Первое время я относился к Formula E примерно как к соревнованиям по скоростному поеданию перца чили. Чем бы дитя не тешилось... Казалось, гонки на электромобилях просуществуют сезон-другой и тихо умрут, подобно певческой карьере Кая Метова. И останется лишь кричать «вспомни меня, ну вспомни меня». Теперь я готов признать ошибку, потому что Formula E, похоже, определит не только автоспорт будущего, но и автопром.
Пока рано делать выводы, потому что серия существует с 2014 года. Хотя вместо тихого увядания мы видим прогресс настолько быстрый, что традиционному автоспорту остается лишь завидовать.
Вкратце о том, что такое Formula E. Автомобили похожи на болиды младших серий, вроде «Формулы 3» и плюс-минус сопоставимы с ними по динамике, то есть назвать электросерию прямым конкурентом «Формуле 1» нельзя даже с большой натяжкой. Мощность двигателя пока ограничена величиной 230-270 л.с., но с каждым годом увеличивается, так что уже скоро превысит 300 л.с. Максимальная скорость в 225 км/час также не поражает воображение, но лиха беда начало. Для городских трасс скорость за 200 уже вполне достаточная.
Пожалуй, главной неприятностью Formula E остается необходимость... менять автомобиль во время пит-стопа, потому что стандартных аккумуляторов емкостью 28 кВт*ч не хватает на гонку протяженностью 50 минут. Впрочем, уже в ближайшие годы проблема будет решена, и с 2018 года поставщиком батарей емкостью 54 кВт*ч становится McLaren Applied Technologies (сейчас батареи поставляет другой легендарный коллектив - Williams Advanced Engineering).
У Formula E достаточно грамотные организаторы, и чемпионат сумел привлечь внимание публики, спонсоров и производителей практически сразу. Не в последнюю очередь за счет участия сильных пилотов, большинство из которых пробовали силы, но не прижились в «Формуле 1». Время от времени в качестве приглашенных звезд участвуют «монстры», вроде Жака Вильнева.
Поставщики серии также весьма серьезны: батарея Williams, шасси Dallara, общая концепция Spark-Renault, двигатель McLaren — таков был «суповой набор» для первого сезона серии (2014-2015). Со второго сезона разрешили самостоятельно разрабатывать двигатели, коробки передач, инверторы, системы охлаждения и задние подвески, причем большинство команд пошли на самостоятельную разработку.
Что интересно, если в традиционных сериях технические различия между болидами команд заметны только специалистам, то у молодой Formula E концепций море: кто-то использует один электромотор, кто-то два половинной мощности, кто-то обходится бескоробочным приводом, кто-то внедрил коробку передач, причем двух-, трех-, четырех- или пятиступенчатую. Какая схема окажется оптимальной, пока неясно.
Но, пожалуй, главный успех Formula E в другом. Она все больше привлекает крупных производителей. Renault, зацикленная на гражданских электромобилях, была партнером серии с самого начала, равно как и ряд упомянутых выше команд «Формулы 1». На третий сезон к серии присоединился Jaguar с заводской командой, причем это возвращение Jaguar в большой автоспорт. А недавно случилось еще более знаковое событие: Audi, много лет доминировавшая в гонках на выносливость WEC с дизель-электрическим гибридом, уходит из серии в пользу Formula E.
Событие имеет потайной смысл. Концерн Volkswagen использовал болиды Audi для пропаганды дизельных технологий, но после «дизельгейта» компания переориентировалась на выпуск электромобилей, а значит, для маркетинга стала удобнее электрическая серия.
А в 2018 году к Formula E присоединится команда Mercedes, в настоящий момент доминирующая в "Формуле 1". Состав участников подбирается невероятно сильный, а значит, не исключено, в серию придут лучшие пилоты.
Другими словами, Formula E в тренде: автопром в авральном режиме переходит на электродвигатели, и участие в электроформуле имеет двойную выгоду. С одной стороны, позиционирование компании, как лидера в этом направлении, с другой, Formula E - это полигон для отработки новых решений.
Последний компонент для традиционного ДВС-автоспорта уже почти неактуален: если лет 80 назад спортивные болиды обкатывали технологии, которые позже уходили в гражданский сектор, то теперь взаимозаменяемость почти нулевая. С молодой электромобильной технологией ситуация иная: так, создав эффективный гоночный электромотор, компания может использовать некоторые наработки на дорожных машинах. Батареи до сих пор унифицированы, но в будущем, вероятно, свобода появится и в этом компоненте, а VW между тем строит гигантский завод по выпуску электромобильных аккумуляторов...
И если борьба команд в традиционном автоспорте мало отражает успехи соответствующих брендов на «гражданке», то с Formula E ситуация может быть иной: производитель, который построит самый эффективный болид, возможно, сумеет построить и самый эффективный электромобиль для дорог общего пользования. Тем более, пока характеристики силовой установки Formula E вполне гуманны для использования в обычной жизни.
И пусть болиды Formula E могут проехать лишь половину 90-километровой гоночной дистанции на одной зарядке, но делают они это не в каком-нибудь мифическом сертификационном цикле, а в режиме полной атаки. И я почти не сомневаюсь, что очень скоро их возможности станут достаточными для создания дорожного спорткара, который не уступит бензиновым аналогам по дальности пробега, а по динамике превзойдет.
Не знал про такие соревнования, очень интересно. Вот бы еще узнать характеристики аккумуляторов, которые устанавливаются в эти болиды и какой у них срок службы. Что-то мне подсказывает, что они разрушаются очень быстро.
В новых областях, как правило, автоспорт и гражданские технологии соприкасаются. Поэтому опыт, полученный при разработке спортивных аккумуляторов наверняка найдет воплощение в массовых авто. Это не будет прямой перенос технологий, скорее всего, но сами принципы, материалы, технологии изготовления, вопросы безопасности и т.д. будут "взаимозаменяемы"
Меня всегда удивляет когда по вопросу электромобилей люди начинают источать какую-то полурелигиозную убежденность, что там якобы есть какие-то инновации...трехфазный асинхронный двигатель, который там используется изобрели еще в 1889 году...литий-ионные батареи начали выпускать в 1991-м году...в чем там инновационность? Из-за чего весь сыр-бор? Не удивительно, что та же Тесла-моторс с самого своего создания показывала чистый убыток...в прошлом году вообще почти миллиард резаной...это гигантская афера...но почему-то правительства развитых стран эту аферу поддерживают...
1. КПД заурядного электродвигателя 75%, тогда как выдающиеся образцы могут похвастать 90%. Это недостижимые цифры для ДВС. 2. Вся проблема только в аккумуляторах, которые еще не достигли нужной удобоюзабельности. Это вопрос времени.
1. Сие понятно аки божий день; 2. Плотность энергии на единицу массы в литий-ионном аккумуляторе 0,46—0,72 МДж/кг, при том, что плотность энергии в бензине 8,1—10,5 МДж/кг, что как вы самостоятельно можете посчитать (даже если делить максимальное значение для аккумулятора на минимальное для бензина) составляет 11,25...т.е. в килограмме бензина энергии в 11 раз больше чем в батарее...даже если учитывать приведенные вами цифры по КПД, (примем невероятные 90% для электродвигателя и стандартные 25% для тепловой машины) и получим, что из 1 кг массы аккумулятора 0,72*0,9=0,648 МДж энергии, а из одного литра бензина 8,1*0,25=2,025 МДж, что в 3,125 раза больше...из этого следует несколько выводов: 1. Чтобы проехать одно и тоже расстояние на электромобиль нужно погрузить в 3,125 раза больше массы аккумулятора чем на авто с ДВС. 2. Если масса автомобилей одинакова, то автомобиль с ДВС сможет проехать в среднем в 3,125 раза дальше чем электромобиль на одной заправке/зарядке. 3. Это при том, что в холодном климате, теплоту от ДВС очень удобно утилизировать на обогрев салона. 4. Электромобили будут неконкурентны до тех пор пока не изобретут батарею, хотя бы сопоставимую по плотности накопленной энергии с бензином. Таковой пока не наблюдается.
Напиши гневное письмо в компанию VW, а то они сворачивают программы развития ДВС в пользу электромобилей, может, еще не поздно их образумить. Наверняка они не слышали твоих доводов
Можно хоть в спортлото написать, что-то вроде этого. Толку будет 0...там чистая политика...рациональность в данном случае вообще никакой роли не играет.
Да я, в общем, согласен с тобой, просто ты сам апеллируешь к некой рациональности, какие-то цифры убедительные приводишь. Все их знают, но ты же сам пишешь - тут политики больше. Кому какое дело до МДж/кг, когда срочно нужна иллюзия спасения земли от талого льда.
Тут надо отделить мух от котлет....я неоднократно встречал людей, которые искренне веруют в какую-то невероятную инновационность этих вещей...я же предлагаю развеивать эти предрассудки...раз мы ситуацию не можем изменить на адекватную, нам нужно хотя бы относится к ней адекватно...
Все их знают - да никто их не знает...все веруют в суперпродвинутость этой технологии, и ждут пока батареи достигнут нужной удобоюзабельности...когда сам смысл в том, что нужна принципиально другая батарея...мир постепенно переходит в иллюзии...а может он уже давно там...я и сам до конца не понимаю...но идиотия ситуации меня сильно пугает.
Да, я хочу, чтобы электромобильная концепция не оказалась мыльным пузырем. Ибо в целом мне она нравится. Есть много технических проблем, о которых я писал, не соврать, полсотни раз (отсутствие инфраструктуры, нагрузка на электросети, утилизация аккумуляторных батарей, дороговизна, масса и малая емкость батарей и т.д.), поэтому я не верю, что в обозримом будущем (лет 10-15) электромобили вытеснят автомобили. Но в длительной перспективе (20-50 лет) это вполне возможно. Выносить веские вердикты на данном этапе преждевременно, хотя бы потому, что до осени 2015 года доминирующей концепцией автопрома было развитие ДВС и гибридов, поэтому э/м рассматривались автопромом, скорее, как конкурирующий вид, развитие которого нужно затормозить (пример). В силу разных причин после саммита СОР21 концепция поменялась, и теперь, фактически, электромобили стали приоритетом для больших дядей из автопрома, которые начинают инвестировать в тему все больше ресурсов, поэтому как бы то ни было, прогресс пойдет значительно быстрее. Чем он закончится - ванговать не буду, не знаю. Но думаю, что год от года поголовье электромобилей будет расти. А что будет в 2050 году - узнаем, в 2050. Если не помрем от ГОКа PS: а разгон электромобилей - это в самом деле их конек. Сколько сил тратится двсниками для достижения кривой момента, хоть отдаленно напоминающую таковую у электромотора.
Да, я хочу, чтобы электромобильная концепция не оказалась мыльным пузырем. Ибо в целом мне она нравится.
Ну вот...ато всё "общепринятые факты"..."общепринятые факты"...маладес...мне только интересно как и главное когда ты сможешь выдать вердикт оказалась/не оказалась..??? Концепции этой уже без малого 120 лет...достаточный срок вроде для вывода, не? ААА, ну да....из-за больших дядей из автопрома...прогресс пойдет значительно быстрее...прогресс нужен только в одном компоненте - в батареях...а вот именно в нем его как раз и нет...уже 25 лет между прочим...на чем же основаны твои надежды? Веришь в нереальный научный прорыв? Что вот прям скоро? Ничего не напоминает?
Концепции этой уже без малого 120 лет...достаточный срок вроде для вывода, не?
Угу, а вертолеты еще Леонардо Да Винчи рисовал. В начале XX века твой пра-прадед небось тоже заявлял, что концепция не работает
Цитата
прогресс нужен только в одном компоненте - в батареях...а вот именно в нем его как раз и нет..
Он есть, просто ты за ним не следишь. Это разве вещи.
Цитата
на чем же основаны твои надежды? Веришь в нереальный научный прорыв? Что вот прям скоро? Ничего не напоминает?
Ну зачем нам все эти экскламации, нереальный прорыв какой-то. Наука и технология всегда развивается нелинейно: плато, скачок, бурное развитие, плато. Сейчас копится критическая масса. Лионы не единственный тип аккумуляторов, скорее всего, именно эта технология останется в прошлом.
Неужто он делал действующие прототипы? А потом их еще 120 лет после него кто-то активно развивал? А я то думаю откуда на египетских фресках изображения вертолетов...оказывается онано чо...
Он есть, просто ты за ним не следишь. Это разве вещи.
Ну давай...убей меня наповал всего 2-мя ссылками, а?
Сейчас копится критическая масса. Лионы не единственный тип аккумуляторов, скорее всего, именно эта технология останется в прошлом.
Какая прелесть...а вы еще говорите о какой-то инерции...вот она...прямо перед нами...можно взять и потрогать...Артем, ты серьезно? Кем копится? Где копится? Когда накопится? Где подтверждения? Какая технология придет на смену? Писец...я ж говорю религия...видимо никто из руководства крупных концернов о накоплении критической массы ничего не знает, ибо они активно строят мощности по производству именно лионов...с чего бы?
А как убедительно строил скептика, даже поначалу поверил.
Я являюсь и скептиком и апологетом одновременно ) Я разве не писал, что моя натура амбивалентна? Скепсис у меня вызывает не сама концепция электромобиля-2050, а бюрократический, политизированный подход при насаждении этого направления. Не знаю, какой пример привести... Ну вот есть, например, растущий куст шиповника, и он у меня не вызывает негатива или скепсиса. Но если кто-то будет прыгать вокруг с бубном, называя это лучшим средством для увеличения плодоносности, то я, пожалуй, буду скептиком. Не в отношении шиповника, а человека с бубном ))) Надеюсь, понятно объяснил.
С политиками плохо то, что они решают совсем не те задачи, которые декларируют.
На этот счет у меня есть целая политико-экономическая теория, которая заключается в том, что всё эти танцы с бубном нужны для искусственного стимулирования спроса...если народ не желает покупать обычные авто - заставим всех покупать электромобили...бах, и тебе надо за 20 лет заместить весь автопарк...принудительно...это ж офигенный драйвер роста производства...надо считай перевыпустить все машины...экология ж...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]