишком быстрых и слишком неинтуитивных действий. Пример плохого шасси – Fiat Bravo без ESP, склонный к брутальным заносам под сброс газа. Пример хорошего гражданского шасси (на мой вкус) – Peugeot 308 или Volkswagen Golf, которые почти нейтральны.

А вообще, в обычной жизни лучше ездить так, чтобы термины «избыточная» и «недостаточная поворачиваемость» оставались уделом журналистов, охочих до красивых словечек.  


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1660 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: управляемость, баланс, шасси | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 20
1 Anry  
Раньше, действительно, об этом не задумывался. После того, как ты, Артем, объяснил мне, что моя машина склонна к заносу, стал обращать на это внимание. Понял, что всегда действовал интуитивно, да и не гоняю я. так, чтобы приходилось часто работать рулем и газом. Однако, мне нравится именно "избыточная" поворачиваемость. На скольском повороте, задок сам встает на место, ты дернул рулем, поддал газу и машина поворачивает почти под 90 градусов. Правда это скорее дело привычки, да и скорости небольшие. Согласен и с тем, что надо знать поведение своей машины и ее особенности, для безопасности во внештатных ситуациях.

2 Paragon  
У меня спектра, и насколько я мог оценить, срывается в занос она довольно резко. Если был в этот момент на 5-й передаче, тяги для вытаскивания маловато:)

3 Surfer  
В эти ледяные дни тоже экспериментировал с управляемостью. Но - на доступных и безопасных скоростях, так как относительно недавно я разбил в хлам новую машину, потеряв контроль на скользкой дороге и перевернувшись.
Так вот мой Гольф 6 в таком режиме почти невозможно заставить елозить хвостом. Только снос передка и всё. ESP есть.
Думаю, это хорошо. Нефиг гонять!

4 Paragon  
Вообще, при гражданской езде не может и не должно быть ни сносов, ни заносов. Из обычных лошапедовских водителей (к коим причисляю и себя) правильно отреагировать на внезапный занос сможет далеко не каждый. Тут нужны правильные рефлексы, которые можно сформировать только регулярной практикой. По-хорошему, срабатывания ESP надо писать в чёрный ящик, и при явном злоупотреблении лишать прав.

5 Артем_КРАСНОВ  
Насчет ESP, я бы обязал производителей оснащать автомобили сигонализаторами срабатывания ESP - не тусклыми лампочками, а, допустим, громким писком, как при непристегнутом ремне, чтобы водитель четко понимал - он допустил ошибку и его спасла электроника.
Не раз замечал, как лихо можно гнать с ESP, причисляя все на счет своего мастерства. Потом отключаешь систему, и здравствуй, дерево.

7 Paragon  
Можно встретиться с деревом, и не отключая ESP. Электроника тоже не всесильна, и в какой-то момент нездоровая самоуверенность превосходит возможности системы стабилизации.

9 Артем_КРАСНОВ  
Само собой. Я немного про другое - ESP создает обманчивое чувство неуязвимости, провоцируя ездить... скажем там, более рискованно. Слишком уж они ненавязчивы, а это, с одной стороны, снижает ощущение опасности, с другой - убивает естественные водительские рефлекса. Вы еще можете отловить Спектру обратным вращением руля, а новичок, поездивший полгода на Volvo S60 - не факт.

6 Surfer  
100% согласен.

8 мда  
без электроники и есп можно ехать реально быстрее :)

10 Артем_КРАСНОВ  
Не всегда. В лосиных тестах "Авторевю" зачастую с включенной ESP время лучше.
Это, конечно, не критерий скорости вообще, но с хорошей ESP обычный водитель проедет быстрее, ИМХО.

11 мда  
думаю эти машины в принцепе не могут ездить тогда быстро :)
если с есп они лучше проходят лосиный тест

12 Артем_КРАСНОВ  
Если водитель подготовленный и владеет специальными приемами, знает, как загружать передние колеса, как использовать занос, когда переключать передачу - то, скорее всего, без ESP он проедет быстрее по какому-то "спецучастку". Но если мы говорим об обычных водителях - то сомневаюсь, ESP в данном случае поможет ближе подойти к грани возможности
Конечно, система системе рознь. У той же Teana при сносе электроника тормозит машину почти до остановки, но опять же, если убраться в бруствер без ESP, вряд ли покажешь какое-то время вообще )))

13 мда  
ну тут просто высказываются мысли о считывании срабатываний есп и лишении прав :)

14 Артем_КРАСНОВ  
Ну, смысл этого предложения видимо в другом ))
Если ESP включается часто, человек ездит на гране возможностей автомобиля, то есть, опасно. Это может быть 40 км/час - формально, разрешенная скорость - но при повороте с Сони Кривой во двор )))

Отключение ESP не делает автомобиль быстрее на прямой, где зачастую и происходят превышения


15 SIrena  
По моим ощущениям, у Альмерки избыточная поворачиваемость. После разворота на 180 граусов при торможении в повороте лет пять назад, теперь педаль тормоза не трогаю, только газ.

16 Артем_КРАСНОВ  
А торможение с поворотом вообще коварный маневр. Если тормозить слишком сильно - возникнет недостаточная поворачиваемость (в народе - юз), если послабее - есть риск избыточной поворачиваемости (задние колеса на торможении разгружаются). В общем, лучше повороты проходить на легком газу.

17 odin  
У меня Маджентис и езжу всегда, не доводя до крайних режимов. Но что могу сказать точно - очень сложно вогнать ее в занос, не используя ручник. А вот с недостаточной поворачиваемость тут все проще - видимо сказывается ее вес в 1500кг без нагрузки. есп нет.

18 odin  
ну и очень мягкая подвеска, тоже вероятнее всего причина недостаточной управляемости

19 МАксим  
А у меня в Трехгорном есть пара любимых поворотов.... где можно безопасно вылететь на обочину, ибо ровная.... где я зимой всегда подгадываю, чтоб никого на встречке не было, разгоняюсь, и стараюсь вызвать занос. Весело и страшновато немного. Машина Пассат 6

20 тот чувачок  
на мотоциклах вообще строго-настрого запрещено тормозить в повороте, ибо сразу упадешь. в этом смысле формируются правильные навыки - тормозить ПЕРЕД поворотом, поворот же проходить на ровном газу или слегка добавляя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |