Интернет-отзывы – страшная штука. Я не припомню ни одной
статьи, которую хотя бы кто-нибудь не обосрал. Объектом критики могут быть
действующие лица, фирмы или сам автор – кто бы то ни был, негативщики найдутся
всегда. Однажды чуть было не случился прецедент, когда под статьей про моего четырехмесячного
сына первые полсотни отзывов излучали сплошной позитив (еще бы – статья про малыша),
но наконец все вернулось на круги своя. «Глупо сравнивать жизнь отцов с крысой»,
- обиженно заметила некая Людмила (статья называлась "Первое отцовство или
радость штабной крысы"). «В каком это смысле беременные женщины уютнее? Юмора не
пойму», - вторила ей Марина (сидеть в них удобнее, ответил я ей мысленно). Короче,
рекорда не получилось.
Иногда берет оторопь, насколько искусны искатели негатива. Если
автодилер сообщает о скором повышении цен, ему прилетит дюжина обвинений в
погоне за сверхдоходами. Если речь про снижение цен, снова благородный гнев: «Так
значит, раньше обували? Сейчас ведь не в убыток торгуют». Почти все вип-персоны в комментариях под интервью
предстают в образе алчных, самовлюбленных олигархов,
который добились всего лишь благодаря
случаю. Ни одна новая машина, даже самая совершенная, не избежит хотя бы пары
реплик в духе «полный отстой», «а вот моя гораздо лучше» и так далее.
Но это нормально. Интернет провоцирует писать друг другу пакости.
Анонимность сродни невесомости. Ты освобождаешься от гравитации общественных
приличий и можешь писать все, что взбредет в голову, не боясь нажить себе
врагов, получить по морде или прослыть дегенератом. Даже если объект критики заморочится вычислить
вас по айпишнику, можете заявить, что на самом деле писали не вы, а ваш злой
брат-близнец. Или сын. Или кот. Я,
например, так и делаю.
А еще Интернет-аудитория слишком разношерстна, чтобы была
хоть малейшая надежда на единство мнений. Это важный момент. В жизни вы не
так уж часто подвергаетесь резкой критике, потому что у вас избранный круг
общения. Если вы кому-то сильно неприятны, или кто-то значительно умнее вас,
или глупее, вы с такими не общаетесь. Но вы не можете запретить им комментировать статью про вас. И они будут критиковать совершенно искренне, в силу
иного менталитета. Такие нападки весьма неприятны именно потому, что в них нет лукавства.
Негатив вообще пишут чаще.
Потому что если все хорошо, ты либо радуешься в душе, либо завидуешь,
либо не считаешь нужным расслаблять похвалами компанию/человека/автора. Другое
дело критика - это и психологическая разрядка, и желание сделать мир лучше, и провозглашение
собственной уникальности. К примеру, если
в первых отзывах все восторгаются новым Lexus, мы же не упустим шанса заявить, что это всего лишь
перелицованная Toyota? Даже
если мы и сами были бы на седьмом небе, купив этот Lexus, разбавить глуповатое благодушие
форума – дело святое.
Некоторые относятся к критике очень болезненно. Помню, после
какой-то статьи про автоцентр «Керг» они облучились такой дозой негатива, что
несколько месяцев вообще не соглашались на какие-либо публикации. «Регинас», «Сейхо-Моторс»,
«Джемир» просят отключить комментарии, чтобы не портить себе репутацию.
Впрочем, есть компании с иммунитетом – мне, к примеру, нравится позиция «Планеты
Авто» не отключать отзывы и отвечать на критику в форуме. Корректные ответы,
кстати – не только хорошее противоядие, но и возможность создать себе
положительный имидж. Особенно если ваши реплики умнее и содержательнее нападок
обвинителя.
Что касается меня, то наевшись критических отзывов в первые
дни работы на autochel.ru и почувствовав,
что так можно сойти с ума, я сформулировал четкую позицию. Критика бывает двух
видов: конструктивной и бесполезной. К первой необходимо прислушиваться. Если
кто-то указывает на фактическую ошибку или нелогичность статьи и так далее, не
нужно стесняться признать себя неправым и даже сказать спасибо человеку,
который дал тебе шанс стать лучше. Игнорировать
такую критику – значит наступать на одни и те же грабли снова и снова.
А вот бесполезную критику можно смело не замечать. Иногда
человек чего-то недопонял, иногда ты его просто бесишь либо он слишком другой,
чтобы оценить твои сентенции, и в этом случае бесполезно оправдываться,
убеждать, спорить. Интернет слишком разношерстен, чтобы ты нравился всем.
Неверно думать, что задевает любая критика. Иногда она
приятна. Значит, ты разворошил чьи-то умы. Один ведущий на радио сказал мне забавную
вещь: если тебя ни разу не послали в прямом эфире, значит, ты просто неудачник.
Стараясь быть слишком хорошим, ты
рискуешь стать слишком никаким.
А для особо надоедливых персонажей у меня есть мысленная
мантра: «Моя злость слишком дорого мне обходится, чтобы я тратил ее на вас».
Читайте также:
|