В своей жизни я посмотрел около 300 Гран-При «Формулы 1», но сегодня все происходило слово впервые. Предыдущие гонки показались вдруг какими-то виртуальными, а эта, хоть и смотрел я ее также по телевизору, очень настоящей, до которой можно дотянуться рукой. Может быть, помимо знакомых олимпийских пейзажей на этот эффект работало множество лиц в кадре, которые ассоциировались с Россией: заместитель председателя правительства Дмитрий Козак, президент РАФ Виктор Кирьянов, первый российский пилот «Формулы 1» Виталий Петров, будущий (возможно) пилот Сергей Сироткин, дружественный нам Стивен Сигал. Вспомнилось, что на россиянке женат один из руководителей чемпионского Mercedes AMG Падди Лоу, что встречается с россиянкой Фернандо Алонсо. В середине гонки в сопровождении Берни Экклстоуна появился Владимир Путин, и он же наградил победителей Гран-При на подиуме (что интересно, наградил и гонщика, и команду, хотя обычно эта честь выпадает двум людям). Наконец, другим отступлением от традиций стало интервью на подиуме, которое брал не один из бывших гонщиков «Формулы 1», а ее «российский голос» Алексей Попов. В общем, поймут меня только болельщики со стажем, но сегодня мы испытали примерно те же чувства, как какой-нибудь советский гражданин при виде Ален Делона на улице Москвы. Как будто сошлись вместе вещи, совместимые только в фантазиях.
Насчет Гран-При России было много скепсиса. Идея гоняться в не построенном олимпийском парке напоминала пресловутый дележ шкуры неубитого медведя, а поскольку тема Олимпиады в принципе будоражила желчеотделение, перепало и в адрес Гран-При. Не успеют. Или успеют, но не пройдут комиссии. Или пройдут комиссии, но на честном слове. Или зрители не придут. Или будет масса накладок. Или трасса окажется скучной. Или шампанское прокисшим. В общем, что-то должно быть.
По приезду в Сочи один британский журналист (разновидность британского ученого), к примеру, сразу попенял, что волонтеры не говорят по-английски, добавив, что это ожидаемо. В этом месте я вспомнил, что на гонке в Ле-Мане, одном из крупнейших событий в автоспорте, по-английски не говорят девочки в пресс-центре. Хотя 90% пресс-центра не говорит по-французски. И никто не возмущается.
Трасса оказалась довольно красивой. Вообще в «Формуле 1» интересность Гран-При помимо чисто пилотажных особенностей трассы определяется еще и яркостью картинки. Скажем, ни с чем не спутаешь двухярусную трассу в Монако или ночной Сингапур, тогда как неплохие трассы в Корее, Бахрейне и Турции угнетают безликостью. Сейчас стало понятно, что идея воздвигнуть трассу прямо в сердце Олимпиады – из разряда гениальных. Во-первых, вся инфраструктура (гостиницы, дороги, аэропорты) уже создана - а это стоит много дороже самого асфальтового кольца. Во-вторых, экзотический дизайн олимпийских объектов в сочетании с субтропической природой и горным ландшафтом создал вполне узнаваемое, яркое лицо трассы. Пусть сам трек похож на желоб из асфальта и бетона, но антураж великолепен.
Конфигурация трассы в Сочи. Иллюстрация motor.ru
Трасса оказалась довольно интересной для гонок. Проектировал ее немец Герман Тильке, которого только ленивый не пнул за полдюжины скучных однотипных трасс, построенных «в чистом поле». Но в Сочи естественные ограничения олимпийской площадки, похоже, слегка выбили из мистера Тильке его лекальный подход, и трасса получилась незатейливой на вид, но весьма техничной.
Собственно, в незатейливости и был основой подвох. Ну что там: несколько почти прямых линий и почти прямых углов да обруч невероятного третьего поворота. Многие оценивали трассу как скользкую («держак» не накатан), простую и небыструю (полугородская). Получилось все наоборот: трасса в Сочи быстра и благоволит машинам с хорошей максимальной скоростью, она не такая уж простая, а уровень сцепления феноменальный для нового автодрома, что, кстати, вылилось в низкий расход шин.
А еще выяснилось, что на ней можно обгонять, причем не в одном строго запрограммированном месте, а практически по всей длине. За счет ширины кое-где машины могли ехать бок о бок довольно продолжительное время, а асфальтовые зоны безопасности провоцировали весьма агрессивную борьбу. Пожалуй, жемчужиной является третий поворот – затяжной, почти циркулярный «тягун», в котором машины достигают чуть ли не максимальных перегрузок за весь сезон, а при случае могут даже бороться (редкость для такого типа поворотов). Вообще многие пилоты оценили ее как достаточно интересную, а это важно для будущего трассы: скучные гонки имеют больше шансов покинуть чемпионат.
Для гонки в Сочи Квят "нарисовал" новый шлем
«Сочи Автодром» был построен вовремя и прошел инспекции FIA в срок, чем, кстати, не могли похвастаться несколько последних автодромов-дебютантов чемпионата мира. В сентябре он принял первую гонку российского кузовного чемпионата, а нынешний уик-энд стал полноценным боевым крещением, ведь помимо «Формулы 1» в эти выходные здесь гонялись машины серии GP3 и GP2. По первым отзывам, и команды, и представители FIA остались под впечатлением уровнем организации, включая обеспечение безопасности. Я почти уверен, что могли случиться какие-то досадные мелочи, но глобальных накладок, судя по всему, не было. Для телезрителя гонка в Сочи выглядела лучше, чем некоторые куда более старые Гран-При.
Западные журналисты, конечно, попытались разжечь на тему санкций, с тупой методичностью задавая представителям разных команд вопрос насчет того, насколько правильно устраивать шоу в стране, которая устроила этакий афронт западному миру. Но ответы были олимпийскими: дескать, политика – не наше дело, а в остальном нам здесь нравится. Победитель гонки Льюис Хэмильтон вообще сказал, что трасса ему по душе, а Сочи настолько хорош (и так близок к его дому в Швейцарии), что он не прочь приехать сюда, так сказать, в нерабочее время.
Саму гонку описывать не буду – кто видел, тот видел. Ее нельзя назвать самой захватывающей, поскольку победитель де-факто определился в первом повороте, а калейдоскопической смены позиций или внезапных происшествий не было. Но не была она и откровенно скучной, а главное, вполне отчетливо чувствовался потенциал трассы: в другой год здесь возможны эпические сражения.
Но нельзя не упомянуть о россиянине Данииле Квяте, который сделал-таки сенсацию, правда, не в гонке, а накануне. Во время субботней квалификации он умудрился показать пятое время, что, с учетом уровня его команды, равносильно практически поул-позиции. Для самого Даниила этот результат стал лучшим за время его недолгих выступлений в «Формуле 1». Он опередил и обе Ferrari, и своего партнера по команде, и оба чемпионских «Ред Булла».
К сожалению, в гонке обе машины Toro Rosso не ехали, и Квят с его партнером Вернем заняли лишь 13 и 14 места, но в таких случаях говорят: that’s racing. Сказалась, кстати, еще одна особенность трассы – высокий расход топлива. В этом году гонщики могут тратить не более 100 кг на гонку, и обычно это не являлось проблемой. Но в Сочи расход оказался близок к предельному, и для машин с двигателями Renault, которые уступают в эффективности Mercedes-Benz, это оказалось критичным.
Впрочем, гонщикам редко удается блеснуть на домашних трассах. Скажем, чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон так и не смог приехать на подиум родного Гран-При Великобритании, Рубенса Барикелло из года в год ждали фатальные проблемы на Гран-При Бразилии, а Марк Уэббер никогда не был первым в Австралии. Есть исключения, вроде Камуи Кобаяши, завоевавшего единственный подиум в Японии, но в целом удачливость гонщиков на домашних Гран-При как правило ниже среднего уровня.
Для Квята этот результат досаден, но вряд ли критичен. Уже известно, что в следующем году он переходит в одну из самых сильных команд пелетона Red Bull Racing. Команду, которая за последние четыре года выиграла все титулы в личном и командном зачете, причем два раза – в безапелляционной манере. Так что свой главный подвиг в этом году Даниил уже совершил, убедив руководство Red Bull предпочесть именно его на место уходящего из команды чемпиона Себастьяна Феттеля.
И наконец, не сбылись предсказания скептиков насчет пустых трибун – на гонке присутствовали более 60 тысяч болельщиков, так что планы продаж по билетам «Формула 1» в России даже перевыполнила. Кстати, многие пилоты выразили удивление энтузиазмом российских болельщиков: все-таки у России сложился имидж страны, очень прохладной к автоспорту.
Мы заполнили еще одну вакансию в мире большого автоспорта. Есть российская команда «Формулы 1», российский пилот, российский спонсор, российская трасса… А в будущем будет еще больше, потому что молодая «поросль» есть и среди российских трасс, и особенно российских гонщиков.
Напоследок хочу сказать, что помимо чисто спортивной составляющей, «Формула 1» - это неплохой повод продемонстрировать миру, что мы не такая уж суровая и бестолковая страна, как о нас принято думать. Погода в Сочи в самом деле некоторых удивила (>+20 весь уикэнд), как, я думаю, удивила их и атмосфера российских гонок. С чем я нас всех и поздравляю.
|