Даже если вы не фанат «Формулы 1», вам будет интересно
составить свое мнение о моральных аспектах одного из самых талантливых пилотов
современности – Фернандо Алонсо.
Он – двукратный чемпион мира и человек, которого многие
называют наследником Михаэля Шумахера в смысле таланта и умения сконцентировать
вокруг себя команду. Не зря, наверное, он тоже оказался в Ferrari, в которой наверняка завоюет
свой третий (четвертый и пятый) титулы. Но вот какой ценой?
Давайте абстрагируемся от того, что Фернандо – это
мега-звезда и посмотрим на него «чисто по-пацански».
2007 года. Алонсо тогда ездил в McLaren, где его партнером стал новичок
Льюис Хэмильтон. К сожалению для Алонсо, Льюис оказался дьявольски быстр, и с
первых же гонок ездил, фактически, на уровне самого Фернандо, став претендентом
на титул. Фернандо это не понравилось и
он потребовал от команды сосредоточить внимание на нем, двукратном
чемпионе мира, а не на зеленом (точнее, смуглом) дебютанте. Команда отказалась, и в Венгрии Алонсо пошел в
штыковую, зажав машину Хэмильтона на пит-лейне во время квалификации. Но это
ему еще можно простить. Суть в другом - чтобы руководство McLaren охотнее пошло на сделку, Алонсо пригрозил
настучать на них в FIA
по поводу шпионского скандала с Ferrari.
То есть, начал откровенный шантаж. Не будет приоритета - передам в FIA письма, доказывающие наличие у McLaren секретных материалов Ferrari.
И, кстати, Алонсо действительно
настучал, что в итоге привело к лишению McLaren очков и штрафу в рекордные 100 миллионов долларов. Проще
говоря, Феня сдал McLaren,
и сделал это не из любви к законности, а в надежде на улучшение положения в
команде. Правда, случилось наоборот, и после окончания сезона его из команды попросили.
Следующий сезон Алонсо провел уже в Renault, и тоже не без скандала. На этот
раз партнер испанца по команде Нельсон Пике по приказу команды разбил свой
болид, чтобы обеспечить Алонсо победу на Гран-При Сингапура. Когда через пару
лет скандал выплыл наружу, Алонсо остался в стороне – по официальной версии, он
ничего не знал. Есть, правда, теория, что все-таки кое-что он знал, может быть,
не в день гонки, но потом. Но в этот раз с FIA он уже не откровенничал – не выгодно.
Третья история – это Гран-При Германии прошлого года. Тот поступок я считаю самым плохим из тех, что
видел в исполнении испанца. Дело было 25
июля 2010, ровно год спустя страшной аварии, в которую попал Фелипе Масса, партнер
Алонсо по Ferrari. 25
июля 2009 года пружина, оторвавшаяся с болида Рубенса Барикелло, угодила Массе в
шлем и нанесла тяжелую черепно-мозговую травму. Какое-то время врачи даже не
были уверены, вернется ли Фелипе к нормальной жизни, не то что в гонки. Но он
восстановился и в 2010 вернулся за руль Ferrari. И вот, представьте, ровно год спустя аварии Масса
лидирует в Гран-При, но команда «просит» его пропустить Алонсо вперед. Я уж не
знаю, как там в мире «Формулы 1», но чисто по человечески лишать пилота победы
в такой день – означает сломать ему мотивацию на долгие годы вперед. Что мы и
увидели впоследствии.
Гран При Германии 2010. Алонсо ликует. Масса убит горем
Собственно, в тот день испанец снова был как бы немного в
стороне – это же не он, а команда заставила Фелипе сбросить темп. Но почему-то
не покидает ощущение, что подобное происходило не без молчаливого (а может, и с
говорливого) согласия Алонсо.
Так кто он, Алонсо – злодей или гений? На самом деле весьма
коварный вопрос.
Ведь нельзя не признать, что Алонсо действительно дьявольски
быстр. И все его «злодеяния» были подчинены одной цели – завоевать титул. Если
бы в 2008 McLaren сделал ставку на Алонсо – они бы, скорее всего, не упустили корону
в пользу Райкконена и Феррари. И авария Нельсона Пике год спустя принесла Renault важную победу,
которую Алонсо закрепил триумфом на следующем Гран-При Японии. То же с Массой –
да, тот мог выиграть Гран-При Германии, но реальным претендентом на титул и до,
и после немецкой гонки был Алонсо. И никакого прагматичного смысла оставлять
Массу в лидерах Гран-При не было.
"Felipe, Fernando is faster than you. Did you understand the message?"
Все зависит от системы ценностей. Если во главу угла ставить
спортивную статистику, метод Алонсо абсолютно оправдан. Потому что в энциклопедиях
«Формулы 1» многократным чемпионам мира уделяют целые главы, а всяким скандалам
– в лучшем случае абзацы. Алонсо, как истинный гонщик, ищет границы возможного
и на трассе, и за ее пределами. Любыми средствами. Всегда. Разве это не синоним
подлинного профессионализма?
Но если смотреть на него обывательски, складывается
впечатление весьма посредственной личности. Политкорректной, но настолько
звездной, что в случае каких-то помех девизом становится «Все средства хороши». И возникает другой вопрос: а чего бы он добился, если бы соблюдал привычные нормы порядочности? Так ли часто он был бы впереди партнеров, и так ли много гонок выиграл? Вообще, исключительный профессионализм допускает некоторые послабления в моральных качествах?
В истории «Формулы 1» было немало подобных гонщиков, и самый
известный – Михаэль Шумахер, который и партнеров своих «гнобил», и соперников
на трассе, бывало, выносил. Многие считают подобное отношение неотъемлемой
чертой великих людей в принципе. Получается забавная диалектика: не будь он
такой заразой, не стал бы такой легендой. Будешь хорошим парнем – помрешь в
безвестности.
И в этом есть определенная мудрость. Сама человеческая
память так устроена, что мы запоминаем громкие деяния, тогда как что-то менее
масштабное просеивается через сито истории и уходит почти в никуда. И через
годы великие тираны вдруг превращаются в великих лидеров, а добрые самаритяне
растворяются в безликой массе. Не всегда, но часто. Сальери, если ты слышишь, то знай - по современным меркам твое положение не так уж безнадежно. Гений и злодейство теперь - вещи почти неразделимые.
Но лично мне гораздо больше нравятся более разборчивые
гонщики, вроде Марка Веббера. Почему-то мне кажется, что сколь бы упорным и жестким
он не был, если дойдет дело до настоящей драки, нож в спину он не воткнет. Как
минимум попросит обернуться.
|