Блог Артёма Краснова
Пятница, 18.09.2020, 21:10

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Май » 13 » Интересные факты про лошадиные силы
12:28
Интересные факты про лошадиные силы

На фото - виновники появления термина "лошадиная сила"

Как это я еще не разродился постом про словосочетание, которое является вторым по частоте использования на блоге после местоимения «я». Лошадиная сила, она же л.с., она же лысы, она же bhp, она же PS — самая популярная единица измерения автомобильной мощности. И самая некорректная.

Есть тонкая ирония в том, что термин «лошадиная сила» (horse power) ввел в употребление человек, чье имя вытеснило лошадиные силы из научного обихода — Джеймс Уатт или, в другой транскрипции, Ватт. Любой инженер презрительно фыркнет, если вы будете обозначать мощность в лошадиных силах, потому что этот колхозный термин уже давным-давно следовало изъять из оборота.

Само название «лошадиная сила» сбивает с толку, ведь любому ясно, что лошадь развивает куда больше лошадиной силы. Дохленький карт выдает порядка 5 л.с., лошадь же способна на 10 л.с., а если ее напугать — то и на 15 л.с. (плюс центнер навоза).

Но термин все же отдает лошадиным душком, потому что Уатт придумал его в пропагандистских целях. «Промоутер» паровых машин хотел величину, которая наглядно покажет его клиентуре, сколько печальных кобылок будет пущено на колбасу при внедрении одной чудо-машины Уатта. Поэтому он брал в расчет не скаковых лошадей на спринтерской дистанции, а тягловую силу, приводящую в движение мельницы. Да еще усреднял их работу в течении дня, а там сами знаете — перерывы, перекуры, сбор навоза. В итоге получилась та самая лошадиная сила, к тому же вычисленная в фунто-футах в минуту (британские ученые же...). В международных единицах такая лошадиная сила равна 745,7 Вт.

Позже в странах с метрическим исчислением лошадиную силу слегка округлили, положив, что это мощность, затрачиваемая на подъем груза массой 75 кг со скоростью 1 м/с. Утрируя, можно сказать, что такую мощность выдает рослый крановщик, быстро-быстро карабкающийся на рабочее место по причине опоздания. А в привычных единицах одна метрическая лошадиная сила — это 735,5 Вт.

Как видите, в мире есть два типа лошадиных сил: наша, метрическая (735,5 Вт) и оригинальная, джеймсуаттовская (745,7 Вт). Парадоксально, что обе используются до сих пор, и если в России имеют в виду метрическую л.с., то на Западе популярна вторая.

Поэтому и обозначений несколько. Наша, российская «лошадь» в иностранных источниках обозначается как PS от немецкого Pferdestärkeсобственно, лошадиная сила. А вот британская «лошадь» наречена hp, а чаще — bhp от словосочетания brake horse power. В дословном переводе это означает «тормозная лошадиная сила». Но дело не в клофелиновых евролошадях, а в способе измерения мощности за счет приложения на выходной вал тормозного момента.

Кстати, читая англоязычные источники, не стоит путать наши PS и ихние bhp. Разница между ними чуть более 1%, но иногда и это важно. Например, мы все гадаем, как это Volkswagen умудрился выпустить мотор 1.8 TSI с мощностью 152 л.с., столь неудобной для наших налогов. А все просто — если считать на западный манер, двигатель развивает 150 bhp.

Примеры расчета мощности в разных единицах измерения

 

Двигатель

л.с. (PS)

bhp

кВт

Ford 1.6 Duratec

105

104

77

Volkswagen 1.4 TSI (EA111)

122

120

90

Toyota 2AR-FE

181

179

133

BMW 3.0 S55B30

431

425

317

Возьмите фен, электроплиту, розетку — вы нигде не найдете лошадиных сил, сплошные ватты и киловатты. В них же измеряют мощность ТЭЦ и электровозов. Потому что ватты гораздо удобнее. Один ватт — это ровно один джоуль в секунду. Один джоуль — это один ньютон на один метр. Один ньютон — это сила, необходимая для разгона тела массой один килограмм на один м/с за одну секунду. В том и смысл международной системы измерений СИ, чтобы все было ровно, кратко и аккуратно. А лошади - это к зоологам.

Тем не менее, в автомобилестроении лошадиные силы прижились, и хотя инженеры всегда «катают ватты», для обывателей мощность переводят в более привычные лошадиные силы. Я думаю, хотя бы потому, что в попугаях длиннее. Например, 300 кВт — это уже 400+ л.с. Солидно. Если хотите перевести киловатты в л.с., умножайте на 1,36.

Количество лошадей стало одним из основных параметров двигателя и автомобиля вообще. Больше лошадей - круче машина -  сытее владелец. Никто не интересуется массой автомобиля, его коэффициентом Сх и площадью фронтальной проекции, зато из лошадиных сил сделали культ. Многие проводят параллели между «лошадностью» и удовольствием от езды, хотя на самом деле связь здесь далеко не прямая. Танки развивают по 1000 л.с., но удовольствие от вождение там весьма специфическое. Как и в случае многих современных авто мощностью 300+ л.с.

К тому же нужно понимать, что приведенное в паспорте значение — это максимальная мощность, полученная при высоких оборотах и полностью нажатой педали газа. Мы же ездим при средних оборотах на малом и среднем газу, поэтому в практических целях обычно используем 50-70 л.с., даже если в паспорте нарисованы все 300.

Корреляция между мощностью и разгоном, безусловно, есть: чем мощнее мотор «в пике», тем, обычно, больше и крутящий момент на средних оборотах, хотя здесь много нюансов. А вот на что мощность влияет почти без посредников - это на максимальную скорость (при одинаковом шасси и трансмиссии). Правда, тенденция здесь довольно разочаровывающая: чтобы увеличить максималку в два раза, мощность нужно поднять, грубо, в 8 раз — зависимость близка к кубической.

Со временем лошадиные силы стали еще и маркетинговым инструментом. Современные технологии позволяют отрегулировать мотор на разное количество «лошадей», подняв мощность ради вау-эффекта или урезав под налоговые особенности рынка сбыта.

А вообще несмотря на усилия экологов лошадиная сила еще долго будет предметом вожделения. Люди слишком уважают силу.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 934 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: мощность, лошадине силы | Рейтинг: 4.5/6


Всего комментариев: 6
Когда говорят про табун лошадей под капотом, то сразу все понятно, картинка перед глазами:




Когда пишут про Ватты - непонятно сколько там ваты.

0
2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Вот тут поступила идея вело-пив-пати. Кто-нибудь желает?

3 ТотЧувачок   [Материал]
везет то момент, а не лошади. это все реальные чуваки знают. )) а лошади это так, для маркетологов, чтоб лохов обувать. )))

0
4 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Строго говоря, момент и мощность связаны пропорциональной зависимостью, так что "везут" они в одинаковой степени. Просто именно паспортная мощность указана для очень специфического режима (предельные обороты, полный дроссель), поэтому не определяет всех динамических характеристик машины.

5 ТотЧувачок   [Материал]
ну строго говоря, не так уж прям и строго. ))
у бтр-80 двигатель (дизельный) КамАЗ 7403 объемом 10 850 см3 развивает мощность 260 л.с. при 2600 об/мин и момент 785 Н·м при 1800 об/мин, двигатель ЯМЗ-238М2 развивает 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин и момент 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин.
у порше сайена (какая то там самая простая комплектация) двигатель объемом 3598 cм³ развивает 220 кВт (300 л.с.) при 6300 об/мин и момент 400 Нм при 3000 об/мин.
те двиг от кайена хоть и мощней, а на бтр не поставишь. не потянет. да и до максимального момента его еще крутить надо, а у бтр максимальный момент чуть ли не с холостых.

0
6 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Не вполне верная логика, потому что крутящий момент меняется в трансмиссии (а мощность нет, если не учитывать потери), а нам важен момент не на хвостовике мотора, а на колесах - от этого и зависит разгон. Это сложно на пальцах объяснить, но попробую.

Если установить на одно и то же шасси два мотора, один из которых развивает свои 260 л.с. при 1000 об/мин, а второй при 6000 об/мин, то именно мощность будет определять динамику разгона. Потому что гигантский крутящий момент первого двигателя не будет иметь значения - просто изменится главная пара в трансмисии, она будет "длинее", то есть с меньшим передаточным отношением, момент на колесах будет такой же.

Второй же мотор будет иметь меньший момент на выходном валу, но и трансмиссию с большим передаточным отношением (потому что мотор более "крученый"), так что именно мощность будет определять динамические возможности. Тут есть нюансы, связанные с потерями в трансмиссии, но это уже отдельная тема.

А вообще пример слишком контрастный и некорректный, потому что на трактора и БТР устанавливают низкооборотные моторы, форсированные по индикаторному давлению, именно для того, чтобы не городить суперсложных трансмиссий с большими передаточными числами. Грубо говоря, можно и мотор от Феррари на трактор поставить, но понадобиться слишком много повышающих ступеней в трансмиссии.

В общем, "разгоняет момент, а не мощность" - это формула придумана теми, кто в технике не очень разбирается. Они оба разгоняют, это как две стороны одной медали ))) Просто именно максимальная мощность не определяет разгона на 100%, а вот мощность по всему диапазону оборотов - очень даже определяет, если речь об одном шасси и трансмиссии)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |