По моим подсчетам, нынешний анонс Гран При России 2014 в
Сочи – уже 14 попытка Берни Экклстоуна и нашей страны найти точки
соприкосновения. Цифра 14 вообще имеет какое-то особое значение, ибо последний
настоящий Гран-При России состоялся в 1914 году в Санкт-Петербурге. Любопытно,
кстати, что та гонка проводилась 31 мая, а в 2014 году эта дата выпадает на
субботу, так что теоретические квалификация Гран При России может начаться день
в день сто лет спустя (до 1950 года класса «Формула 1» не существовало, и
статус элитной серии носили гонки на Большой Приз – Grand Prix).
Итак, мы уже имели проекты трассы для «Формулы 1» в Туле, Ярославле, Москве, Питере,
еще раз Москве, снова Москве, и каждый раз что-то срывалось. В конечном итоге
проект отдан Сочи. И теперь все выглядит серьезнее, так что я вполне верю в
реалистичность планов. На подписании соглашения Берни сопровождал Владимир
Путин, и правительство России выступило гарантом сделки. Понятен и мотив –
использоваться мощную инфраструктуру Олимпийских Игр (аэропорты, транспортные
магистрали, гостиницы) после окончания Олимпиады. Стоимость трассы по разным
оценкам – от 100 до 200 млн евро, и российских инвесторов такими цифрами не напугать,
тем более, они уже выстроились в очередь: поддержать проект изъявили желание «Лукойл»,
«Базовый Элемент», «Мегафон» (бывший спонсор Sauber), Ростехнологии, Краснодарский край, а титульным спонсором
может стать Yota.
Трассу длиной 5,5 км
планируется построить в Олимпийском парке, частично используя дороги общего
пользования. Проект разработан Германом Тильке, и, если судить по первым
иллюстрациям, трасса не слишком располагает к зрелищным гонкам: разнокалиберные
повороты разделены короткими прямыми, так что обгонять сложновато, да и
захватывающих связок не видать. Впрочем, не будем забегать вперед, тем более, все
проекты Германа Тильке грешат чрезмерной академичностью.
Помимо стоимости самой трассы, России придется оплачивать
право проведения Гран-При – в первый год оно обойдется в 40 млн долларов, в
последующие годы будет увеличиваться на 10%. В этом, собственно, и состоит
интерес FOM (Formula One Management), владельца
коммерческих прав «Формулы 1».
Может возникнуть вопрос, а в чем тогда смысл Гран При? В
принципе, гонки «Формулы-1» могут приносить прибыль, но обычно это относится к
старым легендарным Гран-При, вроде Монако или Италии (в Монце), поскольку там и
плата меньше, и посещаемость огромная. Большинство современных Гран-При
делаются ноль в ноли или в убыток промоутерам, однако приносят косвенную
прибыль. Стационарные автодромы с помощью Гран При поднимают свой статус и потом
делают деньги на других гоночных сериях, тестах и платных покатушках. Гран При
служат хорошей рекламой для страны и региона, где расположена трасса, и в
случае с курортным Сочи – это важный козырь. Плюс во время Гран При местные
жители и компании делают годовую прибыль, так что проведение гонки благоприятно
для экономического климата в регионе.
И трудно переоценить важность сего начинания для российских
болельщиков «Формулы 1» , которых к 2014 году наверняка станет гораздо больше.
Плюс, на старт первого Гран-При России наверняка выйдет и наш гонщик – если не
удержится в «Формуле 1» Петров, есть еще
Михаил Алешин, Даниил Квят, Егор Оруджев…
Фото с сайта www.f1news.ru
|