Блог Артёма Краснова
Воскресенье, 28.04.2024, 09:51

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Май » 2 » Навеяно топливным кризисом
22:40
Навеяно топливным кризисом

Фото с сайта rusrep.ru

На первом курсе Автотракторного факультета ЮУрГУ профессор Александр Николаевич Лаврик (самый авторитетный человек на кафедре ДВС), проповедовал странные вещи. Он говорил, что нынешняя гонка за октановым числом бензина – порочная ветвь топливной эволюции. И предлагал вспомнить про моторы с низкой степенью сжатия работающие на топливах с невысоким октановым числом. На фоне топливного кризиса мне вспомнились те лекции.  

Про Лаврика рассказывали разные истории. Якобы он гнал топливо из газового конденсата для своего праворукого Volkswagen Santana прямо в гараже. Октановое число прямогонного бензина повышал с помощью недорогого антидетонатора, правда, не шибко экологичного, но это уже детали. Главное – сама концепция. Небольшой НПЗ, дешевое топливо, простой мотор. Эволюция массовых топлив, тем временем, шла «нелавриковским» путем – требования к октанового числу (ОЧ) непрерывно повышались.  

Неприятие Лавриком высокооктановых бензинов, видимо, проистекало из того, что он прекрасно знал цену этим топливам. Это для нас АИ-92 и А-95 – почти одно и то же. В реальности каждая единица ОЧ существенно усложняет процесс топливопереработки, его цену и энергозатратность. Прямогонные фракции имеют ОЧ 40-60 единиц, редко – до 76, все что выше – это сложное химия.

Ситуация парадоксальна. Мы хотим экономичных и экологичных моторов, и ради этого задираем степень сжатия. Она, в свою очередь, требует использования высокооктановых топлив, и хотя мотор получается «малопьющим», неэкономичным становится процесс нефтепереработки. И то, что с таким трудом экономится в двигателе, сжигается при получении топлив, ведь многие процессы требуют высоких температур и давлений, многократной перекачки топлива и так далее.

Простой пример из вашего личного опыта: окупается ли для вас 95-ый бензин? То есть, чуть лучшая экономичность мотора перекрывает разницу в цене с 92-ым? Для меня – нет, но это не аксиома.

А теперь добавьте в уравнение суровые экологические требования. Порой экономичность и экологичность сильно конфликтуют: к примеру, при увеличении степени сжатия растет максимальная температура цикла, а вместе с ней – количество окислов азота, для борьбы с которыми нужны дорогие трехкомпонентные нейтрализаторы. В результате топлива становятся все сложнее, дороже и энергозатратнее в производстве, и, быть может, использование высокотехнологичных бензинов уже переходит грань разумного.

Россия равняется на Европу, и с 1 января 2011 года на территории страны введен стандарт «Евро-3». Изначально его хотели активизировать с 2009 года, причем в абсолютно нереалистичном варианте. Ведь настоящий «Евро-3» - это бензин с ОЧ не менее 95. То есть стандарт запрещал 92-ой бензин в принципе, и для страны, где 15 миллионам легковых машин 92-ой рекомендован заводами-изготовителями, это было странное решение. Сейчас привязку к ОЧ убрали, но  в любом случае Евро-3 – это вызов топливному сектору. Казалось бы, отличия от Евро-2 минимальны: ну серы поменьше, ну ароматику ограничили, но подгонка любого параметра под требования – задача весьма дорогостоящая. А пока 300 тысяч тонн топлива под Евро-2 ждут своего часа в хранилищах – Путин обещал перенести сроки введения Евро-3 на попозже.

В топливном кризисе есть определенно элемент выкручивания рук со стороны топливников. Но если копнуть глубже, сам вектор развития топливного сектора направлен на постоянное удорожание бензина, и хотя для нашего народа все это дико (мы же нефтяная страна!), причину надо искать не только в жадных нефтяниках. Вернее, они не вчера стали такими – это результат эволюции длиной лет этак двадцать.

Тут я и вспоминаю слова Лаврика. Оставим в стороне Европу – у нее свои цели, но для России низкооктановые топлива – это вовсе не возврат в каменный век. Мотор с низкой степенью сжатия можно сделать экологичным – с этим проблем нет, а по ряду параметров (NOx) он даже предпочтителен.  Да, у него больше выбросы СО2 и расход топлива, но это во многом компенсируется меньшими затратами энергии на производство низкооктанового бензина. К тому же, основная разница между моторами с разным степенями сжатия заметна на режимах полной мощности, которые используются крайне редко. При езде по пробкам влияние степени сжатия и ОЧ на экономичность уже не так критично, а порой и вообще исчезающе мало.

А главное, низкооктановый бензин создаст конкурентную среду для нефтепромышленников, что благотворно скажется на его цене. Сейчас ситуация обратная: чем круче стандарт на топливо, тем большие инвестиции нужны для его производства, и тем меньше независимых игроков на рынке. Увеличивается себестоимость топлива, появляется простор для неявных сговоров.

Но Россия плотно встала на рельсы европеизации топлива. Бензин будет дорожать, но я бы не обвинял в этом только нефтяников: они просто отжимают ситуацию. Вопрос, скорее, к законотворцам: из каких соображений они так активно внедряют европейское топливо? Не является ли это обычным популизмом?

А может быть, дело в обычной лени и некомпетентности? Чтобы использовать метод Лаврика, нужен очень грамотный и взвешенный подход к ситуации. Совсем не праздный вопрос – какое именно октановое число топлива обеспечит максимальную энергетическую эффективность всей цепочки от НПЗ до двигателя внутреннего сгорания? Куда проще передрать, зачастую бездумно, европейские требования, а потом вносить в них бесчисленные коррективы и поправки. Депутат спит, деньги капают.  

PS: аналогичные вопросы вызывает игнорирование государством другого вида автомобильного топлива – газового. Во многих странах Европы можно купить заводские модели с газовым оборудованием, в России же, столь богатой газом, пока только «Газель-Бизнес» оснащается ГБО в заводских условиях.


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1136 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: топливо, октановое число, НПЗ, Бензин | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 22
Лаврик...Лаврик..........а не тот ли это Лаврик, который выпускает автохимию под маркой "Лавр" ? Всякие разморозки и т.д. Кстати не плохая штучка, зимой пару раз выручала. А с бензином....чет вспомнилась аналогия с самогоноварением. Хочешь много-быстро-дешево, не вопрос....но башка потом болеть буить...... Хочешь качественных "капель" - абажди-патерпи....дай выстояться.....да и стоит дороже, и градус под 70. Палка о двух концах. Кому сивухи-барматухи, кому "чтоб аки слеза" было.
........вопчем .....Ё-мабиля нам паможеть )))

7 Артем_КРАСНОВ  
Ну, он идейный вдохновитель, потом фирму развивал его сын, сейчас, насколько я знаю, Лаврики уже вышли из этого бизнеса.

21 odin  
а на сайте они кстати подчёркивают основателя профессора Лаврика и связь с ЮУрГУ (по написанному вроде и по сей день) biggrin

2 zemen  
А из каких соображений вся наша экономика состоит из большой трубы?
То же самое: из каких соображений нам надо в ВТО? Какого хрена лысого мы там забыли?
Никого не волнует вопрос эффективности. Пока можно бабла качнуть из трубы и из обслуживающего ее быдла, почему нет? Что мешает это делать? Вопрос риторический.

3 Партизан  
Ага, поможет вам Ёбиль... ждите. Одним рывком европу догнать не получится. и правительство, чтобы не шокировать свой народ таким резким прорывом, всё делает постепенно. В начале цену поднимут до европейской, потом посмотрят авось и так прокатит.

4 odin  
Для меня, кстати, заметно на 95м получается экономичнее и дешевле. 14,5 на 95м и 17 на 92м. Так что лично мне выгоднее ездить на 95м даже при разнице в цене 2р и более. Да бывает что и примерно одинаково получается. Но лично у меня на 95м однозначно лучше biggrin Да я давно сравниваю 92й и 95й не по разнице в цене, а сколько на определённую сумму я проезжаю километров на одном и другом. Пока 95й выгоднее cool

5 PsKoT  
Именно, Кот проводит такой же эксперимент, цифры пока не ясны, но по ощущениям явно шустрее мафынка бегает, да и расход вроде как меньше... но ждемс циферок)) А разница по цене 50руб. не сильно ощутима.

6 Артем_КРАСНОВ  
Тут еще не забывайте про эффект плацебо, с бензином он вообще очень ощутим. На полном баке машина всегда шустрее едет, чем на мигающей лампочке.
Хотя для некоторых машин вполне 95-ый может дать экономию.
Но опять же, надо смотреть что за бензины. По нашим тестам получалось, что у 92-го среднее ОЧ примерно 93,5, а у 95-го - ровно 95. Я не думаю, что пол-очка делают существенную разницу. На гоночном треке - может быть, в городе вряд ли.

19 odin  
А я про шустрее и не говорил - по мне, так вообще всё это бред, что шустрее на более октановом бензе. Человек вообще по-моему не в состоянии ощутить реальной разницы - только придумать может ))) А про расход всё более очевидно - залил на лампочке на 500р проехал до лампочки, опять залил... маршрут одинаковый вот и появляется очевидная разница в расходе на 92м и 95м

8 Артем_КРАСНОВ  
А вообще отличная тема для теста: сравнить экономичность бензинов - 92-го и 95-го на автомобиле, заточенном под 95-ый. Еще в прошлом году планировали, но не срослось

9 PsKoT  
Вот как раз Кот и пытается сделать примерные выводы, поскольку затачивали мафынку под 95ый. Насчет плацебо не очень согласен. Скорость снижения топливной стрелки медленнее на 95м, чем на 92. Сказалось просто - при одинаковом графике поездок проехал на 1 день дольше) Счас замер в цифрах провожу. Как бак кончится Кот отпишеться о результатах)

20 odin  
Кстати у меня в руководстве по авто написано рекомендуемый бенз не ниже 92го. Вот и пойми какой точно рекомендованный 92й или 95й biggrin

10 ZAZ  
На своей Астре ездил первый год на 95
Потом год на 92.
Сейчас год уже прошел, как на 95 вернулся.
Сделал для себя вывод, на 95 экономичнее (или паритет с 92 по пройденному пути, зато в 95 меньше серы).

11 мда  
в то время пока одни умельцы гонят бензин в гараже
другие умельцы в соседнем гараже строят двигатели под этот бензин :)
а теперь внимание вопрос :) нахер это надо?

12 Артем_КРАСНОВ  
Ежели бы вы знали масштабы экономии на самодельном топливе )))) Для Лаврика она получалось почти бесплатным.

Впрочем, это отдельный случай, я не имел в виду, что всем нужно гнать топливо в гаражах. Все равно нужен НПЗ, просто для низкооктанового топлива он будет проще, чем для АИ-95, к примеру.


13 мда  
я прекрасно все понимаю
но где эти двигатели?
и я думаю всем нравится динамика их авто
и никто не скажет да можно и по слабее движок из за мифической экономии

14 Артем_КРАСНОВ  
Мощность мотора со степенью сжатия не связана напрямую ))) 100 л.с. можно получить при степени сжатия 9.0 или 12.0.

Просто у мотора будет чуть больший объем, не 1.6, а 1.8. У моторов невысокой форсировки свои плюсы, о которых хорошо знают поклонники американских машин. Лаврик предлагал некую золотую середину между архаичными американскими "биг-блоками" и форсированными европейскими моторами.

Естественно, речь шла не о кустарщине типа "прокладки под головку", а о серьезной перестройке и топливного комплекса, и самих моторов.

Ну и никто не говорит об обязаловке в плане топлива: пусть хорошие евромарки ездили бы на АИ-95, а вот машины попроще, для народа могли бы использовать что-то менее накладное. Если бы разница в цене высоко- и низкооктанового бензина была раза в полтора, люди бы простили таким моторам многое.


15 мда  
может если просчитать реальную экономию а не мифическую сумму полторараза
цифра получится не аткой сладкой?

16 Anry  
Российские двигатели с большим объемом и малой степенью сжатия = экономия бензина. Артем тебя разбаловал твой ситроен. А я вот еще не забыл Волгу с ее 2,4 литра и 20л по городу, мне было за СЧАСТЬЕ. При таком объеме и расходе она еще и не ехала толком.

17 Артем_КРАСНОВ  
Прямо скажем, Волга не венец технического творчества )))
Ну и плюс машина довольно большая.

18 Dim  
Anry, к чему сравнивать волгу с ее карбом и 2 клапанами с современными моторами? Она со степенью сжатия 10 ненамного меньше бы расходовало.
А Америки и Японии много машин под 92ой бенз
Только кризис нефтяной может смешать карты

22 Anry  
Хех это был 406 инжектор. Просто Артем начал тему про российские реалии. Мол давайте использовать свои моторы и свои НПЗ. Вот я пример и привел. СВОЕГО мотора

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |