Такая система хороша с любого ракурса Поскольку последнее время я все больше занимаюсь работой с
регионами, в глаза бросился интересный тренд последнего времени: многие крупные
города внедряют системы автоматического управления потоком. Есть в этом
почетном списке и Челябинск.
Но на первом месте, похоже, Казань – она вообще славится
симпатией к «гаджетированию» города и первые системы видеофиксации пересечения
линий разметки заработали здесь. В эти дни происходит запуск системы управления
светофорами третьего поколения австрийской компании Swarco AG, и сейчас подключено 15
перекрестков. В проекте – 97 светофорных объектов и 16 развязок, для чего
придется инвестировать примерно 1 млрд рублей.
В Перми системой автоматического управления оснастили
несколько улиц, причем, попутно дополнительные камеры фиксируют нарушения. ЦУП в Челябинске
Челябинск не отстает:
в конце прошлого года в полностью автоматическом режиме у нас заработали 20
светофорных объектов (вложения в проект – 30 млн рублей), подключается к
системе еще 70 светофоров, а вообще она «видит» все 294 светофора, но полная
автоматизация накроет город постепенно – сроки зависят от
финансирования. В этом же году ожидается появление информационных табло с
указанием загруженности улиц.
Москва почему-то тему прозевала, однако в этом году
планируется одним махом автоматизировать 1000 светофорных объектов.
Что такое интеллектуальные светофоры? Их
главное отличие от обычных – в зрении. Оснащенные видеокамерами, они видят
реальную обстановку на улицах, передают ее в центр управления, где весьма
хитроумная система выбирает оптимальный алгоритм смены фаз.
По оценкам, в Казани установка умных светофоров увеличила
пропускную способность на 21%, среднюю скорость потока – на 18%. Не
так и много, конечно, но все же лучше, чем ничего. То есть, если вы доезжали до
работы за 40 минут, умные светофоры сэкономят вам 8 минут: за рабочую неделю
набежит полтора часа, за год – трое суток!
Камеры, провода, сами
светофоры – это «железо», дорогое, но не слишком интересное. Настоящая изюмина
таких систем – в алгоритме работы. На пальцах он выглядит просто: к примеру,
есть перекресток широкой дороги и узкой. И вдруг камеры видят, что на узкой
начинаются заторы, тогда как широкая свободна. Соответственно, фаза смещается в
пользу «младшей» дороги, и баланс восстанавливается. Система старается
поддерживать равномерную загруженность всех улиц.
Но алгоритм прост только для одного-единственного
перекрестка. Пропустив лишний поток по узкой улице, мы рискуем наводнить им
другие перекрестки. Система начинает анализировать их
загруженность, и регулировать фазы там. При «квадратной» сетке улиц каждый
перекресток взаимодействует с четырьмя соседними, и задача усложняется до
безобразия. Поэтому регулирование фаз наугад приведет лишь к еще большим
заторам, и нужен более хитрый алгоритм, который создаст зеленые волны на
популярных направлениях и не допустит полного затыкания второстепенных улиц.
Многие испытывают предубеждение, ведь самая простая система интеллектуального
управления потоками – регулировщик – обычно лишь усугубляет заторы. Но аналогия
не совсем правильная: во-первых, гаишник не видит ситуации на соседних
перекрестках и вообще мало что видит. Во-вторых, при появлении регулировщика сами
водители часто тупят, робея ехать, даже когда можно.
Поскольку умные светофоры работают незаметно для водителей,
психологический момент снимается, а по эффективности они превосходят человеков в сотни раз.
В Москве, кстати, появятся умные светофоры, которые могут
определять пешеходов на расстоянии и включать им зеленый свет: система похожа
на тюменский вариант, но, скорее всего, более цивильная. Дурацкое табло: зачем мне говорить, что я стою в пробке? Информационные табло с пробками, которые скоро появятся в
Челябинске – еще один классный способ избежать пробок. Представьте, что на
каждом большом перекрестке висит карта города, где цветами обозначена загруженность
соседних улиц с глубиной в 3-4 перекрестка. В снегопады или при сильных авариях
такая система способна здорово облегчить жизнь водителям. Она будет черпать
информацию все с тех же камер видеонаблюдения.
Сиплый (Владимир) поднимал тему с реверсивными полосами:
штука весьма нужная для соединения спальных районов с деловыми, и наличие
автоматики лишь увеличивает эффективность реверса.
Из других позитивных
моментов: передача все большего количества карательных функций автоматике. Пока
большая часть камер с радарами фиксируют лишь скорость. Но прогресс идет: установленный на машины
ГИБДД «Паркон» начал наказывать за неправомерную парковку. В принципе, камеры способны фиксировать массу других нарушений: проезд на красный сигнал
светофора, выезд на перекресток при заторе впереди, пересечение линий разметки,
создание помех общественному транспорту.
С другой стороны, постоянное присутствие большого брата
будет действовать на психику. В Европе приходится сковывать себя, чтобы не
носиться под камерами в города более 50 км/час, хотя к этому быстро привыкаешь.
Со временем перестаешь относиться к вождению как к источнику хоть какого-то
адреналина, и просто перемещаешься в пространстве. Помогает такой аутотренинг:
можно пройти вдоль обочины пешком и почувствовать, что 50 км/час это не так уж
мало.
Кстати, езда по
правилам – одно из условий эффективности работы систем автоматического управления,
ведь плавный поток легче просчитать, чем рой машин, снующих и обгоняющих друг
друга. Так что готовьтесь морально: скоро все будем ездить ровным стадом, а пар
выпускать на матчах «Трактора».
PS: Google разработал для
платформы Android
приложение, которое позволяет смартфону сообщать в центр сбора информации данные
о качестве дорог, по которым едет владелец сматфона. Устройство фиксирует
вертикальные перемещения, и привязывает их к карте дорог. Не совсем понятно,
как решается вопрос с настройками подвески разных машин, ведь там, где Jaguar XJ пройдет, не шелохнувшись, Mazda3 сосчитает все
недоработки. Возможно, информация будет копиться, осредняться, и наноситься на
карту после получения репрезентативной выборки.
|