Блог Артёма Краснова
Вторник, 30.04.2024, 07:17

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Август » 8 » Исследование качества бензина АИ-92 в Уфе – есть бодяга!
20:39
Исследование качества бензина АИ-92 в Уфе – есть бодяга!


Наш уфимский автосайт 102km.ru провел лабораторное исследование качества автомобильного бензина на местных АЗС, и результаты получились даже любопытнее, чем у нас в свое время. Парням повезло - на одной контейнерной заправке они нарвались на истинный «самогон», более того, со специалистами лаборатории Магнитогорского государственного технического университета установили его генезис.

Это был самый дешевый 92-ой в день теста – всего 23 рубля за литр, то бишь примерно на 2 рубля дешевле нормы. Первое, что обратило внимание – катастрофическое превышение допустимой концентрации фактическим смол: норма – 5,0 мг/100 куб.см, а здесь – 122,8! Специалисты лаборатории сказали, что после обработки пробы на стенках колбы остался гелеобразный прозрачный налет. А что остается на деталях двигателя?

Октановое число (ОЧ) не дотянуло до нормы 0,6 единиц по исследовательскому методу и 1,9 по моторному. Это означает, что бензин имеет особенно плохую детонационную стойкость при работе двигателя с полной нагрузкой. Вроде бы, некритично, но ведь мы заливает 92-ой в машины, рассчитанные на АИ-95, для которых недобор по моторному  методу получится уже ощутимый – почти четыре единицы. Если на таком бензине въехать в крутую горку на высшей передачи – может и зазвенеть.

Еще в "бодяге" нашли много серы – значит, увеличится износ цилиндро-поршневой группы. Высоковатый индекс испаряемости осложнит запуск в жаркую погоду из-за риска паровых пробок в топливных магистралях.


Но вот что интересно: два параметра у этой бензиноподобной жидкости существенно ниже нормы: 90% испаряется всего при 119 градусах (норма – не более 185), а объемная доля ароматических углеводородов -  4,3% (норма – не более 42%). Но ничего хорошего в этих фактах нет – они лишь говорят кое-что о происхождении бензина. Скорее всего, он частично получен из газового конденсата, побочного продукта добычи природного газа. Отсюда столь низкая температура конца кипения – это «легкий» бензин. Тонкость в том, что, скорее всего, производители отобрали именно самую легкую фракцию, потому что она имеет сравнительное высокое (но недостаточное) октановое число. А октановое число прямогонного бензина было важно производителям потому, что цивилизованных средств его повышения они не имели.

Крупные НПЗ подвергают бензин риформингу, о чем говорят, к примеру, высокие содержание ароматики в остальных образцах, но здесь ароматики почти нет, и, скорее всего, октановое число повышали с помощью какой-то присадки, возможно, на основе спирта или эфира. Поскольку установить «виновницу» не удалось, сложно судить о ее опасности, но не исключено, что этот бензин попросту ядовит.

Кроме того, в нем повышено содержание непредельных углеводородов, то есть он подвержен смолообразованию при хранении и использовании, а при сгорании выделяет канцерогенные вещества. А довершают картину заниженная плотность: к примеру, заправляя 60 литров «нормального» топлива, вы покупаете 45 кг, в случае с «бодяжным» - лишь 42 кг. Как раз, чтобы нивелировать разницу в цене с обычным бензином, ведь топливоподающая аппаратура дозирует топливо не по объему, а по массе в определенной пропорции от массы поступающего в цилиндры воздуха.


Правда, я бы не стал отговаривать вас от контейнерных АЗС. В конце концов, буквально в 100 метрах от заправки ужасов стоит другая, тоже безымянная. И бензин на ней – лучший среди всех проб в Уфе. Идеальное соответствие ГОСТу "под Евро-3"! 

И здесь нет никакого подвоха: все зависит от того, где именно владелец контейнерной АЗС берет топливо, как он его доставляет, следит ли за оборудованием и моет ли цистерны. Если продавец заинтересован работать «как для своих» и покупает топливо на крупной нефтебазе, вполне возможно, бензин будет отличным.  В Челябинске мы столкнулись с подобным парадоксом, когда на двух совершенно убогих на вид АЗС нам встретился абсолютно легальный бензин, который покупался у «Лукойла».

С другой стороны, в свете топливного дефицита, когда крупные игроки перекрыли кислород для мелкой розницы, я допускаю, что бодяжное топливо в контейнерах встречает все чаще. Так что, не зная лично директора такой АЗС, заправляться у него я бы не стал.  

Что касается остальных 9 проб уфимского теста, то все они с мелкими недочетами укладываются в требования нормативов и для двигателя безопасны. Из знакомых нам брендов хорошо выступили в Уфе «Башнефть» и «Лукойл», хотя бензин первой имел превышение по содержанию бензола (под нормы Евро 3), а второй – повышенную долю остатка в колбе при выпаривании. В целом, результаты напоминают те, что мы получили в Челябинске.

Кстати, внимательное изучение таблиц позволяет понять кое-что о технологии получения высокооктановых бензинов в России. Для повышения ОЧ используются два основных процесса – каталитический крекинг и каталитический риформинг. Первый приводит к увеличению непредельных олефиновых углеводородов и ароматики, второй – только ароматики. Концентрации и олефинов, и ароматики ограничены ГОСТами и регламентом, поэтому для получения товарных топлив смешивают бензины, полученные разными методами. В таблице хорошо видно, что «Лукойловский» бензин выработан преимущественно каталитическим риформингом, а бензин на АЗС КПД – крекингом. Химики ищут определенный баланс между разными сортами продукции (в этом они похожи на производителей коньяка), правда, не всегда находят его верно.


Так, самым распространенным нарушением оказалось увлечение топливников «крекинговыми» бензинами – превышение доли олефиновых углеводородов встречается в половине проб. Такие бензины имеют меньший «срок хранения», отличаются повышенным нагарообразованием и менее экологичны при сгорании.

Предполагаю, что речь идет о следующем: некоторые АЗС покупают не товарное топливо, а, фактически, заготовку к нему – бензин каталитического крекинга, который обходится им дешевле. Вреда от этого не настолько много, чтобы клиент вообще почувствовал подвох, а поймать их за руку весьма сложно - законодательство России, фактически, не предусматривает внезапных проверок.

Крупные сети, вроде «Лукойла», «Башнефти», «Уралнефтепродукта», «Башкирнефтепродукта» смешивают добросовестно – здесь оба параметра в норме.  

Если заглянуть в будущее, то со следующего лета нам грозят нормы Евро-3, а с 2015 года – Евро 4. При этом главной проблемой для нефтяников, похоже, станет содержание серы в топливе: Евро 4 ограничивает его на уровне 50 мг/кг, и пока ни один бензин в Уфе им не удовлетворяет. А вот другой краеугольный параметр – содержание ароматики – в порядке у всех проб даже под стандарт Евро 4 (не более 35), так что некоторые бензины вплотную приблизились к выполнению перспективных норм. 

Кстати, наше челябинское исследование бензина АИ-95 подтверждает эти результаты, причем, у нас две сети АЗС еще тогда, в 2010 году, торговали бензином Евро-4 – забавно, что это все те же «Лукойл» и «Башнефть» (не реклама – отвечаю). 

Ну а вообще напрашивается такой вывод – лучше заправляться на АЗС известных сетей, вроде «Газпром Нефти», «Лукойла», «Башнефти» или на контейнерных АЗС знакомых, которые могут поручиться за происхождение бензина. А рисковать на заправках малоизвестных компаний я бы не стал, и дело даже не в их добросовестности – сами условия сейчас подталкивают малый бизнес ходить по лезвию бритвы, выискивая баланс между качеством и маломальской рентабельностью.

PS: если с качеством бензина все более-менее в норме, то с ценой загадок больше. Подозреваю, топливники еще долго будут разыгрывать экологический козырь, повышения цены всякий раз при попытках ввести новые нормы – и это при том, что «Евро 4» некоторые выполняли еще при старых ценах. Так что введение очередных стандартов Евро будет аукаться европеизацией цены на топлива. А в Европе она доходит до 1,5 евро за литр…

Ссылки на результаты исследования качества бензина:

Уфа, 2011 год, АИ-92

Челябинск, 2009 год, АИ-92

Челябинск, 2010 год, АИ-95

Челябинск, 2010 год, недолив

Ранее на тему:

Причина бензинового дефицита

АИ-95 не смог одолеть АИ-92

Категория: На злобу дня | Просмотров: 4484 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Уфа, автомобили, Челябинск, топливо, качество, АЗС, Бензин | Рейтинг: 3.5/2


Всего комментариев: 11
1 Anry  
Думаю, что уфимцам именно "повезло" нарваться на паленый бензин. Но тенденция интересная. Кто из вас заправляется на контейнерных заправках, как в последнее время, качество не снизилось?
А вот у меня такой еще вопрос, уде берут такой бензин (паленый)? Кто-то же его производит. Или это продукт маленьких заводиков?

2 Артем_КРАСНОВ  
То палево, что встретилось уфимцам, сделано примерно так: купили по дешевке газовый конденсат, разогнали на фракции на мини-НПЗ (типа самогонного аппарата)/ Потом добавили к полученным низкокипящим фракциям бензин каталитического крекинга, плеснули спирта (??) - и на продажу.
А вообще путей много, я думаю. Можно купить просроченное топливо, которое дешевле, потому что в нем накопились смолы. Можно найти топливо под какой-нибудь древний ТУ. Или топливо-полуфабрикат, которое, по идее, нужно смешивать с другими полуфабрикатами до получения товарного бензина. Кто-то, наверное, покупает низкооктановый бензин и доводит до кондиции с помощью присадок, скажем, на основе марганца и железа - они дешевые.

3 Лёхин  
А когда будем дизель тестить?

4 Артем_КРАСНОВ  
Не знаю. Но желание уже возникло. Растравили уфимцы душу.
Думаю, осенью нужно собраться и сделать.

5 PsKoT  
Самый интересный тест Коту показывал некий старый матерый механник в бытность занимающийся перегоном автомашин с заграницы еще в лихие 90е. Суть теста весьма проста - на стол выливается 2 небольших лужицы - одна из балончика бензина для зажигалок Зиппо, другая из бака авто (кстати неважно какого). Далее чиркаем огнивом и ждем момента догорания. А потом невооруженным глазом видно, что остается после горения. В случае с зиповским бензином ничего, а вот со второй лужи можно и крема потом изготавливать. Как вывод тот механник резюмировал - нету нормального бензина в Челябинске. Вот как-то так.

6 Артем_КРАСНОВ  
Гы....
Ну если сжечь эфир, то следов не останется, но это не значит, что он пригоден для бензиновых ДВС.
Чистота сгорания при атмосферных условиях вообще не входит с список регламентируемых параметров для бензина. Слишком летучее, "чистое" топливо, к примеру, может привести к тому, что в жару на нем просто не заведешься.

Артем, приветствую. Там инфу на почту скидывал тебе, видел, нет? А то мошть опять глючит?

8 Артем_КРАСНОВ  
Эд, спасибо, как-то проглядел то письмо. Погляжу на досуге. smile

ОК.

11 PsKoT  
Вот Кот тоже думает что подвох какой-то в химии не силен...

Пардон за оффтопик. Надо было к прошлой теме подкинуть.....

http://auto.mail.ru/article.html?id=34935

Вот это стиль, вот это харизма!!! Смотришь, и слюни по клаве капают. Все таки "классика жанра" со временем только "крепчает", аки хороший коньяк.Не то что нынешние тенденции...Инфантильно гламурные, унисексо гомосяцкие какие то.... )))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |