Блог Артёма Краснова
Четверг, 28.03.2024, 19:46

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Индийский Ё-мобиль
19:40
Индийский Ё-мобиль


На этой неделе начнется прием заказов на Lada Granta, и по первым признакам, проект народного автомобиля обречен на успех, не правда ли? А кто-то до сих пор уверен в упорстве Ё-мобиля. Но вот что интересно: вопреки обычной логике, проект доступного автомобиля - это не гарантия успеха.  

В этом смысле очень интересен индийский аналог «Лады Гранты» (или Ё-мобиля?) под названием Tata Nano, который только что пережил свой первый рестайлинг.


Концепция «Нано» безупречна. Судите сами: в Индии живет более миллиарда жителей, при этом уровень автомобилизации составляет 15 автомобилей на 1000 человек (для сравнения, в неавтомобилизованной России и то 263 на 1000). Большая часть населения перемещается пешком, на велике или мопеде, и не от хорошей жизни. А значит, можно представить спрос, который породит автомобиль с ценником мопеда. По замыслу, стоимость «Нано» должна была составить 1 лакх (100 000 рупий) или чуть больше 2000 долларов (60 тысяч рублей).

Целевая аудитория Tata Nano

Чтобы добиться столь низкой цены, пришлось избавится от всего лишнего: у Tata Nano нет даже пятой двери, и доступ в багажник осуществляется через салон. Но ведь те, кто еще вчера рассекал по Мумбаи на мокике, не будут придираться к мелочам. Маркетологи во главе с Ратаном Татой рассудили так: цена оправдает все.

Tata Nano – это автомобиль класса нашей «Оки» с двигателем, расположенным сзади. 4 двери, 4 места, 4 передачи, 2 цилиндра, 35 л.с.  

Автомобиль предполагалось продавать с минимальной маржой, а прибыль получать за счет объемов продаж. Пока все логично. 


А теперь забежим немного вперед. Завод по производству «Нано» рассчитан на 250 тысяч автомобилей – цифра отнюдь не запредельная. Но в 2010, в первый полный год продаж, удалось найти менее 60 тысяч клиентов! Недобор до плана – аж 75%. В ноябре 2010 года продажи упали до рекордного уровня в 509 машин за месяц. Это сопоставимо с объемами продаж китайских марок в России. И это – народный автомобиль?

Как же так получилось?  Причин для фиаско несколько, и если суммировать, «Тато Нано» - это отличная идея с ужасным маркетингом.

У Tata Nano нет пятой двери

Неудачи начались с того, что для строительства завода пришлось искать новое место (на старом бастовали крестьяне). Это отложило начало производства почти на полтора года, и публика "перегрелась". 100 000 предзаказов начали быстро таять, ибо люди уставали ждать машину, которую они заказали всплепую.

Цена также постепенно росла – к примеру, сейчас «Тата Нано» стоит от 2700 долларов (примерно 80 тысяч рублей).

Поставщики, ограниченные в себестоимости продукции, стали экономить на всем, что сказалось на качестве машин. Помимо субъективной дешевизны, возникли проблемы с надежностью, и особенно больно по репутации «Нано» ударили несколько случаев самовозгорания.

Все еще хотите купить Tata Nano?

Руководство Tata было уверено, что машина не нуждается в рекламе. Идею самого дешевого автомобиля в мире тепло приняли все СМИ, и индийские, и международные, поэтому клиенты, вроде как, были готовы покупать машину еще до начала выпуска. Но позже выяснился колоссальный подвох: СМИ, где активно самопиарилась "Нано", читали те, кто не был настроен покупать спартанский автомобиль. Зато целевая аудитория – небогатые индусы – не имели доступа к большинству из этих СМИ, и попросту не знали о существовании Nano.

