Блог Артёма Краснова
Пятница, 26.04.2024, 12:24

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Октябрь » 20 » Эффект плацебо
13:38
Эффект плацебо

Вы, вероятно, заметили, что я обожаю ссылаться на исследования и сравнительные тесты серьезных изданий, например, в вопросе выборе шин. После недавней авторской колонки про шипованную резину я получил довольно много однотипных комментариев, в которых люди отмечали условность подобных тестов и настаивали, что своей пятой точкой чувствуют резину значительно лучше, чем эксперты на полигоне. Ну и далее уже обосновывали прелести «шипа» или «липы» в зависимости от предпочтений. Но я думаю, что в подобных сравнениях нужно иметь в виду эффект плацебо.

Этот медицинский термин применим к автомобилям не меньше, чем к таблеткам от поноса. Напомню, что плацебо возникает, когда пациент уверен в эффективности лекарства, а его проблемы носят больше психологический или психосоматический характер. Съев, например, таблетку кальция, он вдруг излечивается от некой страшной болезни, и этот как раз тот случай, когда человека спасает вера, а не химия.

В автотеме плацебо встречается сплошь и рядом. Чистая машина едет комфортнее и шустрее, чем грязная. Заправка до полного бака добавляет субъективных «лошадей», и наоборот — с горящим индикатором машина становится вялой.

Специалисты по чип-тюнингу, критикуя конкурентов, рассказывали следующее: мол, приедет человек к шарлатанам, те подключат компьютер к диагностическому разъему, пошаманят и говорят — плюс 20 л.с. Человек выезжает на тест, и в самом деле ощущает, как машина полетела, хотя последующие измерения на стенде показывают абсолютно заводские характеристики (ну или едва лучшие).

Я это объясняю просто: мы же обычно не выжимаем из машины все соки, но если двигателю сделали чип-тюнинг, на тесте мы будем топить педаль до пола, использовать пониженные передачи и заниматься самогипнозом. Поэтому ощущение прибавки мощности может быть вполне реальным, при том что никакой прибавки нет.

То же с экономичностью: человек заливает в бак какую-нибудь разрекламированную  хрень, и обнаруживает, что расход топлива «прям конкретно упал». А я, например, при измерении расхода топлива ловил себя на бессознательном желании ездить более экономично. Работа на результат заставляет меньше газовать, раньше переключаться, чаще пользоваться круиз-контролем — и безо всяких тюнингов расход падает на литр.

При сравнении автомобилей нужно очень придирчиво относиться к субъективному ощущению динамики разгона. Чаще не сама динамика, а звук мотора, резкость настройки газа или работа коробки передач задают характер разгона, и подобные вещи нужно вычитать из уравнения.

Одна коллега купила Mercedes-Benz GLA, и конечно, пребывала в экстазе от того, что это, во-первых, «Мерс», во-вторых, кроссовер. Хотя просвет около 160 мм делает его обычной легковушкой гольф-класса, а по уровню техники он сопоставим с ее предыдущим VW Passat, поэтому, полагаю, большая часть восторгов относилась на счет эффекта плацебо. С премиум-классом всегда так. Как и с кроссоверами.

Предубеждения играют важную роль в наших оценках, и внушив себе, что продукт хороший/плохой, мы включаем фильтры, которые пропускают лишь ту часть информации, которая укладывается в нашу гипотезу. Неудобное мы отбрасываем или рационализуем удобным образом, а по поводу остального заключаем: «Ну я же говорил».

Этим, к слову, активно пользуются маркетологи. Внушая людям превосходство продукта, они заставляют нас подсознательно присваивать больший коэффициент важности плюсам продукта и пропускать мимо ушей его недостатки.

Я не хочу сказать, что все наши субъективные оценки — это иллюзия. Корреляция с действительностью есть, но суть в другом. Автомобили одного класса или шины одной цены как правило настолько близки друг к другу, что для их детальной оценки в самом деле нужны люди, у которых задницы, уши и мозжечки чувствительны, как счетчики Гейгера. Искажение от эффекта плацебо стократ перекроет реальную разницу между продуктами.

Во многих случаях я не доверяю даже себе, не то что суждениям других людей. По крайней мере, если они не специалисты в вопросе.

Полигонные тесты и даже научные эксперименты всегда отражают реальность с известной степенью условности. Если даже исключить ангажированность и откровенные ошибки, условия тестов не соответствуют всему многообразию реальных ситуаций, что дает скептикам повод считать тесты бесполезными.

Но, как я вижу, при всей условности такого подхода, ничего лучшего пока не придумано. Любые эксперименты лучше подходят для сравнений, потому что проводятся в единообразных условиях и профессиональными испытателями. При этом любой уважающий себя экспериментатор обязательно отражает все условия в пояснительной записке: температуры, скорости, направление ветра и так далее. Это позволяет оценить применимость результатов на практике.

Та же логика применима, например, к крэш-тестам. Многие пеняют им на абстрактность условий (скажем, скорость всего 64 км/час), но именно для сравнения отдельных автомобилей друг с другом они подходят лучше, чем, например, субъективные оценки тех, кто попадал в реальные аварии.

Впрочем, что нам до тех тестов? Если главная цель — получить удовольствие, то эффект плацебо как нельзя кстати.

Российского гонщика «Формулы 1» Даниила Квята на днях спросили: «Даня, какой результат по итогам сезона ты будешь считать хорошим, ну, то есть, после чего ты будешь считать себя крутым?». Даня ответил гениально: «Можно просто считать себя крутым».

В самом деле.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 578 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 8
1 antonio1985  
Я вот всегда был приверженцем нокии хакапеллиты 5-8. Всем советовал, говорил что лучше резины не найти. А последний раз купил бриджстоун айс крузер 7000, в 2 раза дешевле чем нокиа, производство Япония. Ровно то же самое, никакой разницы. Шипы не выпадают, на льду тормозит, в ледяную горку шлифует, но едет.

3 Black-n-White  
У меня сейчас точно такой бриджстоун, и как-то не особенно доволен. 4-й сезон на них. По-моему, единственный плюс, что не очень шумные, в остальном - довольно среднее ощущение. Раньше ставил Gislaved, гораздо больше нравились, правда на других машинах.

5 antonio1985  
Ну может дело в том, что у меня машина овощная, но я разницы вообще не заметил никакой.

6 Black-n-White  
Ну, у меня тоже не спорткар. Но есть какая-то неуверенность. Хотя, может, это из-за антипробуксовочной системы, порой работает так усердно, что в ледяную горку вообще не заехать.
Короче, эффект плацебо в действии.

2 aledige  
Липучка, шипы? Шипы, липучка? Нет лучше всесезонки - проверено временем. Мы начинаем любить соседей - помогут въехать - выехать с парковки. Мы начинаем любить пешеходов - подтолкнут в обледенелую горку. Мы перестаем болтать по телефону за рулем и превышать  скорость - очково. Мы перестаем парковаться на газонах и детских площадках - можно не выехать обратно. У нас повышается водительское мастерство - в плане предвидения ситуации. У нас начинают хорошо чистить дороги - чиновники тоже на всесезонке. Ну и экономика - зимние шины, переобувка. Плацебо не пил.

4 arinser  
Этот эффект плацебо, такая вещь хитрая... Человек купил себе "большой жып" красивый, 20 лет всего ему. И вдруг понимает, что он король дороги, и может поворотники не включать... Или на рыбалку едет, про идти за трактором все в курсе... Но самый сильный эффект, это когда вдруг наименование машины пишется иностранными буквами. Как говорится одна наклейка sparco придает двигателю дополнительных 5 а то и 15 лошадиных сил

7 Аяврик  

Цитата
Мы начинаем любить пешеходов - подтолкнут в обледенелую горку
Чтоб такое чудо наблюдать, нужно что-то позабористей плацебо...
Знакомый как-то  контраварийную школу посещал. Гонял по льду не хуже Артёма. Результат - четыре битые машины вдоль дороги. Вывод: плацебо таки влияет на мозги.

8 aledige  
Это был конечно стеб, но все это имело место за двадцать лет езды зимой на летней/всесезонной резине - диагональной, радиальной разных марок и размеров, на заднеприводных и переднеприводных автомобилях, и в городе, и на большие расстояния. Часто бывал микс на разных осях. Но вообще, я за шипованную резину и Гиславед в частности, по цене и свойствам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |