Год подходит к концу, завершила работу Госдума, бензин так и не подорожал до 40 рублей. Настало время подвести итог и вспомнить темы, которые мы обмусоливали в 2016-ом.
ОСАГО
Автогражданка не сходила с первых полос весь год. Началось все с робких сообщений о том, что страховые выплаты стали расти быстрее сборов. Летом проблема материализовалась в виде дефицита полисов в ряде регионов. А еще появилось новое слово-паразит - «черные автоюристы». Именно их страховые назначили виновниками убыточности ОСАГО.
После такой арт-подготовки страховые перешли в наступление, активно лоббируя очередную реформу ОСАГО. Основной вектор наступления — переход к «натуральному ОСАГО», когда денежная выплаты заменяется ремонтом пострадавшего автомобиля. В качестве альтернативы — радикальное удорожание страховки.
Это конец ОСАГО
На этом фоне активизировались распространители поддельных полисов ОСАГО, а некоторые автомобилисты предпочли не покупать страховку вообще. Власти отреагировали инициативой проверять наличие ОСАГО с помощью камер видеофиксации, однако идея пока не реализована. Предлагалось также серьезное (до 3 раз) удорожание полисов для систематических нарушителей ПДД и внедрение дорогих полисов с расширенными лимитами выплат.
С октября обязательным стал полис ОСАГО нового образца.
Камеры видеофиксации
Они работают не первый год, но именно в 2016 году дали максимальное количество инфоповодов. Причина? Увеличение количества и разнообразия камер. Если раньше они стояли в предсказуемых местах и проверяли в основном скорость, то в последние годы резко выросла численность камер, способных различать с дюжину нарушений.
При этом полезли детские болезни системы видеофиксации. Камеры принимали тень автомобиля за сам автомобиль, штрафовали машину на эвакуаторе, наказывали за проезд перекрестка по требованию инспектора ДПС и т. д. Развился и новый вид мошенничества - «клонирование» автомобилей (езда с подложными номерами).
FAQ: как обжаловать штраф с камер
Изменения ПДД и КоАП
Активность депутатов в области автомобильного законодательства оказалась беспрецедентна: новые инициативы появлялись чуть ли не каждую неделю.
Летом в ПДД появился запрет на опасное вождение и определение этого понятия, однако законотворцы так и не сумели придумать наказание, поэтому запрет остается формальным.
Еще в начале года депутаты задумались о реформе требований к детским перевозкам, запретив бустеры и прочие устройства, кроме кресел. Однако в законопроекте было и важное послабление — для детей старше 7 лет детские кресла становились рекомендательными. Инициатива пока не принята.
Серьезные дискуссии вызывало предложение штрафовать водителей по записям с любительских камер и видеорегистраторов, причем соответствующие изменения сформулировали Минкомсвязи и МВД. Интересно, что во втором случае предлагалось не просто штрафовать водителей по видеозаписям, но и лишать их прав.
В первом чтении был одобрен законопроект, предполагающий лишение прав за три нарушения из списка. Ко второму чтение перечень сократят: в частности, из него должны исчезнуть непропуск пешехода и нарушения, связанные с поворотом налево.
Продолжаются и законотворческие фрустации по поводу тонировки: предлагался и большой штраф и даже лишение прав, однако пока наказание остается прежним — 500 рублей.
Большое внимание уделялось пьяным водителям. Весной была ужесточена процедура медосвидетельствования, например, отныне тест на наркотики будут проходить все водители, даже если изначально их подозревают в алкогольном опьянении. Обсуждалось также предложение помещать машины алконавтов на штрафстоянку и возвращать после внесения залога в 30 тысяч рублей, которые пойдут на оплату штрафа в случае признания водителя виновным.
Скидки на штрафы
Впервые проблему собираемости штрафов попытались решить не карательными мерами, а поощрительными: с начала года водители могут оплачивать штрафы с 50-процентной скидкой в течение 20 суток с момента выписки постановления (кроме повторных и серьезных нарушений, вроде пьяной езды).
Как мы ловили скидку на штраф
Как и все новое, система не заработала сразу. В начале года платежные системы отказывались «видеть» скидку. Позже на передний план вышла другая застарелая болячка — штрафы-невидимки. Невозможность узнать дату выписки постановления вовремя осложняла отсчет 20 «скидочных» дней.
Рыночный коллапс
Судя по всему, 2016 год станет локальными минимумом с точки зрения продаж автомобилей. Последний раз столь скромные результаты рынок показывал десять лет назад, а с рекордного 2012 года ежемесячный продажи упали без малого в 2 раза. При этом осенью 2016 года наметилось снижение темпов падения продаж, а ноябрь стал первым за два года месяцем, когда они возросли, пусть и едва заметно.
Цены на автомобили продолжали расти весь год несмотря на относительную стабильность курсов валют, хотя темпы подорожания все же снизились.
Несмотря на остывание спроса, никто из крупных игроков не замораживал производства в России и не уходил с российского рынка по примеру GM в 2015 году. К концу года наметился даже обратный тренд, например, о возвращении к полноценной работе в России заявил SsangYong, анонсировав даже новую модель Tivoli.
Однако модели уходили поодиночке: Suzuki прекратила продажи Grand Vitara, Nissan убрал Teana и Juke, Mitsubishi — ASX, Honda – Civic, Renault – Megane. Покинул рынок и Ravon Matiz (бывший Daewoo Matiz) - самый дешевый автомобиль на рынке.
Впрочем, наряду с истощением модельных рядов был и обратный тренд: появление новых моделей, адаптированных под кризисные явления. Так, Renault выпустила новый Kaptur, созданный специально для России, а чуть позже Hyundai вывел на рынок Creta, с первого же месяца продаж захватившую лидерство в сегменте кроссоверов. АвтоВАЗ начал продажи X-Ray, а Vesta сумела выйти на плановый объем продаж в 5000 машин в месяц, закрепившись на четвертом месте в рейтинге популярности.
Кстати, к осени 2016 года в топ-25 популярных моделей не осталось ни одной импортируемой: дольше других держалась Toyota RAV4, но и ее локализовали на заводе под Питером.
Облавы на тюнинг и ГБО
С весны 2016 года начались спецрейды ГИБДД по выявлению автомобилей с незаконными переделками: в черный список попали машины с тюнингом, внедорожники с кенгурятниками и шноркелями, а также автомобили с ГБО.
По сути, техрегламент Таможенного союза, требующий узаконивать модификации, заработал еще в 2015 году, однако долгое время создавалась иллюзия, что власти смотрят на тюнинг сквозь пальцы. Однако в 2016 году гайки решили затянуть.
Под раздачу попали и владельцы автомобилей с ГБО. Проблема усугубляется забюрократизированностью процедуры легализации, ее формальностью и долгим сроком ожидания.
Инструкция: как легализовать ГБО
Увольнение Бу Андрессона
Вероятно, новостью года в российском автопроме стало увольнение Бу Андерссона с должности президента АвтоВАЗа — место шведа занял французский ставленник Renault Николя Мор. Формальной причиной отставки стали низкие финансовые показатели завода в 2015 году.
При этом 2016 год сложился для АвтоВАЗ сравнительно неплохо: рыночная доля выросла и приблизилась к целевым 20%. При этом основную прибавку дали именно модели, запущенные в производство Бу Андрессоном, Lada Vesta и Lada X-Ray, тогда как спрос на традиционные модели, вроде «Приоры» и «Калины» продолжил падать.
Оценивать работу Николя Мора пока сложно, но как минимум нам, журналистам, не хватает харизматичного лидера АвтоВАЗа, который не терпел очковтирательства, устраивал публичные разносы директорам, пересаживал их на «Лады», не боялся поставщиков и запускал новые модели точно в срок.
Электромобили и автопилот
Если отвлечься от российской тематики, два главных вектора автопрома — это переход на электромоторы и активная работа над автопилотом. Темы не новы, однако в 2016 году наступил качественный перелом.
Популяризации электромобилей помог прошлогодний дизельный скандал Volkswagen, который заявил об изменении глобальной концепции: к 2025 году концерн планирует выпустить 30 электрических моделей, а объемы их выпуска нарастить до 1 млн в год. Помимо VW, в искажении экологических параметров были уличены еще несколько компаний, например, Mitsubishi и Renault, причем в первом случае скандал привел к падению акций и последующей покупке Mitsubishi альянсом Renault-Nissan.
Электромобилизация перешла в политическую плоскость, и ряд стран, в частности, Норвегия и Голландия, заявили о готовности запретить автомобили уже в 2025 году, и даже Германия, для которой автопром является важной частью экономики, планирует добровольно отказаться от двигателя внутреннего сгорания к 2030 году.
Что касается автопилота, то работа над подобными системами идет практически у всех крупных компаний, однако большая часть новостных поводов была связана с Tesla, которая продает серийные электромобили (Model S и Model X) с системой, наиболее близкой к полноценному автопилоту. Причем чаще всего компания попадала в новости по негативным поводам, в частности, много шума наделала авария, в которой с автопилотируемая «Тесла» врезалась в грузовик. После серии подобных скандалов было предложено не называть систему «Теслы» автопилотом, а лишь помощником водителю. И все же опыт американской компании показывает, что день, когда водитель сможет вполне ловить за рулем покемонов, недалек.
|