Город Касли в районе проходной завода выглядит, скорее, поселком, а сама проходная настолько незаметная, будто это засекреченное военное производство. Даже и не скажешь, что за воротами находится один из самых известных заводов Урала. Как справедливо заметил Андрей-Anry, иностранцы непременно превратили бы аллею к заводу в выставку достижений, украсив скульптурами и узорчатыми решетками, или, как минимум, сделали бы литую надпись над воротами:"Каслинский завод художественного литья". Но выглядит все вот так - скромно и как-то несовременно.
________________________________________________________________________
Здесь и далее маленькие фото кликабельны.
| | Касли выглядят примерно вот так | Прямо у входа есть часть разрушенной стены цеха 1742 года постройки и небольшая выставка работ |
________________________________________________________________________
У Каслинской продукции есть несколько фирменных признаков: в первую очередь, гладкая поверхность без швов и заусенец, во-вторых - скульптурное внимание к мелким деталям. Директор завода рассказал, что желающих подделывать продукцию Кас. З. - предостаточно, и даже московская станция метро 1905-го года отделана "фейком".
________________________________________________________________________
В мрачных цехах изделия отливают в песочные формы. Причем для правильной формовки нужны особые свойства песка, которые практически не удается получить искусственно, и наличие подходящего песка в районе Каслей стало одной из причин успеха производства.
В эталонной комнате, помпезной, как царский кабинет, хранятся образцы изделий, но лишь для того, чтобы сборщики знали, как именно собирать готовую фигуру. Форма многих произведений настолько сложная, что их льют частями, а затем соединяют.
Мне показалось, у местных скульпторов неплохое чувство юмора. По крайней мере, в этой шахтерше есть что-то очень стебное.
Вообще чугун - популярный конструкционный материал, из которого, к примеру, делают коленчатые валы и блоки цилиндров некоторых двигателей. Он хорошо поддается литью, однако использовать его для художественных работ умеют немногие. Он гораздо проблематичнее бронзы: к примеру, дает большую усадку, то есть по мере кристаллизации сжимается. Кроме того, в жидком состоянии он менее текуч, чем бронза, поэтому с ним сложнее получать мелкую деталировку изделий. Все это предъявляет повышенные требования к скульпторам, изготавливающим исходные модели для литься. А еще чугун ассоциируются с черным цветом (хотя бывает и почти светлый), и чтобы сохранить "естественный" цвет, его покрывают черным лаком. Однако черные скульптуры гораздо менее выразительны, чем, допустим, бронзовые, поэтому скульптору приходится тщательно выбирать композицию и позы героев, чтобы они не потерялись в черном цвете.
Каслинский завод начинал художественное литье с плоских узорчатых тарелок, технология изготовления которых сравнительно проста. Куда сложнее отлить скульптуру - не знают, что почти все они полые внутри, и чем тоньше стенка, тем выше качество работ. Технология литья примерно такая: сначала по модели, сделанной из гипса, стали или какого-нибудь пластичного материала в опорке (ящике) с песком формуют полость нужной формы. Если это трехмерная скульптура, то модель как бы сжимают между двух половинок опорки, затем их открывают, убирают модель и собирают опорки снова - получается готовая форма для объемного литья. Если нужно получить тонкостенную модель, внутрь вставляет "стержень" - глиняная болванка нужной формы, а пространство вокруг заполняется воском. По мере заливки чугуна воск выплавляется и получается полая модель. Естественно, формы - одноразовые. После отливки заготовки проходят чеканку - мехобработку для придания мелким деталям большей выразительности, после чего покрываются лаком, чаще черным. Сейчас завод делает практически любую художественную продукцию из чугуна: скамейки, веранды, лестницы, посуду, фонарные столбы, заборные решетки и, конечно, скульптуры самых разных размеров. Наверняка, в доме ваших родителей была хотя бы парочка каслинских работ.
На снимке ниже - опора фонарного столба с вензелем Екатеринодара - так скоро будут называться Краснодар.
На обратном пути мы заглянули в Карабаш с его величественными шлаковыми отвалами. Репортаж о тест-драйве выложу отдельным постом.
|