Потенциальные покупатели и не слыхивали о "Нане"

Далее выяснилась еще более парадоксальная вещь - индусы не хотели копеечного автомобиля. По замыслу маркетологов Tata, на базовые комплектации должно было придтись более 50% заказов, на деле же – всего 20%. Зато самые дорогие версии с кондиционером, магнитолой и электростеклоподъемниками беспечили половину продаж. А это уже подрывает идею сверхдешевого автомобиля: получается, аскета никому особенно не нужна, и в любом случае современный покупатель хочет иметь какой-никакой комфорт. Вероятно те, кто должен был покупать «обглоданные» версии, по-прежнему предпочитали мопеды.

Наконец, не спали и конкуренты: Maruti Alto, самая популярная малолитражка Индии, также подвинулась по цене, и стала сравнимой с дорогими версиями «Нано».


Кроме прочего, спартанский автомобиль с небольшой маржой оказался чересчур чувствителен к экономическому климату, потому что удельная стоимость сырья в его цене выше, чем у более дорогих продуктов. Грубо  говоря, покупая «Мерседес», вы платите за инженерные работы, безопасность, имидж и так далее, поэтому подорожание металла, скажем, на 10% может не сказаться на цене премиум-авто. А «Тато Нано» любое удоржание материалов или энергии лишает главного преимущества – низкой цены.

Сейчас Tata предпринимает активные попытки спасти проект. Увеличили срок гарантии, провели рекламную кампанию, сделали рестайлинг. Поможет или нет – Скоро узнаем, и вполне возможно, что со временем проект наберет обороты. Однако для тех, кто хочет повторить успех оригинальных VW Beetle или Mini, пример Tata является хорошим уроком.

Европеизированный вариант Tato Nano обещает покорить Запад, но ценник будет на уровне Dacia Logan, так что не факт

В свете сказанного можно предположить, что проект Ё-мобиль загнется, ибо повторяет многие ошибки Nano. Причем Tata – это огромный и весьма успешный автомобильный концерн, тогда как Ё-команда не имеет ни таких ресурсов, ни опыта.

Что касается Lada Granta, то ее будущее смотрится оптимистичным. В отличие от Nano, низкая цена не является единственным преимуществом «Гранты»: у нее большой багажник, известная агрегатная база, нормальная динамика и так далее. АвтоВАЗ проводит грамотную рекламную политику, делая акцент на преимуществах недорого личного авто перед общественным транспортом (кампания «Разница есть…»), и на практичности своих продуктов («Машина для реальной жизни»). В общем, главное отличие «Гранты» от «Нано» в том, что российская машина ориентируется на привычную для себя аудиторию и хорошо «греет» ее перед дебютом.

Кроме того, на стороне АвтоВАЗа и опыт Renault. Французам уже удалось сделать то, о чем мечтает Ратан Тато – выпустить народный автомобиль начального уровня.  В случае с Renault речь о Logan и его модификациях, объемы продаж которого в два раза превышают самые оптимистичные планы Tata Nano.  


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1602 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Nano, lada, Ё-мобиль, TATA | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 6
1 Лёхин  
что и требовалось доказать - народ хочет комфорта. да я лучше бумера 5 куплю 98 года чем ё

2 Артем_КРАСНОВ  
Небольшое объявление

Поскольку активность читателей такова, что иногда в рамках блоговых тем тесновата, решил открыть ФОРУМ

Дизайн пока не ахти, со временем, быть может, улучшим ))

Разделов три:

1. Интересные ссылки
2. Курилка (треп без ограничений)
3. Письмо в редакцию (более менее связный рассказ о чем-то: путешествие, новая машина, проблема).

Пиарить свои темы не возбраняется в отзывах под блогом. Если есть конструктивные предложения, пишите

Первую тему завел для Paragon'a и других поклонников Ф1

Про Петрова

3 Лёхин  
Это чтоб холивар в коментах не устраивали?

4 Артем_КРАСНОВ  
И это тоже, но главное, для удобства. Потому что когда в комментах обсуждают три темы сразу, возникает путаница, а так при желании можно выделять интересные ссылки или соображения отдельными постами без моего участия.

5 Артем_КРАСНОВ  
http://krasnov74.ru/forum/3-4-1

И еще одна тема про машину Сергея odin'a

Я же говорил мхом все покроется.......

ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ ПИВНОЙ КРАН??????

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |