В шлейфе экономического форума в Петербурге лексикон русскоязычных СМИ запестрил модным словечком Hyperloop, которое обозначает перспективный вид транспорта - помесь самолета и метро. Я решил взвесить перспективу того, что Россия полезет в высокотехнологичную гиперлупу.
Идея поезда, движущегося в тоннеле, из которого откачали воздух, не нова: в институте я был уверен, что первый додумался до такого, пока не узнал, что ей примерно 100 лет. Разумеется, в реальном мире вакуумные поезда не нашли применения, ибо скорости классического железнодорожного транспорта слишком малы для оправдания вакуумных ухищрений.
Последнее время мир увлекся скоростными поездами, и в Японии есть экземпляры, которые разгоняются почти до 600 км/час, а уж 200-250 км/час и вовсе стали нормой. В вот тут уже соблазн избавиться от лишнего сопротивления растет пропорционально квадрату скорости. Если на малых скоростях (скажем, 30-80 км/час) доминирующим сопротивлением являет качение и сила тяжести (на подъемах), то в дальнейшем львиная доля энергии двигателей у любого транспорта тратится на преодоление воздушного сопротивления. Скажем, у автомобиля на скорости за 150 км/час на перемешивание воздушных масс уходит порядка 90% мощности мотора. Без воздуха 115-сильный Ford Focus мог бы разогнаться до авиационных скоростей, и проблема лишь в том, что без воздуха «Фокус» вообще не поедет.
Идею вакуумного поезда в 2012 году реанимировал Элон Маск, глава компаний Tesla и SpaceX, причем он выложил концепцию в открытый доступ и предложил сделать технологию открытой.
Вариантов вакуумных поездов много. Например, можно откачать из трубы весь воздух, а сам поезд подвесить на магнитной подушке (именно такой движитель используется сегодня в самых быстрых поездах). С точки зрения километрового расхода энергии и максимальной скорости такой поезд будет вне конкуренции по сравнению с любым известным землянам транспортом, однако и магнитная подушка, и полный вакуум – технологии крайне дорогие. Поэтому концепция Hyperloop, предложенная Маском, является некоторым упрощением идеи вакуумного поезда с целью приблизить его к реальности. Но даже так прогнозируемые показатели завораживают.
Итак, в закольцованной трубе с давлением на уровне 10% атмосферного движется капсула, называемая в англоязычных источниках «под» (pod), которая левитирует на воздушной подушке на высоте 0,5-1,3 мм от рельса. На высоких скоростях часть подъемной силы создает сама форма капсулы, которая работает как крыло.
В передней части капсулы есть здоровый вентилятор, назначение которого – снижать фронтальное сопротивление и обеспечивать воздухом аэродинамическую подушку. Позади вентилятора находится пассажирский салон, а за ним – блок аккумуляторных батарей.
При этом основной поступательный импульс капсула получается за счет внешних магнитных ускорителей, поэтому запас энергии на борту необходим в основном для раскрутки турбины. Другими словами, львиную долю энергии ни перемещение обеспечивают стационарные энергосети. Само собой, источник энергии - электричество, так что в теории Hyperloop может быть абсолютно "зеленым".
Прогнозируемая максимальная скорость превышает 1200 км/час, что близко к скорости звука, однако, по задумке Маска, поезд не будет переходить ее, дабы избежать акустической контузии пассажиров. Фактически, скорость не будет постоянной, и после разгона электромагнитной «пушкой» какое-то время (и, вероятно, немаленькое время) поезд будет скользить по инерции до следующей «пушечной» секции. Средняя скорость прогнозируется на уровне 960 км/час, что позволило бы пересечь Россию от Калининграда до Владивостока за один световой день. А из Челябинска до центра столицы мы бы добирались быстрее жителей Фрязино.
По расчетам, капсула Hyperloop по вместительности будет едва больше маршрутки, однако пассажиропоток все равно беспрецедентен, потому что «гиперлупы» должны пулять от станций не реже, чем поезда метро. Не забываем, что тоннель закольцован, поэтому ритм движения должен быть плюс-минус постоянным.
Короче говоря, Hyperloop при всей его похожести на обычный поезд должен, по замыслу Маска, произвести такую же революцию, как когда-то сам железнодорожный транспорт или авиация. Плюсы Hyperloop: рекордное сочетание экономичности, скорости и пассажиропотока.
Впрочем, пока это лишь красивые теории, подкрепленные считанными экспериментами на моделях, весьма далеких от конструкции настоящего поезда Hyperloop (одно из показательных испытаний на масштабной модели в свободном воздухе состоялось в мае этого года). Разработчики уверяют, что появление реального вакуумного поезда – дело нескольких лет, но так ли это, посмотрим.
Проблем много, в том числе и технических. Представьте, что будет, если на скорости за 1000 км/час из-за небольшой погрешности поезд коснется стен тоннеля: они сточат его быстрее, чем машинист поймет, в чем проблема. И до следующей станции доедет только его рука, судорожно сжимающая стоп-кран. Опорные «лыжи» поезда будут выполнены из термостойкого инконеля, но, боюсь, проблема не только в нагреве, но и сумасшедших вибрациях, которые возникнут в случае отклонения поезда от расчетного положения в трубе.
Естественно, Hyperloop грозит стать не только самым эффективным, но и самым дорогим видом транспорта, потому что сочетает сложность авиационной техники с громоздкостью железнодорожной инфраструктуры. Вернее, необходимый для него тоннель на порядок сложнее обычных рельсов, в том числе из-за колоссальных требований к точности изготовления и монтажа отдельных секций. Такие проекты могут окупаться десятилетиями и в конечном счете так и не окупиться. Пока это терра-инкогнито и до появление первого коммерческого «лупа» вряд ли мы поймем, будущее это или профанация.
В этой связи забавно выглядит интерес к проекту российской стороны. Министр транспорта Максим Соколов недавно сообщил, что работы над аналогом Hyperloop ведется в России, президент Владимир Путин обсудил возможность такого проекта с иностранными предпринимателями, а один из основателей Hyperloop Шервин Пишевар рассказал, что в числе инвесторов проекта есть и наши компании, в частности, Российский фонд прямых инвестиций.
В принципе, для страны размером с Россию концепция Hyperloop выглядит заманчивой, позволяя увязать между собой удаленные регионы, в том числе при транспортировке грузов. При фактической невозможности морских перевозок внутри страны их себестоимость у нас традиционно высока, а неразвитость и дороговизна авиационного транспорта делает некоторые регионы отрезанными от жизни.
Впрочем, я бы не витал в облаках, потому что Hyperloop не только сложный и наукоемкий проект, но, главное, крайне недешевый. Проблема в том, что его стоимость примерно пропорциональна километражу магистрали, поэтому российские расстояния работают против идеи. Ветка скоростного поезда до удаленных регионов будет окупаться вечно, и Hyperloop, скорее, приживется вблизи переразмеренных гигаполисов, где нужно быстрое соединение между транспортными хабами соседних агломераций. Например, между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. На худой конец, между Питером и Москвой.
Честно говоря, вместо намеков на скорую «гиперлупезацию» России я бы предпочел услышать новость, что наконец будет максимально загружена железная дорога (и долой фуры из Уральских гор) и что Россия получит нормальную сетку внутренних авиарейсов, потому что летать из Челябинска в Нижний Новгород или Ханты-Мансийск через Москву – это смешно.
А сама идея Hyperloop в целом мне импонирует, поэтому буду следить за ее развитием с интересом.
|