Контроль целей размером 30 см в радиусе до 100 км. Двигатель мощностью 1500 л.с. Уничтожение гиперзвуковых снарядов на подлете к танку. Когда читаешь про «Армату» Т-14, не то что волосы дыбом встают – даже повоевать тянет. Хотя бы на испытаниях. Гусеничный монстр определенно разжигается милитаристские аппетиты.
Изначально «Армата» не произвела на меня сильного впечатления, потому что внешне, как ни странно, похожа просто на танк. Ну, может быть, более граненый.
Вообще «Армата» - это название платформы, на которой построят целое семейство унифицированных бронемашин, включая БМП и гаубицы. Они будут выполнять боевые задачи единым ансамблем, управляясь из центра и обмениваясь данными, например, с системами ПВО. Разработчики компьютерных игр, наверное, уже придумывают шутеры-стратегии, где вы рулите подразделением «Армат».
Понятие платформы получилось даже более широким, чем в автопроме: например, если у танка Т-14 двигатель расположен в задней части, то на других типах машин его можно разместить в середине базы или впереди, как у тяжелой БМП Т-15, из-за чего машина получила длинный «капот». Потрясающая гибкость.
«Армата» огромна: скажем, основной танк Т-90 на ее фоне выглядит, как Skoda Yeti на фоне Land Cruiser 200. Превосходство в длине – почти двухметровое.
Ходовая часть имеет активную подвеску. У автомобилей подобные штуки используются ради достижения лучшего соотношения комфорта и управляемости, у танка – для подавления раскачки, которая мешает стрельбе.
Одно из самых принципиальных отличий от танков прошлого – необитаемая башня. Мировой дебют. В башне вообще нет ничего жизненно важного, кроме вооружения. Экипаж из трех человек заточен в бронекапсуле в передней части танка, боекомплект – позади в корпусе. Башню танка сложно защитить от снарядов, поэтому такая компоновка существенно повышает живучесть машины. В критических ситуациях танк может возвращаться на базу в режиме дистанционного управления.
Удлиненная задняя часть башни служит для размещения дополнительного боекомплекта и некоторого оборудования. Кстати, внешний контур башни обрисован тонкой броней от стрелкового оружия, под которым находится компактная башня с более серьезным бронированием и установленным на ней оборудованием, например, средствами активной защиты.
Сам экипаж изолирован от внешней среды и наблюдает за обстановкой посредством множества видеокамер. Командир может контролировать обстановку независимо от остальных членов экипажа, а при необходимости выполнять стрельбу (башня автоматически повернется в положение, указанное смотровой "турелью" командира). Командир же может рулить танком.
Управление, кстати, не совсем типично для гусеничных машины: вместо рычагов здесь штурвал. Коробка передач двенадцатиступенчатая и, к радости механика-водителя, автоматическая.
Семейство двигателей, берущее начало от знаменитого В2, отправится на заслуженный покой: для «Арматы» ЧТЗ разработал совершенно новый дизель с индексом А-85-3А мощностью 1500 л.с. в предельных режимах и порядка 1200 л.с. в крейсерских. Он тоже имеет 12 цилиндров, но компоновка Х-образная: что-то вроде двух V6 с общим коленчатым валом. На автомобилях подобная схема почти не использовалась из-за сложности и неудобства обслуживания, но для танка, видимо, это вторично. Зато даже визуально мотор получился очень компактным – этакий кубик. Для модульной компоновки такой и нужен.
Максимальная скорость достигает 90 км/час, что, по меркам, танков очень даже быстро. Особенно если учесть, что эта штуковина весит 48 тонн. Кинетическая энергия получается как у обычной машины на скорости 500 км/час. А тормозной путь, наверное, как у паровоза.
Броня танка имеет многослойную конструкцию и сделана из новой, специально разработанной стали, которая сочетает высокую твердость и вязкость. Последнее важно, чтобы снизить растрескивание и образование осколков при попадании бронебойного снаряда. На эту же цель работают прослойки из композитного материала, в результате, эквивалентная толщина брони "Арматы" составляет 900 мм. Сравните это с 45 мм у танка Т-34. Сообщается, что «Армата» выдерживает прямое попадание практически их всех типов противотанковых пушек иностранных армий.
Как и современные автомобили, новые образцы вооружения зачастую отличаются от прежних не столько «железом», которое развивается эволюционно, сколько электроникой. Для платформы «Армата» спроектированы унифицированные электронные комплексы, что заодно повышает эффективность совместной работы нескольких машин.
Например, для обнаружения целей используется так называемая активная фазированная решетка. Проще говоря, это современная разновидность радара. Только если у привычного нам радара тарелка вращается или колеблется, то здесь луч-разведчик посылается в нужное место с помощью неподвижной решетки излучателей за счет сугубо электромагнитных явлений. Плюсы – высокое быстродействие. Система способна обнаруживать и вести 40 целей в радиусе десятков километров от танка, в том числе, фиксировать выпущенные снаряды и ракеты.
Кликните для увеличения
Для борьбы с подобными снарядами у танка есть комплекс активной защиты «Афганит». Активная (не путать с динамической) означает, что она бьет подлетающий снаряд по лбу россыпью «шрапнели» в строгом соответствии с принципом «кто к нам с мечом придет…» Динамическая защита тоже имеется – она борется с кумулятивными снарядами: когда они присасываются к броне танка, защита взрывается и отстреливает их. Само по себе это не ново, но у «Арматы» защиту можно конфигурировать в зависимости от выполняемой задачи: на марше она снимается, в городском бою устанавливается максимальный комплект.
Благодаря оптике экипаж может распознавать другой танк на расстоянии до пяти километров, а в плохих погодных условиях и ночью за счет тепловизоров – до 3,5 км.
Баллистический вычислитель – это компьютер, который управляет пушкой. Он учитывает метеоусловия, например, направление и силу ветра, плюс топографию, а заодно и изгиб довольно длинного ствола «Арматы», который при скоростной стрельбе деформируется.
На первых «Арматах» устанавливалась 125-миллиметровая пушка, но судя по последним публикациям, в будущем установят 152-миллиметровое орудие: такой же калибр имеют современные гаубицы, то есть самоходные артиллерийские орудия. Скорость снаряда - 1980 м/с (7000 км/час).
Сама по себе стрельба из танка все больше напоминает компьютерную игру. Сначала наводчик выбирает тип выстрела, причем «меню» может быть довольно обширным: кумулятивный, бронебойный, фугасный, кассетный, термобарический… Да что там – через свое дуло «Армата» может выпустить даже противотанковую управляемую ракету, а вообще способна пульнуть по воздушной цели ракетой класса «земля-воздух» или уничтожить наземный объект ракетой соответствующего типа. Возвращаясь к наводчику, ему остается еще выбрать цель: совместить метку с объектом и обеспечивать его захват. Остальное сделает компьютер.
Электроника «Арматы» построена на российской компонентной базе и довольно развита. Например, у машины есть функция самодиагностики, когда повреждения или поломки определяются не экипажем, а компьютером. По словам разработчиков, «Армата» полностью готова не только для создания радиоуправляемой версии танка, но и роботизированной: проблема в такой мелочи, как отсутствие искусственного интеллекта, способного отличить кошку от неприятеля.
Главный прорыв «Арматы» - она больше, чем танк. Не физически, а по смыслу. Ведь идея танка выросла из бронированной машины, совмещенной с артиллерийским орудием. Современный танк – это целый комплекс вооружений на гусеничном шасси, который может обнаруживать и бороться с сухопутными и воздушными целями, координировать огонь других вооружений, вести наблюдение, защищать себя, анализировать обстановку и так далее.
Чем больше узнаешь про «Армату», тем больше понимаешь, что будущее, каким его видели фантасты прошлого века, уже наехало на нас своими тяжелыми траками. Другое дело, что в технике все сложные решения обычно подвержены поломкам и нестабильному функционированию, а «Армата», как я понимаю, очень сложна и очень нова. Не хочу быть беспочвенным скептиком, потому что информации в принципе мало, но возможно, машине потребуется эволюционное развитие для излечения от детских болезней. Впрочем, «Армата» позиционируется как основной танк почти на весь XXI век, так что несколько лет на совершенствование у нее есть.
Пожелаем «Армате» удачи. Помимо чисто военной задачи она имеет и другую: когда еще словишь такое техническое вдохновение от российской разработки?
|