Владельцы госномеров с «тремя Ольгами» и прочими дорогостоящими сочетаниями могут почувствовать себя обманутыми, если российские законотворцы утвердят вариант нового формата госномеров, допускающий еще большие возможности для самовыражения (на фото – предложение студии Артемия Лебедева). Впрочем, даже радикальные с нашей точки зрения инициативы на фоне принятой в США практике выглядят скучными, как справочник по металловедению в сравнении с журналом комиксов.
Сейчас в России используется предельно стандартизованный формат госномера, допускающий лишь некоторые вольности для машин спецслужб, военных и дипломатов (не белый цвет таблички), а также ряд «девиаций» для особых случаев (например, для автомобилей, выезжающих на ПМЖ за рубеж). В остальном все очень предсказуемо: три буквы, три цифры, код региона, флаг. Размер таблички для автомобилей един (52 см на 11,2 см), для мотоциклов используется плашка, приближенная по форме к квадрату (24,5 см на 18,5 см).
Лейтмотивом к изменениям являются потребности иностранной техники, которая в ряде случаев имеет «не гостовский» формат площадки под госномер, отчего владельцам приходится изгаляться при установке знака. В группе риска, в частности, иностранные мотоциклы, японские и американские авто. При этом принятый у нас формат табличек соответствует европейскому, поэтому для старосветской техники проблем, как правило, не возникает.
Иллюстрация Carscope.ru. В центре госномер без кода региона (мотоциклетный)
Рассматриваются несколько вариантов формы и размеров табличек, а также изменение самого буквенно-цифрового формата, например, отказа от кода региона. Последний, к слову, стал терять решающее значение, когда власти разрешили сохранять номера при перепродаже автомобиля, даже если они относятся к другому региону. Сегодня код региона – это в большей степени повод блеснуть своей эрудицией (вы знали, что 94 – это Байконур?), чем идентификатор места жительства владельца.
Впрочем, есть у нынешнего формата и другие проблемы. Во-первых, ограниченное количество буквенно-цифровых комбинаций в пределах одного региона (их 1,7 млн) привело к необходимости введения новых кодов, и рекордсменом является Москва, которая застолбила 6 региональных кодов, плюс еще четыре – Подмосковье. В большинстве других крупных регионов счетчик пошел на второй круг, а третьего может и не получиться, потому что в нынешний формат вписывают трехзначные коды регионов с худой единичкой в начале (174,161…) или чуть более широкой семеркой (777, 750), а некоторые «пышнотелые» комбинации уже не входят. К слову, самой отъевшейся цифрой является 0, лишь чуть уже 6 и 8.
Кстати, из-за ряда обсценных трехбуквенных комбинаций из 1,7 млн возможных по факту используется 1,5 млн.
Альтернативный вариант предложила студия Артемия Лебедева. Код региона обозначается комбинацией из трех литер (например, ALT, MSK, SPB, RST), а сам номер состоит из двух цифр и четырех букв, что дает общее количество комбинаций на уровне 8 млн (за счет использования 17 латинских букв, а не только совпадающей части алфавита). Чтобы облегчить русскоязычному населению распознавание номеров, из выборки литер убраны те, что легко спутать друг с другом, например, V и W.
Предложенный формат удобнее для «кастомизации», поскольку из четыре букв можно составить изрядное количество слов. При этом возникнет проблема «цензуры» госномеров, например, будет ли считать пропагандой употребления наркотиков госномер 01 NARK?
К слову, неудачные буквенно-цифровые сочетания госномеров иной раз приводят к скандалам, например, съемочная группа Джереми Кларксона (в то время – ведущего Top Gear) вынуждена была бежать из Аргентины под прикрытием полиции, разозлив местных жителей госномером H982FKL на одном из автомобилей. Ничего не значащие для нас символы напомнили аргентинцам о трагической Фолклендской войне 1982 года. Подобный госномер на автомобиле англичанина стал настоящей провокацией.
Более ценным в лебедевском варианте можно считать шрифты, которые осложняют переделку, например, 3 в 8 с помощью куска черной изоленты.
Ожидается, что уже со следующего года красивые номера можно будет купить на аукционе, так что более креативный вариант Лебедева позволил бы пополнять бюджет более эффективно.
Впрочем, скорее всего, наши «стандартизаторы» сочтут такой подход чересчур вольным, и ограничатся фейслифтингом, да и то в лучшем случае к 2018 году. Но если лебедевский вариант кажется радикальным, то что говорить, например, о госномерах в США? Тамошние номера похожи на коллекцию цветных марок.
Как таковых единых общегосударственных стандартов на регистрационные знаки в США нет, и каждый штат выбирает свой базовый вариант дизайна, причем меняется он регулярно. Штат может выбирать не только формат буквенно-цифровых комбинаций (для населенных штатов символов больше), но также и цвет таблички, рисунок на подложке, сопровождающие надписи, пиктограммы. Например, атрибутом госномеров в Вайоминге является контур ковбоя.
Свои форматы номеров предусмотрены для десятков «нестандартных» транспортных средств, например, военных автомобилей, домах на колесах, раритетных машин и так далее.
Огромны и возможности по «тюнингу» номеров, и за отдельную плату, фактически, можно заказать индивидуальный номер с выбранной буквенно-цифровой комбинацией (в ряде штатов допускаются нестандартные символы, вроде сердечка), а также другими элементами, например, обозначающими принадлежность к какой-то социальной группе или организации. Иногда для получения такого номера необходимо подтвердить свои притязания документально, скажем, показать справку, что владелец является инвалидом, учащимся какого-то университета или имеет государственные награды (если этот факт отражен на номере). Короче говоря, индивидуальный номерной знак в США – это что-то вроде идентификатора в соцсетях: ник, слоган, статус…
В некоторых штатах специальные яркие госномера выдают водителям, попавшимся на пьяной езде.
Американский подход имеет плюсы и минусы. Например, определить регион автомобиля, как правило, можно мгновенно по одному дизайну таблички. Но в остальном для идентификации номерного знака, как визуальной, так и автоматической, чрезмерное видовое разнообразие вредно. Например, при быстром взгляде на такую табличку внимание оказывается рассеянным из-за обилия элементов.
России, скорее всего, подошел бы некий промежуточный вариант, допускающий наличие красивых номеров (пусть понторезы пополняют бюджет), но все же достаточно стандартизованный. Иначе наши и без того хиленькие базы данных окончательно впадут в кому.
|