Типичный вид Детройта: заброшенные здания на фоне лощеного "Реннессанс Центра", штаб-квартиры GM Детройт начинает процедуру банкротства, чтобы спастись от
кредиторов, долги которым колеблются около чудовищной отметки в $15 млрд.
Он известен как сердце американского автопрома. Куда меньше
афишируется тот факт, что Детройт – один из самых проблемных городов США, и
вероятно, один из самых ужасных. Автопром
дал ему новую жизнь, но он же ее и забрал.
К началу автомобильного бума сто с лишним лет назад Детройт
был 13-ым городом в США. В момент своего расцвета, в середине 50-х, он был
пятым. Но за последние 60 лет население Детройта сократилось с 1,8 млн человек
до 700 тысяч – даже в российском табеле о рангах он бы занял место между
Тольятти и Ижевском. И хотя оба эти города в России тоже имеют автомобильную
историю, масштаб детройтского автопрома и тольяттинского сравнивать нельзя. А
сами города – можно. Хорошие были времена...
Когда-то он был полон жизни. В начале прошлого века
автопроизводители облюбовали Детройт благодаря развитой транспортной
инфраструктуре, удачному географическому положению (близок ко многим
промышленным центрам), а также наличию стали и угля.
Здесь находились десятки компаний, многие из которых ныне
уже забыты: Packard, Hudson’s, Buick, DeLorean,
Studebaker – список огромен. И конечно, штаб квартиры большой
американской тройки Ford,
GM и
Chrysler расположены
тут же до сих пор.
Может быть, фундамент проблем был заложен еще в 1914 году,
когда Генри Форд, стремясь обеспечивать наилучшее качество своих автомобилей,
начал гонку зарплат, установив «минималку» в размере $5 в день. К середине века работа в автомобильной индустрии США была
одним из самых прибыльных и престижных занятий, а профсоюзы имели огромное
влияние. Если хотите, в Детройте начала 50-х царил социализм, когда рабочие
были реальной движущей силой общества, крепким средним классом. Парадоксально, как процветающий промышленный город обратил
свои плюсы в свои проблемы. Высокие зарплаты для профессий, не требующих
особого образования, привлекали в Детройт иностранцев и темнокожих рабочих. Сегодня белое население города составляет лишь 10%. С начала 50-х спрос на низкоквалифицированную рабочую силу начал падать, а слава города рабочих жила еще долго, притягивая новые, но уже ненужные рабочие руки.
В 1909 году Детройт обзавелся первой в мире асфальтовой
дорогой, а к середине XX
век оброс сетью хайвеев, в результате, белое население потянулось в пригороды,
падали цены на жилье. Детройтцы стали размазываться по Мичигану, а потом и
бежать в другие штаты. Количество налогоплательщиков Детройта падало год от
года, начала «ржаветь» инфраструктура, появились социальное проблемы –
отток усилился еще больше, количество налогоплательщиков упало еще сильнее.
Замкнутый круг.
При этом штат Мичиган вполне преуспевает до сих пор, а
Детройт все больше напоминает черную воронку промышленного взрыва. Он слишком разросся
в хорошие времена, чтобы содержать себя в плохие.
К началу нынешнего века многие районы превратились в трущобы,
а некоторые были попросту заброшены. Сегодня половина жителей Детройта
безграмотны. И это значит, что они не могут без посторонней помощи заполнить
стандартную анкету для поступления на
работу. Полагаю, на фоне Детройта наше ЧМЗ – это просто академгородок. Это не Припять. Это заброшенный завод Packard Когда-то он процветал и выпускал такие вот шедевры (Packard Carribean 1953 г.)
После «детройтского бума» в начале века автосборочные заводы
и производители компонентов также стали рассредоточиваться по штату Мичиган,
обескровливая сам город все больше. Роботизация производства резко снизила
потребность в людях, обозначив проблему безработицу. Кроме того, началась «коагуляция»
американского автопрома, когда вместо множества небольших компаний на сцену
вышли три монстра: Ford,
General Motors
и Chrysler. Остальные
компании либо вошли в состав империй, либо исчезли.
Да и сам автопром Америки проходил трудные времена, включая
топливный кризис 70-х и активное нашествие японцев в 90-х. Сравнительно высокие
зарплаты и комфортные условия американских рабочих приводили к невыгодному
соотношению себестоимости к качеству при сравнении с японским автопромом.
Сегодня Детройт «славится» одним из самых высоких уровней
преступности в США, отвратительной работой социальных и коммунальных служб, изобилием
трущоб и высоким уровнем безработицы. Штат Мичиган в целом выпускает лишь
каждый пятый автомобиль на территории США.
В некотором смысле закат города символичен, потому что
отражает закат целого автопрома. Я не об американском, а о том, «старом»
автопроме, построенном по детройтской модели. Об автопроме, где рабочий имел
важное значение, а вся производственная мощь концентрировалась в пределах
одного штата и контролировалась несколькими компаниями-монстрами. Один из тысяч брошенных домов
Современный автопром совсем другой. В
первую очередь потому, что у него нет четкой географической локализации. Массовый
автомобиль не может принадлежать какому-то месту, городу, области – он есть
мировой феномен. Штаб-кваритра в одной стране, «мозги» - в другой, сборочные
производства – в третьей, четвертой и пятой, производители компонентов – в двадцатых,
тридцатых, сороковых… Компактность производства перестала иметь значение, и на
первое место выходит себестоимость.
То, что работало в начале прошлого века, не работает сейчас.
Конечную сборку машин выгоднее осуществлять поблизости от основного
потребителя, а компоненты – где-нибудь в жарких или развитых индустриальных
странах. Автопром оторвался от географических центров притяжения, а Детройт был
именно им. Может быть, автопром слишком сильно приручил этот город, чтобы он мог выживать в дикой природе. Будет ли когда-нибудь весь Детройт благоухать, как его центр?
Правительство США не планирует спасать город, долги которого
велики даже по федеральным меркам. Если банкротство состоится, это будет
крупнейший разорившийся город в США.
А что потом? А потом, надеются все, у города начнется новая
жизнь. Ведь и американский автопром в лице Chrysler и General Motors прошел процедуру
банкротства несколько лет назад, что позволило выйти на новый уровень развития.
Америка надеется, что Детройту удастся повторить этот подвиг и найти свое новое
«Я», возможно, не так тесно связанное с автопромом.
|