Блог Артёма Краснова
Понедельник, 30.12.2024, 21:18

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Март » 11 » Эффективные манагеры
10:46
Эффективные манагеры

Давайте поговорим о среднем звене наемных управленцев, которые призваны руководить на местах и реализовывать задумки собственников. Они не всегда на виду, но с ними чаще всего контактируем мы, исполнители. Они — это нервная система общества, передающая импульс от мозга к периферии. И передает она его порой извращенно.

Миллионные инвестиции. Нулевой эффект

Взять автодилеров: общаешься с топами — адекватные люди, стремящиеся создать цивилизованный бизнес. Слушаешь их клиентов: не контора, а гараж. Почему автоцентр, напичканный оборудованием на миллионы долларов, не может работать, как часы? Ведь нужна-то уже самая малость: организовать процесс так, чтобы за свои деньги клиент получал то, что за гораздо меньшие деньги предложит ему дядя Вася, только с чашечкой кофе в придачу. И когда сделаны все инвестиции, когда автоцентр сияет кафелем туалетов и улыбками девочек, выясняется, что организация работы на местах — это сверхзадача, доступная Нобелевским лауреатам.

И так везде. Федеральные соцпрограммы выглядят профанацией, оптимизация штата превращается в тотальные зачистки, а новые продукты компании приносят одни убытки. Хотели повысить прозрачность — завалили отделы бумажной писаниной. Хотели улучшить дисциплину — обозлили сотрудников.

Иногда кажется, что управленческая импотенция - вообще единственная причина, почему мы все хотим, да никак не можем. Потому что остальное у нас есть: мозги, руки, даже деньги...

Время самоучек

Наверное, оно неудивительно. Большинство российских управленцев — самоучки, а точнее, недоучки, ибо дело это издревле считалось у нас чем-то несложным и интуитивно понятным. Чтобы настроить винду на компе нужен человек, окончивший как минимум "Приборостроительный факультет", тогда как руководить коллективом из 100 человек способен усердный продавец, регулярно перевыполнявший план. Дурная российская практика — премировать должностью.

Или такой сценарий. Работает отдел. И тут освобождается вакансия управленца. Возникает вопрос - кого взять? Толкового и опытного? Да ни за что: он на вес золота. Поэтому из отдела выбирается серенький человек с минимально необходимым набором скиллов, а главное, так и не состоявшийся как простой работник. Он недоучка по всем статьям и посредственно знает даже то дело, которым будет управлять. Но зато он знает поименно всех сотрудников и готов присягнуть на лояльность высшему руководству. А это поважнее других талантов.

Чем забита голова среднего российского управленца? Недельные (окей, месячные) курсы «Менеджмента». Пара тренингов. Обрывки книг по психологии, прочитанные в детстве. Личный опыт работы пионервожатым (руководящая должность). Глубокая уверенность, что дело это интуитивно понятно.

У меня есть знакомые, окончившие военное училище. Они сейчас нарасхват именно на управленческие должности, потому что армия все же прививает умение руководить людьми. Но этот резерв быстро иссякает.

Царь, очень приятно...

Сам функционал руководителя понимается у нас весьма превратно. Должность в России — вроде ордена. Лицензия на безделье. Привилегия. Один из топов в автомобильной сфере как-то жаловался мне, что в России народилось целое поколение наемных манагеров, которые очень эффектно себя подают. Это очень важное качество — умение себя подать. Его сегодня легко монетизировать.

Так вот, эти манагеры считают своей главной задачей гордое восседание за столом и публикацию грозных приказов. Через год-два профанация становится очевидной, их вышибают и они едут в другой регион, чтобы возглавить направление или организовать работу филиала.

Или взять ту же журналистику: у нас, как вы знаете, есть несколько ступеней профессиональной иерархии, и редактор считается более статусной профессией, чем просто журналист. Поэтому довольно часто я видел редакторов, которые де-факто не делали ничего: они «руководили» одним негром, делавшим 90% работы. Я все время задавался вопросом — в чем смысл редактора, у которого нет отдела и который не пишет сам?

То, что работа менеджера не является привилегией, хорошо понимают создатели бизнеса, которые на первых порах могут работать по 140 часов в неделю и терпеть все прелести лобного места. Они не могут подменить результат бумажными замками.

«Наемники» же и в бизнесе, и тем паче в госструктурах считают своей главной задачей удержаться на гребне волны. Что никак не коррелирует с реальными результатами их деятельности и личным ростом: они все равно считают свою судьбу слишком превратной, чтобы привязывать ее к таким эфемерным субстанциям.

Формы, отчеты, графики позволяют эффективному менеджеру создать необходимый антураж. Он всегда найдет ту цифру, которая оправдает видимую суету. Работа на бумажный конвейер, естественно, возлагается на подчиненных, которые умудряются показать в цифрах двукратное повышение эффективности при том, что половину времени теперь тратят на писульки.

Управленческие прослойки

Особая категория «наемников» - это люди без четко очерченных границ власти, которые вынуждены во всем сверяться с авторитетным боссом. Нередко они комично подражают стилю руководства босса, не имея при этом его политического веса.

С ними сложно. Они не вникают в суть и склонны ради перестраховки зарубать на корню все, что может добавить им работы. Им понравится только та часть вашей деятельности, которую можно вовремя занести в отчет и представить обожаемому боссу как личный успех. Будучи ненужным коленом в системе власти, они нередко отличаются заносчивостью и совершенно извращенной системой ценностей, которая постепенно передается остальным членам коллектива. У них обычно унылые неприязненные лица и однообразный темп речи с нотками назидательности. И если подчиненный такого «минибосса» видит реальный способ что-то улучшить, он будет сидеть и помалкивать, потому что инициатива наказуема.

А как должно быть?

Хороший руководитель — это всегда сочетание качеств. Это умение чувствовать внешнюю конъюнктуру и смелость принимать собственные решения. Это семь пряников на один кнут. Это умение вникнуть в детали. Это работа с мотивацией персонала. Это харизма в качестве приправы.

А еще — личностное отношение. Организация — продолжение моего «я». Урезание отдела отзывается физической болью. Снижение показателей беспокоит, как камень в почке. Негативный отзыв — личная пощечина.

В конечном итоге, хороший руководитель это сочетание природной одаренности, образования (опыта) и желания. Если не все, то хотя бы два качества из трех должны быть. А в реальности есть ну разве что желание вписаться в систему.

Про воровство

Про это сказано столько, что не хочется повторяться. Это стало настолько естественным, что обвинения зачастую звучат нелепо — а как по-другому? Воровство может быть явным или скрытым. Оплата личных нужд за корпоративный счет, неоправданные зарплаты и излишние привилегии как пример.

Адская смесь

Если подытожить, наемный управленец среднего звена — это как правило смесь непрофессионализма, очковтирательства и жуликоватости, причем пропорция компонентов может быть разной, но суть одна.

Начался кризис, и, казалось бы, ограничения импорта должны были подхлестнуть российских производителей. А что на деле? Повышение цен, клянченье денег у государства, шантаж, сговоры... Создание нового или адаптация к неблагоприятным условиям — это сложная управленческая задача. Ее нереально решить при нынешнем состоянии обсуждаемой «прослойки». Остается лишь уповать на привычные экстенсивные пути: пожаловаться, пригрозить, попросить помощи... И пока это так, попутный ветер не будет нам впрок, и хорошие начинания будут превращаться в тлен.

А сами-то мы?..

Есть и другая сторона проблемы: в России в принципе низкая способность общества к самоорганизации. Мы инертны, подозрительны и ни во что ни верим — ни в бога, ни в страну, ни в будущее. Мы превратно пониманием свободу, и если начальство где-то недоглядело, мы расцениваем это как вседозволенность, а не право организовать работу по своему усмотрению. Например, начальство устанавливает свободный график работы, спрашивая за результат (в журналистике, например, это возможно), но вместо оптимизации трудового времени получает лишь суматоху накануне дедлайнов.

Все это накладывает отпечаток, ибо требует от руководства еще и тонкой работы по повышению мотивации персонала и его способности проявлять здоровую инициативу вне жестких инструкций — данная область в России, по-моему, вообще незнакома руководителям.

Это надолго

А чтобы закончить на конструктивной ноте, скажу следующее: в России очень важно изменить сам имидж профессии управленца. Поднять ее в статусе сточки зрения сложности и понизить в смысле общественного престижа.

Правда, накопившейся в управленческих структурах жирок в одночасье не сгорит, так что проблема эта была, есть и будет еще очень долго.

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 640 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: рассуждения | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 3
1 URaL  
Все хорошо.. но рыба гниет с головы...
Средний менеджмент смотрит на руководство, руководство ворует у государства (неофициальные зп, сокрытие налогов и т.д.), соответственно, возникает вопрос, они крутятся, а нам нельзя? и начинаются серые схемы работы... Плюс топ менеджеры где то в облаках, решают свои вопросы, как работает средний класс часто не волнует, главное красивые отчеты, графики, цифры и т.д..., где честный манагер выглядит белой вороной...
Увы, это Россия.. Пример чуть ранее.. АвтоВаз и увольнение Бу.

2 arinser  
Все зависит от того, за что платят. Если от начальника отдела требуется "лизать зад" начальнику департамента. Он будет это делать. Или найдут того, который любит это делать. А еще очень часто сам "топ" обладает великим самомнением. Наблюдал в одной конторе, перед директором организации поставили задачу стать самой большой конторой по числу филиалов. Сказано-сделано, филиалы появились в каждом субъекте. И плевать, что они убыточные. Потом началась битва за прибыль. Взяли среднюю сумму, раскидали на всех...Как говорится, в среднем было по колено, но корабль утонул. А потом директор сказал, всем спасибо. Но компания разрушена. А владелец еще тот гений, имел возможность беседовать. Говорю-вот здесь надо придушить конкурента вот на этом. Убил ответ. Рынок большой-хватит всем.

3 arinser  
Я думаю, что мы не совсем вернопредставляем уровень знаний и умений управленцев. Просто иногда они обладают
большим количеством информации и вводных. Поэтому их действия иногда кажутся
нелогичными до жути. Я сам бывал в такой ситуации. Но иногда и система
выстроена неправильно. Это вообще дело такое, в 2х словах не объяснить, и не
рассудить. У нас многие рвутся руководить. Если начальник готов принимать
решение, и самое главное найти в себе силы ответить за это решение, я с ним
буду работать. Потому что очень часто позиция микро и средне шефов такова, Все
что хорошо-это Я, все что плохо-это они. И начинается поиск невиновных и
награждение непричастных. А вообще, начальник это командный игрок. Он не обязательно должен быть лучшим во всем. Он разыгрывающий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |