Прямо перед стартом я мандражил, точно курсант автошколы. Ксавье Дегон заверил, что управляется C-Zero как обычная малолитражка, но проблема не в
этом. Мне нужно было не подвести парней и ехать в таком режиме,
чтобы к Чебаркулю – месту первой дозарядки – мы привезли максимальное
количество энергии. Тогда можно подключиться к розетке всего на пару
часиков и одолеть оставшиеся до Сатки сто с лишим километров до темноты. Таков
был план. | На фото Антонин Ги выглядит серьезным, но вообще - очень
общительный парень. А без общительности не видать халявной розетки
|
Очень обаятельные эти два француза: позади полгода кругосветки Electric Odyssey с ежедневными встречами, пресс-конференциями, поиском розеток. Но выглядят они свежими, охотно отвечают
на вопросы, а когда после выезда я упоминаю Рафаэля, путешествующего на Tesla Roadster, Антонин Ги аж
подпрыгивает:
- Ты встречался с ним?
Да, говорю – видел, как вас, ровно неделю назад.
На лице Антонина выражается насмешливое презрение, и он
что-то бормочет по-французски.
| С Рафаэлем ДеМестре участники Одиссеи не дружат
|
- Что? – недоумеваю я, пытаясь перестроиться в правый ряд на
Бр. Кашириных, не растратив лишние милливатты в час.
- Он просто заимствовал нашу идею, - сетует Антонин. – Мы
готовились полтора года и потом анонсировали первый кругосветный тур на
серийном электромобиле – такого раньше никто не делал. И тут появляется этот
Рафаэль как черт из табакерки и предлагает устроить гонку, мол, кто быстрее.
Антонин потряхивает своим «ай-фоном».
- Вот, он шлет нам смс-ки и все гордится тем, что догнал нас. Но мы даже не отвечаем, потому что не хотим никакого соревнования.
Встречаясь с юморным, не сказать озорным, Рафаэлем я и не
знал, какую свинью он подложил французам. Я замечаю:
- В любом случае, это неравноценная гонка: его «Тесла»
проходит до 400 км на зарядке, а ваш C-Zero – 160 км, да и цена его машины в 6 раз больше…
- Да, - оживленно подхватывает Антонин. – Более того, у него
маршрут короче и проще, и если океан мы пересекали на пароме, то он погрузил
свою «Теслу» на самолет. Он очень богат, наверное. Мы вообще не хотим с
ним гоняться, и даже встречаться не хотим.
Между тем Рафаэль задался целью прибыть в Париж раньше и лишить
французов звания прерафаэлитов.
- В любом случае, у вас одна миссия – популяризовать электромобили,
- говорю я примиряющее. | Багажник у C-Zero маленький, и если нет сопровождения, путешественники складывают задние сиденья
|
На Университетской Набережной
разрыли дорогу, и я включаю поворотник, чтобы развернуться и ехать обратно к
Кашириных. Включаю поворотник и думаю: а
не расходую ли я лишние киловатты?
- Да нет, мы едем с фарами и поворотниками пользуемся, -
говорит мой собеседник. – А вот кондиционером и отоплением - нет.
Он ехидно улыбается, а я уже вижу злорадные улыбки скептиков
электромобилизма. Парни выехали из Парижа, когда там были аномальные -16
градусов, и они не пользовались «печкой». Они ехали через Лаос, Вьетнам и
Таиланд, и не пользовались кондиционером. При этом скорость перемещения в Лаосе
составляла примерно 30 км/час из-за ужасных дорог. В общем, я не удивлен их
позитивному восприятию России, ее климата и асфальта.
- Обогрев салона – не такая уж проблема, - рассуждаю я тем
временем. – Ну поставь автономный обогреватель, который будет работать на
бензине АИ-80 и тратить 0,3 л на 100 км – им можно и салон греть, и батарею.
| Интерьер у C-Zero простой, но в целом удобный
|
Антонин соглашается и замечает:
- Потом, не нужно забывать, что Citroen C-Zero, вернее, Mitsubishi i-Miev – это первые
серийные электромобили нового времени, так что эту модель можно считать отчасти
устаревшей. Будут новые, более совершенные.
Он рассказывает, как они с Ксавье были на заводе «Тесла» в калифорнийской Силиконовой Долине. Больше всего их впечатлили аккумуляторы новой Tesla Model S, состоящие из 8000 секций, которые упакованы в сэндвич,
выполняющий несущую функцию.
- Вот этот C-Zero –
обычный автомобиль, переделанный в электромобиль. А «Тесла» строит машины с
нуля, поэтому может позволить больше. Это очень, очень креативная и
профессиональная компания, и я уверен, что они добьются успеха. Просто пока они
исследуют область, где не так много практического опыта, поэтому инженерам
сложно сразу найти оптимальные решения.
Мы едем со скоростью порядка 40 км/час и обратный счетчик
запаса хода угрожающе приближается к 100 км. На панели приборов C-Zero есть индикатор потребляемой
мощности – я стараюсь держать его в зеленой зоне, а на торможениях
рекуперировать энергию. В последнем случае стрелка уходит в левую зону, показывая
интенсивность регенерации. По ощущениям, степень ее не очень велика, и вообще
никаких специфических ощущений от C-Zero
нет. Ну, разве что он кажется маленькой и недорогой машинкой, вроде «Матиза», хотя, как мы помним, российский ценник на его копию i-Miev составляет 1,799 млн рублей.
Впрочем, в Европе цена «всего» 22 000 евро, из которых половина стоимости – это батарея
на 16 кВт*ч.
Счетчик запаса хода продолжает тикать быстрее одометра, на
котором, кстати, уже более 22 000 км. На плотине остается 103 км… Под камерами на
Худякова – 102 км. На пересечении с Татьяничева – 101 км… Я слегка напрягаюсь.
- Ничего-ничего, - Антонин кажется спокойным. –
Автомобиль пересчитывает запас хода каждые 25 км. Утром на машине ездили
быстрее, поэтому она выдает заниженные значения.
| Оцените простоту конструкции электромобиля: батарея, моторчик, редуктор, приводы...
|
Я интересуюсь, работают ли Антонин и Ксавье на «Ситроен».
- Нет, мы не имеем прямого отношения к «Ситроену», просто
решили отправиться в путешествие и стали искать партнеров. Это заняло полтора
года. Очень сложно было: нужно было провести десятки встреч, убедить всех… Вот
представь, я прихожу к директору Citroen и начинаю объяснять ему нашу идею. Сначала
нам отказывали, но мы поступили хитро: заручились поддержкой нескольких
неавтомобильных спонсоров и потом пошли к крупным компаниями. Они видели, что у
нас уже есть пул партнеров, и говорили более охотно. Кстати, Citroen помогал Mitsubishi делать электрическую версию модели i, поэтому электромобиль - их совместное творчество.
| Батарея массой 200 кг и емкостью 16 кВт*ч занимает весь "подпол". Она закрыта пластиковой защитой и стальным листом, но все же C-Zero не любит бездорожья
|
Я удивляюсь, почему они выбрали именно Citroen, а не Renault –
компанию, которая инвестирует в электромобили больше всех в мире.
- Renault очень сложно убедить, и я понимаю, почему, - говорит
Антонин. – Видишь, они инвестировали в электромобили миллиарды долларов, и если вдруг
мы бы выехали на Fluence Z.E. (электрический Флюенс) и
где-нибудь под Лионом попали в ДТП, масштаб антипиара был бы колоссальный. Для
них это слишком важная тема, чтобы идти на риск. А Citroen более расслабленный, и если что
случится, можно сказать: эти люди не работают на нас, а машина – это вообще Mitsubishi i-Miev (смеется).
Я интересуюсь, на какой машине Антонин ездит в обычной
жизни.
- Амбвэ… - говорит он.
Я судорожно перебираю марки… Амвэй? Амикар? Лижье?
- Амбвэ… - он делает скользящий жест рукой. Наверное, речь о
каком-то редком типе транспортного средства. Сигвэй?
- Амвэ… э…
А, ешкин кот! Subway! Антонин ездит на метро, и вообще этот C-Zero – первая машина, которую он водит
после автошколы. Отчаянный перец.
- Да, мне 29 лет, но в Париже у меня нет машины, - улыбается
он. – Потому что у меня нет парковочного места, - и тут же уточняет. – А что, зимой
вы правда ездите по снегу?
- Бывает. Его убирают с дорог, но пару раз в год случается.
Вот почему у нас любят полноприводные машины.
| Двигатель сзади, но под капотом все равно тесно: радиаторы, тормозная система с АБС, компрессор кондиционера, контур "печки"...
|
| ...и аккумулятор на 35 А*ч для компьютера и магнитолы
|
Тем временем мы оказываемся в неожиданной пробке на Блюхера,
которой не должно тут быть в час дня. Машины напирают со всех сторон, и им
плевать на позитивную раскраску «Ситроена» и надпись World Tour. Для них это еще один «Матиз»
с двумя фриками и рекламой в пол кузова.
А я не могу почти ничего. Я не могу резко прыгнуть в
соседний ряд или понестись вдоль правой бровки. Я все смотрю на счетчик
оставшегося расстояния, который ползет к 90 км. До Чебаркуля, я так думаю,
километров 80, и если так пойдет, нам придется заряжаться на
какой-нибудь заправке километров через 50... Прочь, прочь упаднические мысли!
Антонин показывает мне ай-фон с фото Димы Билана и предлагает
послушать. Мол, гляди, ваша любимая музыка… Э… Да я не особенно фанат Билана… Он берется за
радио и включает «Петпо ЭфЭм». Это Retro FM, поправляю я…
- А! Так Р - это R? – смеется Антонин.
При торможении и на малом ходу электрокар чуть-чуть
подергивается, словно работает автоматическое сцепление. Я спрашиваю,
потребляет ли он энергию, когда мы стоим на месте с включенным зажиганием.
- Да, чуть-чуть, в основном из-за компьютера. Чуть-чуть
потребляют фары (они не выключаются) и магнитола. Поэтому расход в пробках все
равно не нулевой.
С некоторым облегчением я вижу, что пробку организовал
туристический автобус и какая-то легковушка, за которыми – свобода!
Свобода ехать 50 км/час! Уточняю у Антонина – так нормально? «Да,
окей, вот так и езжай», - одобряет он. А круиз-контроля нет? Нет… | Кондиционер есть, но мы им не пользовались
|
Ну ладно, 50 так 50. Едем. Нога предательски качает
невесомую педальку и стрелка эконометра гуляет на границе зеленой зоны. Хоть
картошку под педаль подкладывай. Ведь каждое лишнее движение – это лишний
джоуль, а нам еще…
Тут до меня доходит, в какое бесконечное путешествие я
ввязался. Мы только-только проехали пост ГИБДД, а по ощущениям должны быть у Бишкиля.
- Какой все-таки у него расход энергии? – спрашиваю.
- Это зависит от
дороги и погоды, - говорит Антонин. – Мы думали, что пробег будет падать в
горной местности, но горы как раз не очень страшны: на спуске компенсируешь
почти все, что потерял на подъеме. А вот что действительно плохо – это встречный
ветер. Иногда из-за него приходится делать лишнюю дозарядку на полпути. Едем мы
в основном на 50-60 км/час, но бывает и медленней, если нужно дотянуть до
места. Иногда малая скорость окупается: меньше времени тратишь на дозарядку и
на круг получается выгодней. В среднем на одной полной зарядке мы проезжает
130-160 км.
| Полная зарядка - 8 часов, в США - 14 часов
|
Получается интересный баланс: едем 100 км за два часа, потом
заряжаем часа четыре, едем еще 150 км. Итого на 250 км пути тратим около 9
часов, то есть средняя скорость – 28 км/час?
- Да, если быть точным – 24 км/час, - говорит Антонин. Мне
на ум приходят гужевые аналогии и воспоминания о путешествиях из Москвы в Париж
в 19 веке.
Кстати, забавно повстречать французов в 200-ю годовщину
войны 1812 года. Правда, я еще на пресс-конференции заметил, что упоминание
Парижа в Челябинской области не вызвало горячего энтузиазма у Антонина, хотя
Ксавье ловко отшутился:
- Стало быть, мы все-таки добрались до Парижа. Нет, друг, это мы добрались до Парижа ;)
Едем дальше. Антонин рассказывает о своих приключениях. В Японии
их много часов мурыжили в полицейском участке, приняв за каких-то проходимцев. Но потом дали ксиву, чтобы никто более не приставал.
В Японии, на родине i-Miev (и Citroen C-Zero), электромобилей почти нет, зато
много скоростных электрозаправок: за 20 минут батарея заряжается на 80% (примерно
на 120 км). В США они оказались в пустынной местности с критической зарядкой
аккумулятора, но увидели ферму, хозяева которой были радушны, только жили без
электричества – есть у них там какой-то культ бегства от цивилизации. В Китае
электромобилей полным-полно – в основном, в виде электроскутеров, поэтому C-Zero там был в доску своим. В Лаосе нет
дорог, и на пересечение страны потратили 3 дня.
| К просьбам поднажать я был глух
|
Параллельно с нами
едут на Citroen Berlingo
московские журналисты, которые отправятся с путешественниками до Набережных
Челнов. Мы останавливаемся на перекур, и один из них подбегает ко мне:
- Чего вы так медленно едете? Он быстрее не разгоняется? Это
невыносимо.
- Он разгоняется до 130 км/час, - говорю, - но нам нужно
дотянуть до Чебаркуля.
Москвич не унимается:
- Насколько у тебя осталось зарядки? На 100 км?
Действительно, после выезда на трассу счетчик пополз вверх и
добрался было до 109 км.
- Ну раз на 100 км, до Чебаркуля осталось всего-то 60.
Давай, поднажми.
- Нет, - говорю. – Если я поднажму, вам придется заряжать его
в Чебаркуле в течение 8 часов. Выгоднее ехать не спеша.
| Зарядник на 16 А, есть еще второй на 8 А.
|
Когда мы трогаемся снова, я пересказываю Антонину диалог, он
смеется:
- Вот в Китае то же самое было. Журналисты просто не
выдерживали ехать с нами. По-моему, им обещали тест «Феррари», а тут мы.
- Нет, в этом есть свой интерес, - говорю я. – Ехать и
чувствовать, сколько энергии ты потратил.
- Да, ты правильно говоришь! Это очень увлекательно! –
Антонин чувствует во мне единомышленника.
Но я, признаться, чуть-чуть лукавил. Интересно-то оно
интересно, но правая нога затекла, как от долгого стояния на цыпочках, а четырехполосная
дорога скоро кончится, и тогда мы станем мобильной шиканой для фур. Да и
счетчик расстояния вроде бы пополз чуть быстрее.
Впрочем, все это не в упрек машине - она просто не создана для подобных путешествий. Если честно, с точки зрения пиара электромобилей подобный проект выглядит антипиаром, ведь C-Zero предназначен для коротких городских поездок: отсюда отсутствие круиз-контроля, невесомые педальки и не самый емкий аккумулятор. Но концепция "Одиссеи" такова: если мы сможем объехать на C-Zero вокруг света, вы сможете доехать на нем до супермаркета. Что ж, в этом тоже есть смысл.
| Замочек - защита от воров. Запасных шнуров нет
|
- А где вы ее заряжаете? В гостиницах?
- Ну да, в гостиницах, кафе, на АЗС.
Я вспоминаю, как утром мы пытались подзарядить C-Zero в одном автоцентре и выключили две
розетки: видимо, автоматы не выдерживали 16 А, которые потребляет электромобиль
на зарядке. Впрочем, для слабых розеток есть 8-амперный зарядник, которым они
пользовались в Юго-Восточной Азии. Но настоящим адом стали Соединенные Штаты с
их 110-вольтовыми розетками, от которых «Ситр» заряжался за 14 часов. 3 часа
едешь, 14 заряжаешься. Сутки прочь.
- А как часто вам отказывают? – уточняю.
- Примерно один из 20. В основном боятся, что нагорит много
электричества или что будет пожар. Один раз в Малайзии пришлось заряжать с
помощью удлинителя, выкинутого в окно 12 этажа.
Тем временем близок 55 километр, после которого начинается
двухполоска. В зоне действия знака «Обгон запрещен» нас сходу обгоняют три машины
и автобус. Антонин включает аварийку. Позади тащится Kia Picanto, который должен
забрать меня из Чебаркуля. Мы всех бесим.
| Ксавье Дегон и Citroen C-Zero
|
При заезде в горку счетчик пробега крутится неприлично
быстро, к счастью, на спуске возвращается на исходную позицию. Горы в самом
деле не так страшны, как казалось, и все же расход энергии как будто еще
немного возрос. Может быть, я слишком часто отвлекаются на идущие сзади фуры,
стараясь прижаться правее, и скорость гуляет в диапазоне 40-60 км/час. За 58
км/час я уже чувствую угрызения совести, 60 км/час жгут глаза, как солнце.
Тише, тише…
На спуске баланс заряд/разряд находится точно на нуле.
Антонин обращает на это внимание, и я как бы оправдываюсь:
- Я могу рекуперировать энергию, но тут спуски недостаточно
крутые и мы потеряем скорость. Потом больше потратим на подъеме.
Он соглашается. Мы проезжаем мимо кемпинга с кафе, и Антонин
спрашивает, не остановиться ли нам на обед, но я советую проехать еще чуть-чуть
до Чебаркуля, чтобы потом легче было штурмовать перевал.
- Отсюда полной зарядки не хватит, - говорю. – Там горы,
медленные фуры – придется обгонять.
Но еще через 10 км меня охватывает паника. Я не могу
вспомнить, где именно у Чебаркуля есть кафе для дальнобойщиков. А вдруг они
чуть дальше? А вдруг мы проехали последнюю приличную розетку?
- Один раз мы заряжались от розетки в уличном туалете, - ободряет
меня Антонин.
Э, друг… Ты не видел наших уличных туалетов…
| Кафе близ Чебаркуля
|
И вот вдалеке прекрасным миражом выплывает из марева оазис с
надписями «Кафе», «Гостиница», «Шашлык», «Машины не ставить», «Продам золото»,
и я чувствую эйфорию. Сдюжил, курилка! Вот он, славный город Тщебаркул справа,
вот она наша розетка слева. Я не просто доехал до него, я привез остаточные 50
км, и с учетом городского вояжа, общий пробег на одной зарядке получается в
районе 140-150 км, что совсем неплохо. Парни, по-моему, остались довольны моей
дружелюбностью к окружающей среде.
Москвичи на «Берлинго» тем временем скучали у
кемпинга. Они изучили меню и строго досмотрели местные пирожки, поэтому
настойчиво предлагают стрельнуть до Миасса, где есть рестораны поприличнее.
Они пытаются донести свои кулинарные фантазии до Антонина, но тот вежливо
отвечает:
- Нет, Миасс в нескольких километрах от трассы – придется терять
время на доезд и на дополнительную зарядку. Нет, лучше здесь.
И я горячо их поддерживаю, потому что до Миасса хватит
едва-едва, и если сделать так, придется заряжаться там чуть ли не до 9 вечера.
Какая после этого Сатка?
Мы паркуемся близ АЗС, и я предлагаю Антонину помощь в переговорах с
аборигенами насчет зарядки.
- Нет, гляди, как я сам умею, - решительно отказывается он.
| Слабый пол перед французами бессилен. Поэтому парни работают по заправщицам и ночным кассиршам
|
Подходит к окну заправщицы, пару секунд роется в смартфоне,
вспоминая речь, потом бьет себя в грудь и довольно отчетливо говорит:
- Француз. Я. World Tour. Extension Cord
(тут он иллюстрирует мысль буклетом, показывая рисунок удлинителя).
Розетка. Электро. Француз. Розетка.
Девушка, видимо, соглашается, и Антонин быстро-быстро, как
рыболовную снасть, разматывает удлинитель. Заметив, что я говорю по-русски,
девушка спрашивает меня, надолго ли эти чудаки присосались к розетке? | Волнительный момент - успеет ли Антонин размотать шнут, пока девушка не передумала?
|
- Ну… На часок, наверное, - говорю я, краснея.
- Ты что ей сказал? – спрашивает Антонин.
- Ну, что вы на час встали.
- Это правильно, - одобряет он. - Мы часа три постоим, но ей
пока об этом лучше не знать. Вот почему я всегда подхожу сам. У нас-то они
ничего не могут спросить, и просто соглашаются. А тебя стали бы спрашивать,
сколько там киловатт и ампер.
Кстати, хотя
аккумулятор у машины на 16 кВт*ч, полная зарядка требует 20 кВт*ч из-за
потерь, но в любом случае по российским тарифам это не более 50 рублей. В
большинстве случаев денег с путешественников не берут.
Ксавье тем временем разбирает что-то под передней панелью «Ситроена».
- Да, после мойки вода попала под панель, - переживает он. –
Как бы не замкнуло.
Видя, что дело затягивается, я угощаю путешественников
пирожками, купленными здесь же (надеюсь, это обстоятельство не прервет первый
тур вокруг света на серийном электромобиле).
Мы прощаемся. Они выглядят
бодрыми и неунывающими, словно впереди не ждет их Уреньга, фуры и ночевка в
Большой Запани без предварительной брони.
- Очень рады познакомиться, - вполне искренне, как мне
кажется, говорят они.
- Я тем более, - отвечаю. – И знаете что? Может быть, мы встретимся
лет через десять и будем смеяться: а помнишь, как тогда все боялись этих
электромобилей и смотрели на вас, как на психов? А сейчас электромобили везде,
и зарядка занимает 5 минут.
- Нет, тогда будут сменные аккумуляторы, - смеется Антонин и
показывает, как манипулятор меняет батарею за несколько секунд.
Мы еще раз прощаемся, я сажусь в «Пиканто»… Вот она, свобода!
Вот он, драйв, скорость и 300 км на половине бака!
И все-таки мне
немного жаль, что нет времени доехать с ними до Набережных Челнов. Вдруг этот
пробег войдет в историю?
Благодарю "Ситроен Центр Челябинск" и "Пежо Ситроен Рус" за существенную помощь при подготовке материала Сайт "Одиссеи" Где путешественники сейчас?
|