Пора придумать новый штраф — за бесполезные идеи думских чиновников.
ОСАГО радикально подорожало (уже писал). И в том же посте я предположил, что при средней цене полиса в 10 тысяч рублей и максимальной в 40+ тысяч существенно возрастет процент водителей, «забывших» продлить страховку и просто забивших на нее. Раз уж власти поддались лобби страховщиков и повысили тарифы в 2 раза относительно прошлогоднего уровня, нужно поднимать и ответственность за езду без страховки. Сейчас она составляет 500-800 рублей, что делает штрафы «рентабельными» для многих категорий водителей с дорогим ОСАГО. Разве не логично поднять суммы штрафов? Нет, ответили законотворцы и предложили убрать штрафы вовсе.
Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов готовят законопроект, предполагающий смягчение ответственности по статье 12.37 КоАП.
Вообще статья состоит из двух частей. Первая предполагает наказание в 500 рублей для «незлостных» нарушителей: просроченный полис или нарушение условий страховки. Этот штраф мыслится убрать вовсе и заменить его предупреждением.
Вторая часть адресована тем, кто ездит без ОСАГО намеренно, не имея даже намека на полис, или попадается не в первый раз. Нынешний штраф 800 рублей предлагается смягчить до 500 рублей.
Но больше всего трогают объяснения законотворцев. Цитирую Ярослава Нилова в интервью газете «Известия»: «Такая реакция сама напрашивается в свете создавшейся вокруг полисов ОСАГО ситуации. Подорожание страховки, невозможность ее приобретения и навязывание допуслуг вкупе с беспределом эвакуационных служб и ситуацией с платной парковкой сильно бьют по автовладельцам, и не исключено, что большинство из них будет вынуждено не оформлять легальный ОСАГО и соглашаться на штрафы. А вынужденное правонарушение не должно караться так же, как совершенное по халатности или неуважению к законам своей страны. Поэтому мы предлагаем снизить существующие штрафные санкции».
Face palm.
Молодец, Ярослав — все маячки использовал, даже эвакуацию не забыл. Народные массы рукоплещут.
Что за такое вынужденное нарушение, которое не должно караться? Если считаете ОСАГО чрезмерно дорогим, ищите компромисс со страховыми и снижайте цену. А если все-таки ОСАГО дорожает, то и штрафы не должны падать, иначе система становится комично-бесполезной. Это как сделать билет на троллейбус 1000 рублей и штраф за безбилетный проезд в 1 рубль, а потом удивляться, почему граждане не проявляют сознательности.
Классика жанра — суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но если этот принцип актуален в силу слабости систем надзора, то уж как минимум нельзя внедрять его в сам фундамент законодательства.
Учитывая, что все обозначенные депутаты относятся к ЛДПР, полагаю, речь идет о галимом полулизме. Возможно, это мыльный пузырь, смысл которого — немного потрафить народу и разрядить обстановку вокруг вопроса об ОСАГО. Надеюсь, подобная хрень не пройдет ни одного чтения, и даже объясню почему.
Потому что это медвежья услуга. Да, ОСАГО дорожает, но если уж подходить к вопросу без лже-популизма, для опытных водителей наценка составит порядка 5 000 рублей в год. И я думаю, к концу года эта наценка утонет в общем инфляционном котле, так что если автомобиль и станет дороже в эксплуатации, то не только и даже не столько из-за ОСАГО.
А вот езда без ОСАГО чревата. Об ужасах суброгации писал недавно, но есть еще одно понятие — регресс. Допустим, вы решили не продлевать полис ОСАГО и отделываться предупреждениями или символическими штрафами. Допустим, стали виновником ДТП. В этом случае страховая может рассчитаться с пострадавшим, а ущерб в полной мере взыскать с вас, плюс увеличить до максимума тариф при последующем страховании. В общем, высокие штрафы за езду без ОСАГО — это не только бич для народа, но и предупреждение еще больших проблем.
Вообще отсутствие внятной и жесткой позиции в подобных вопросах, на мой взгляд, наносят больший вред обществу, чем псевдогуманистическая польза. Другой пример — «нулевое промилле». Напомню, что до 2010 году пьяным водителем считался человек, выхлапывающий более 0,15 мг/л, однако тогда нормы ужесточили — ноль и точка. В 2013 года после множества дискуссий нормы вернули, на этот раз, 0,16 мг/л на опохмелку (формально — на погрешность алкотестера). Сейчас снова поднимается вопрос о возврате «нулевого промилле», и это — уже третья дискуссия на тему за четыре годы. Лично я поддерживаю «нулевое промилле», но еще больше я поддерживаю некое постоянство в этих вопросах. Больше вреда наносят постоянные метания из крайности в крайность и попытки угодить всем (заведомо проигрышные). Пусть будет 0 промилле, пусть будет 0,1 мг/л — не так уж важно. Главное, системность в применении этих норм. А сами по себе цифирки не предотвратят ДТП — это просто цифирьки.
Я думаю, пробуксовки возникают из-за стремления России быть страной высшего гуманизма в очень узкой трактовке этого понятия. Мы страшно боимся нарушить права граждан, позволяя им нарушать права других граждан почти безнаказанно.
|