«Мишка, Мишка,
где твоя улыбка?» - хочется спросить мне
великого Михаэля Шумахера, который
впервые в жизни был уволен. Не то чтобы
очень жестко, не то чтобы неожиданно,
но все же окончательно и бесповоротно.
За него больше не спорят лучшие команды мира. Его посадили на сухпай прощальных благодарностей, которыми провожают в никуда даже самых
бездарных рента-драйверов.
Его нынешнее
расставание с командой Ф1 Mercedes-Benz
меняет мировоззрение. Мы часто
говорим — нет ничего абсолютного, и при
этом продолжаем верить в его сказочное
существование. Не верьте.
Когда в 2006 году
Михаэль уходил из Формулы 1, чтобы
«перезарядить батарейки», он оставался
непобедимым, несмотря на то, что два
сезона подряд проигрывал Фернандо
Алонсо титул. Собственно, он не проигрывал
— просто не мог победить в чемпионате,
но все равно был Шумахер,
а были остальные. Он играл в
собственной лиге, и если не вникать в
нюансы, легко было предположить, что
остальные гонщики выполняли функции статистов,
которым иногда везло выстрелить на фоне
великого Михаэля. Их победа была ценна
тем более, что они одолели ЕГО.
И когда Михаэль
вернулся в 2010 году с командой Mercedes-Benz,
ожидания были высоки. Борьба за
титул? Возможно. Победы? Наверняка. Были
скептики, утверждавшие, что он потерял
форму, но их слова воспринимались,
скорее, как раздувание интриги. Ведь
три года мир «Формулы 1» жил с невысказанной
гипотезой, что все эти Райкконены,
Хэмильтоны и Баттоны удостоились своих
титулов лишь благодаря ЕГО отсутствию.
Михаэль с командного мостика Ferrari
давал не совсем удачные советы, но
все понимали — его место на трассе, и молодежь побеждает лишь с его
благословения.
И вот он вернулся.
Вернулся другим: более улыбчивым,
расслабленным и позитивным. О его
строптивом характере говорили лишь
отдельные инциденты, вроде жесткого
втирания старого друга Барикелло в
стенку на ГП Венгрии, но внешне он казался
куда более «человечным», чем раньше. Попытка впечатать в барьер своего бывшего напарника Рубенса Барикелло в 2010 году навлекла на Михаэля волну критики. Теперь ему прощали чуть меньше...
Но при этом он
безнадежно уступал своему напарнику,
Нико Росбергу, пилоту молодому,
талантливому, но не входящему в список
самых-самых. Такое случалось с Михаэлем
впервые. Отчасти потому, что
раньше он имел возможность выбирать
напарника посговорчивее, а теперь —
нет. И все-таки разгромный счет в
квалификация и разный уровень выступлений
в гонках удивлял даже скептиков. Если
раньше Шумахер любил лидировать от
старта до финиша, контролируя ход гонки,
то теперь ему чаще приходилось обороняться
от середняков, включая нашего Виталия
Петрова. И тут его строптивость, находившая
поклонников в хорошие времена, стала
казаться немного комичной, а то и вовсе
опасной.
Начались
разговоры, что современные шины не
подходят стилю Шумахера. Что машина
построена под Баттона и лишние миллиметры
колесной базы полностью разрушают его
стиль пилотирования. "Новый" Михаэль ездил на уровне середнячков, поэтому получал сдачи в том числе от Виталия Петрова
Второй сезон
сложился немногим лучше, но самое
противоречивое впечатление оставил
нынешний, третий сезон. Впервые в своей
новой истории Михаэль перестал регулярно
проигрывать Росбергу в квалификациях,
и даже завоевал первый подиум (естественно,
первый по «новому стилю»). Но Росберг
тем временем выиграл первую гонку и
заработал раза в два больше очков. У
Шумахера есть масса причин для оправданий,
потому что по надежности его Mercedes
– одна из худших машин в пелетоне.
Но были и собственные ошибки, иногда
детские, вроде промаха мимо своего места на стартовой решетке.
Квинтэссенцией
противоречивого сезона я бы назвал
Гран-При Монако, когда Михаэль фактически
выиграл квалификацию. Но в предыдущей
гонки он совершил глупый наезд на Бруно
Сенну и был наказан «откатом» на пять
позиций назад. Поул не состоялся, да и
гонка смазалась поломкой.
В 2002 году Барикелло буквально рыдал от выходок Шумахера и Ко, но потом Михаэль стал великим чемпионом и спорить стало бесполезно
Похожий наезд
на соперника (на Верня) Михаэль совершил
и в том роковом Гран-При Сингапура,
после которого Mercedes-Benz
предпочел ему Льюиса Хэмильтона. С
рациональной точки зрения здесь все
абсолютно понятно: пара Хэмильтон-Росберг
при наличии удачного шасси может быть
сильнее, чем нынешний дуэт Феттеля и
Вебера.
Но Михаэлю должно
быть обидно. И пусть к этому шло, пусть
он сам долго сомневался в продлении
контракта с Mercedes-Benz... Все
же неприятно, когда тебе, великому
чемпиону, указывают на дверь, хотя еще
три года назад иные команды готовы были
предложить ему зарплаты, достойные
книги рекордов Гинесса.
Его коллеги,
гонщики и чемпионы прошлых лет, в
большинстве своем говорят, что последние
три года не нанесли вреда легенде о
Шумахере. Его семь титулов — абсолютный
рекорд «Формулы 1» - останутся с ним, и
еще не факт, что при жизни Михаэля кто-то
сможет побить это достижение.
Но если говорить
о легенде, три года перевернули ее с ног
на голову. Михаэль ушел почти сразу
после апекса своей карьеры, и статус
небожителя среди небожителей, казалось,
останется с ним навсегда. Но в эти три
года стало ясно, что даже его исключительные
способности тускнеют от времени, хуже
того, часть его успехов обусловлена
не только исключительным талантом, но
и исключительными условиям, которые
ему были созданы в Ferrari. Лучшая
машина, лучшие стратеги, лучший (в смысле
уступчивости) напарник. Возможно даже,
лучшие соперники, ведь время царствования
Михаэля пришлось на стык эпох, когда
великие чемпионы, вроде Проста и Сенны,
уже не участвовали в гонках, а молодые,
вроде Алонсо, Феттеля и Хэмильтона, еще
набирались опыта. В каждый из чемпионских
сезонов у Михаэля был 1-2 серьезных
соперника, тогда как сейчас борьбу за
титул до середины сезона вели чуть ли
не шесть пилотов. Михаэлю важно быть первым во всем. Даже если гонки шуточные
Наверное, зря
он вернулся. Цель любого спортсмена —
быть лучшим. Лучшим в самых разных
смыслах, в том числе, с точки зрения
времени завершения карьеры. И в последнем
аспекте, вероятно, Михаэль впервые в
жизни просчитался по крупному. Поступил
иррационально, поддавшись влиянию
момента, ведь он должен был вернуться
в «Феррари» после тяжелой аварии Фелипе
Массы еще в 2009 году, да помешала травма
шеи... Не будь той аварии, не будет
эмоционального порыва помочь «своей»
команде, может быть, Михаэль и сейчас
окучивал цветы в домике на берегу
швейцарского озера.
Но лично я стал
уважать Михаэля еще больше. Потому что
этим поступком он доказал, что любил именно гонки, а потребности в деньгах и
славе, на тот момент удовлетворенные,
были лишь сопутствующим факторам его
карьеры. Как я вижу ситуацию, он вернулся
в гонки потому, что его цветник на берегу
швейцарского озера не давал ему той
полноты жизни, что давали гонки. Готов
терпеть перелеты, риск и критику, потому
что является гонщиком по своей сути.
Вот это и есть профессионализм того,
российского типа, о котором я говорил
в прошлой статье, который идет изнутри
и не определяется только внешними
условиями.
Пока неясно, чем
займется Шумахер в будущем. Но не
исключено, что любовь к гонкам перевесит
и он согласится ездить в «Формуле 1» в
одной из команд-середнячков.
Интересные
факты из биографии Михаэля:
Он дебютировал
в Формуле 1 в 1991 году, заменяя посаженного
в тюрьму гонщика Бертрана Гашо.
Первая гонка
в «Формуле 1» состоялась на ГП Бельгии,
который стал для Михаэля знаковым:
здесь он блеснул первый раз, позже
выиграл первый Гран-При, выиграл титул,
еще позже выступил в трехсотом (для
себя) Гран-При.
Михаэлю
Шумахеру принадлежит большая часть
количественных рекордов «Формулы 1».
У него больше всего титулов (7), побед
(91), поулов (68). По многим позициям он
входит в тройку лучших, например, он
второй по общему количеству Гран-При
(302).
Михаэль
Шумахер известен, как самый яростный
эксплуататор своих партнеров по команде.
Апогеем стал Гран-При Австрии 2002 года,
когда за три поворота до финиша Рубенс
Барикелло против воли был вынужден
пропустить Шумахера в борьбе за победу.
Теперь эту традицию продолжает Фернандо
Алонсо, наследник духа Шумахера в
Ferrari.
Хотя большая
часть успехов Шумахера связана с именем
Ferrari, изначально его
поддерживал концерн Mercedes-Benz
и команда Sauber. Михаэль
отдал должок «Мерсу», отъездив за
команду три последних сезона, а теперь,
есть вероятность, придет в «Заубер»,
замкнув круг.
Михаэля
обвиняют в угасании интереса к «Формуле
1» в начале нулевых. Так, 2002 и 2004 годы
вошли в историю, как сезоны с наибольшим
числом побед для одного гонщика — 11 и
13. Угадайте, какого.
Михаэль
Шумахер часто был «плохим мальчиком».
Его дисквалифицировали за нарушение
спортивного регламента и аварии с
соперниками в борьбе за титул. Эти же
грешки водились за Айртоном Сенной,
что расценивается многими, как атрибут
великого чемпиона.
Шумахер —
долларовый миллиардер. Согласитесь,
при слове миллиардер возникают совсем
другие ассоциации.
Свою жену
Корину он отбил у другого гонщика
«Формулы 1» Хайнца-Харольда Френцена.
Михаэль и Корина считаются образцовой
семейной парой.
В 1999 году
Шумахер имел все шансы стать чемпионом
мира в составе Scuderia Ferrari в
первый раз, но сломал обе ноги на Гран-При
Великобритании. Многие тогда считали,
что звезда Шумахера начнет нисхождение...
|