Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.09.2020, 05:46

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Март » 19 » Это ж опель....
14:13
Это ж опель....

Про уход с российского рынка Opel и Chevrolet вы уже знаете, если вдруг нет — подробности есть во всех новостных лентах. Меня шокировало, что оба челябинских дилера узнали о шаге GM вчера вместе со всей страной, и сейчас, как и мы, задаются традиционным вопросом, кто виноват и что делать. Эта мелкая подробность вполне красноречиво отражает отношение GM к своим партнерам. Если кто-то сгоряча отпустил пару матерных в адрес руководства GM, я его не сужу.

Не ожидал такого исхода. Вернее, проблемы GM в России были очевидны, как и еще ряда брендов, но меня лично удивила резкость и безапелляционность шага. Цех по сборке машин в Нижнем прекращает работу, завод под Питером консервируют, запуск новой Chevy Niva остановлен, импорт машин из Узбекистана — тоже. Причем, в 2015 году под Питером должны были запустить вторую очередь производства, которая увеличивала мощность предприятия более чем в два раза.

Нам остаются объедки: «автовазовская» Chevy Niva нынешнего поколения, да несколько американских Chevrolet (Corvette, Camaro, Tahoe), интересные разве что гурманам, источник дохода которых стоит проверить соответствующим органам, ибо на трудовые заработки такое купишь едва ли. Ну и еще бренд Cadillac, который и без того дышит на ладан: если премиум-сегмент в кризис только вырос, Cadillac потерял 60% продаж, и за первые два месяца 2015 года реализовал 72 машины по всей России.

Возникает вопрос: как вообще такое могло случиться? Ну ладно Seat: клон Volkswagen пришел в Россию поздно, особых преимуществ перед VW и Skoda не имел, и ушел тихо и без скандала. Но Chevrolet еще семь лет назад была самой продаваемой иномаркой России, а Opel уверенно входил в ТОП-10. Уход GM — прецедент этого кризиса: давно уже Россию не покидал столько крупный игрок.

Но виноват не кризис. Кризис выпятил проблемы, но не стал причиной.

GM всегда ухитрялся терять больше других. Так было в конце 90-х, когда марка уже хлопала дверью. Так было в 2008-2009, когда Chevrolet потерял половину продаж и падал в табели о рангах все последующие годы. Так стало и сейчас, и по итогам прошло года именно заводы GM простаивали больше всего — питерское предприятие в общей сложности «отдыхало» 4 месяца в 2014 и 2 месяца — в 2015. И опять продажи провалились сильнее рынка.

Самый большой успех марки пришелся на вторую половину нулевых, когда General Motors купила корейскую компанию Daewoo и стала продавать ее продукцию в России под маркой Chevrolet. Сочетание доступности автомобилей и американского бренда дало прекрасный результат, включая упомянутое лидерство среди иномарок в России. Строго говоря, все, чем занимался Chevrolet — это снимал сливки с бурно растущего рынка, капитализирую достоинства непритязательных корейских машин.

Но GM никогда не относился к России с должным пиететом. Когда устарела обойма «бывших Дэу», концерн взялся поставлять к нам глобальные модели, вроде Cruze и Aveo, созданых уже в тесном альянсе с «Опелем». Моделей отнюдь неплохих, но уже не исключительных. Тему бюджетных машин спустили на тормозах, и когда совсем припекло, осчастливили рынок бразильским «Кобальтом» узбекской сборки, продажи которого читались на его грустном лице. Chevrolet Niva, доставшаяся «Джиэму» от всеми критикуемого АвтоВАЗа, была и остается самой продаваемой машиной концерна в России, но вкладывать деньги в ее модернизацию не спешили, и дождались, что на рынок вышел Duster, бивший в ту же целевую аудиторию.

GM хоть и заключил с правительством соглашение о промсборке, выполнял его, скорее, для галочки. Когда Renault и Volkswagen штамповали машины из российской стали и закладывали моторные производства, а Nissan взращивал поколение российских инженеров, на заводе под Питером локализация была в районе 20% (хотя точных данных я не нашел — только оценки), а в Нижнем — еще хуже. «Автотор» в принципе собирал «джиэмы» в режиме отверточной сборки, и единственной душевно локализованной моделью была изначально российская Niva. Стратегия GM заключалась в том, чтобы при наименьших инвестициях получить максимальные «скидки» от правительства, и отжать рынок. Кстати, именно за такое отношение иностранцев часто критиковали правительственный курс на промсборку: мол, они нам не производство развивают, а просто обходят пошлины.

Так или иначе, GM дождался. В последние годы целая россыпь актуальных моделей с интересной ценой отвлекла россиян от скучноватого модельного ряда GM, а к концу года скачки валют вынудили компанию задрать цену — расплата за низкую локализацию. При этом, чтобы получать «скидку» на таможенные пошлины, требовались новые инвестиции в производство, предусмотренные соглашением о промсборки, и вот тут-то клещи сомкнулись: денег на инвестиции нет, а без инвестиций денег и не предвидится.

Полагаю, спазматический уход GM во многом обусловлен глобальностью компании: решение явно принимали биг-боссы с другого континента. Полагаю, они решили сосредоточить усилия на растущем рынке Старого Света, а российский плацдарм вырвать с корнем, чтобы высвободить ресурсы и снизить риски. Эксперты намекают и на политическую мотивированность американо-немецкого альянса, но пока это спекуляция.

А по большому счету, все проблемы GM и заключались в отношении. Это был брак по расчету. Нас рассматривали придатком Европы, этакой золотоносной свинкой, которую нужно доить, пока доится. GM не стал, как другие концерны, придумывать модели специально для России. Не стал рвать жилы, чтобы обеспечить глубокую локализацию моделей. И даже уходя, не сделал это в плавной и предсказуемой манере, застав врасплох партнеров и клиентов компании. Уточню, что на сворачивание бизнеса уйдет порядка 9 месяцев, тем не менее, в нынешних условиях для дилеров GM удар серьезный. Сдались без боя, не предприняв даже попытки "отредактировать" модельный ряд или договориться с правительством.

В официальном заявлении GM значится, что они еще надеются вернуться — вот только захотят ли с ними работать? Осадочек-то останется надолго.

Строго говоря, GM всегда работал в России в несколько припадочной манере. Проект елабужского Blazer загнулся после кризиса конца 90-х, через шесть лет амбициозная попытка выпускать Opel Astra G под брендом Chevrolet Viva провалилась из-за судорожной ценовой политики, а Chevrolet Lanos, несмотря на низкую цену, не стал любимцем россиян: из всех бюджетных моделей в его адрес я слышал больше всего разочарованных комментариев. А его ближайшая родственника — Daewoo Nexia — между тем выпускается до сих пор, хотя и безнадежно устарела.

В 2009 году наметившуюся сделку с Правительством РФ по продаже «Опеля» российской стороне заблокировали американцы, опасаясь утечки технологий. Напомню, Opel находится в перманентном кризисе и тащит ко дну все европейское крыло GM, поэтому избавиться от него периодически пытаются. Но в данном случае, майтесь с ним сами. Это ж опель.

Для России, конечно, новости плохие. Сама по себе потеря двух уже не самых популярных брендов пройдет незамеченной, благо Opel и Chevrolet не предлагали ровным счетом ничего уникального («Шнива» не в счет — она остается). Другое дело, что столь свирепое отступление вносит хаос в экономическую и социальную сферы, и служит поводом задуматься другим компаниям и инвесторам. Ведь уход из России — шаг сам по себе недешевый: помимо потери большей части инвестиций, он подразумевает вложение $600 млн в «заметание следов». Де-факто, поступок GM говорит о полном неверии в российскую экономику на перспективу нескольких лет.

Челябинские дилеры GM, как и сама компания, обещают выполнять все обязательства перед существующими клиентами, включая гарантию на автомобиль и обеспечение запчастями. Постепенно парк гарантийных машин будет вымываться, так что я не удивлюсь, если через год-полтора от сервисных центров Opel и Chevrolet не останется и следа.

Последуют ли за GM другие бренды? Вполне возможно. Honda прекращает поставки в Россию модели Civic (пока — пятидверной, но четырехдверка тоже под вопросом), Peugeot и Citroen планирует проредить модельные ряды, а Ssang Yong объявил о временной остановке продаж, формально, для реорганизации системы поставок. Возможно, под угрозой окажутся и более крупные игроки: я не исключаю ухода даже Ford, проблемы которого близки к «джиэмовским».

Из хороших новостей — скорее всего, до последнего будут держаться за российский рынок те, кто относился к нему с должным уважением: Renault-Nissan-АвтоВАЗ, Volkswagen-Skoda, Hyundai-Kia, вероятно, Toyota. Так что без иномарок мы, скорее всего, не останемся, но строй их будет прорежен, а это еще один фактор для роста цены. Меньше конкуренции — больше власти.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 705 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: general motors, рынок, Opel, Chevrolet | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 6
1 Anonymous   [Материал]

Цитата
Полагаю, они решили сосредоточить усилия на растущем рынке Старого Света, а российский
плацдарм вырвать с корнем, чтобы высвободить ресурсы и снизить риски.

Пишут, что GM вывел из Европы весь Chevrolet еще в начале года. Так что данный шаг вполне ожидался экспертами. А если посчитать, какую долю в прибыли GM занимает российский рынок, то они вполне логично сократили невыгодный актив.

Ждем распродажи оставшихся машин)

З.Ы. В Авторевю следующее пишут

Цитата
Решение, как объясняют в российском офисе GM, не политическое. Как раз сейчас у джиэмовцев подошел срок новых инвестиций в российские производственные площадки: на заводе под Санкт-Петербургом в рамках соглашения о промсборке требуется увеличение локализации, а в Тольятти необходимо строить завод для Шеви Нивы нового поколения. В нынешних экономических условиях такие вложения неразумны, а без них дальнейшее существование в России будет слишком убыточным.

0
2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Сосредоточить усилия - имело в виду, на опеле, который у них пока слабое звено

3 Партизан   [Материал]
Опель не машина, немец не мужчина. Абсолютно убежден, что никакой политики. Чисто экономический расчет. Нет спроса - нет предложения. Ко мне осенью приезжал товарищ из Челябинска, искал здесь грузовой фургон, типа мерседес-спринтер или фольксваген-крафтер. Предложили ему опеля, который подходил ко всем его требованиям, но он сказал, что он не лох на опеле гонять и вообще "пацаны не поймут" (машина предназначалась под прокачку до комфортного, для путешествий автобуса).

0
4 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Насчет политики, конечно, одни домыслы. Хотя Александр Дмитриевич Рулевский авточелу так прокомментировал: "... Многие сходятся во мнении, что тут замешана политика. GM – крупнейшая американская компания, а поскольку американские рейтинговые агентства вогнали нашу страну в «мусорный» рейтинг, это означает, что с ней не стоит работать. Отсюда и частичный уход GM из России. Третья версия заключается в том, что после открытия завода в Шушарах под Санкт-Петербургом американцы больше в локализацию производства якобы не вкладывались. А согласно новым требованиям в этом году степень локализации должна быть увеличена. А это инвестиции, на которые в сегодняшней политической ситуации американская компания пойти не может».

Возможно, какого-то прямого приказа и не было, но политика могла стать один из факторов наряду с падающим рынком. Поглядим, что скажет Ford.

0
5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Уход Opel и частично Chevrolet с российского рынка может привести к закрытию дилерских центров. Об этом заявил глава Ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков, по словам которого дилерская сеть GM включает 294 дилерских предприятий Opel и Chevrolet в России, «куда российские инвесторы, малый и средний бизнес, вложили десятки и десятки миллиардов рублей».

В General Motors данную информацию подтвердили, однако назвать точное число центров, которым грозит закрытие, не смогли, пишет AutoNews.ru. В свою очередь президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов считает, что в ближайшем будущем около половины дилерских центров Opel и Chevrolet могут быть закрыты.

По его мнению, в первую очередь, это коснется тех дилеров, которые работают на арендованных площадках. Как сообщает агентство «Прайм», дилерская сеть узнала о решении концерна из СМИ, и, видимо, российский импортер GM был не очень в курсе этого решения, считает источник из дилерской сети в Санкт-Петербурге. Не совсем понятно, почему компания решилась на этот шаг именно сейчас, оставляя своих дилеров фактически у разбитого корыта, рассуждает он. Дилеры понесут колоссальные убытки, констатирует топ-менеджер одного из московских дилеров марки. По его словам, GM предъявлял очень большие требования к  оформлению дилерских центров своих марок и поэтому теперь особенно тяжело придется тем ритейлерам, у кого бренды концерна были единственными в портфеле марок. По оценке топ-менеджера, концерну нужно выплатить минимум 3-4 млрд.  рублей компенсации своим дилерам, однако исков будет гораздо больше.

«Последствия такого решения будут в первую очередь для владельцев Opel и Chevrolet», – уверен исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Несмотря на обещания обеспечить сервис, проблемы будут возникать, дилеры будут отказываться от исполнения обязательств, считает он. «Второй момент – снизится остаточная стоимость машин, продать их будет сложнее и по более низкой цене», – констатирует С.Удалов. Сам GM получит серьезные имиджевые потери – возвращаться будет тяжелее, говорит он.

В среде автопроизводителей произойдет перераспределение долей рынка между оставшимися игроками, говорит директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко. «Дополнительный эффект решения GM скажется на падении производства. Компания, скорее всего, постарается смягчить ситуацию для своих партнеров, будут попытки помощи в миграции на другие бренды, работой со стоками и так далее», – уверен С.Литвиненко.

Источник

6 Партизан   [Материал]
У американцев мистер Доллар президент, если бы Опель и Шеви давали прибыль, обошли бы все законы и санкции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |