В отзывах кто-то спрашивал, ворует ли сайт DigiDrive.ru мои фотографии. Нет, не ворует, и раз
уж про «диджи» кто-то вспомнил, уместно сказать о нем пару слов.
Мы создали этот сайт на пару с толковым программистом Колей
Диденко. Автомобильным порталом с новостями и тест-драйвами сейчас никого не
удивишь, и мы решили создать электронную
систему, которая помогала бы выбирать автомобиль тем, кто "не в теме". Этакого виртуального менеджера, который
выявляет потребности и ранжирует автомобили по степени предпочтительности, а
заодно выдает полную информацию о каждом – от сухих характеристик до заметок
тест-пилота.
Мы старались отойти от банального подхода, когда клиент
задает количество дверей или мощность мотора, а компьютер тупо отбирает машины,
параметры которых попадают в диапазон. Это
мы с вами можем сказать, что хотим машину с форсировкой не менее 100 л.с. на
тонну и объемом багажника не менее 350 литров, но целевая аудитория нашего
сайта – не обязательно увлеченные автомобилисты – могут не вникать в такие
тонкости. Так же как я не знаю, аккумулятор какой емкости мне нужен в сотовом
телефоне.
Более того, любой
человек ищет некого баланса качеств, скажем, всем в той или иной мере важна
практичность и динамика, просто кого-то чуть больше интересует первое, а
кого-то – второе. И порой человек готов простить какой-то недостаток, допустим,
из-за низкой цены. Или наоборот, переплатить, потому что автомобиль ну просто
офигенно хорош в какой-то дисциплине. В общем, нельзя выбирать машину, не
учитывая всего многообразия характеристик одновременно.
Мы выбрали 7 ключевых параметров, которые могут волновать
человека. Они, ИМХО, полностью определяют наши требования к автомобилю.
1. Доступность (обратная величина к цене автомобиля);
2. Доступность эксплуатации;
3. Практичность (объем багажника, просторность салона,
трансформируемость);
4. Динамика (разгона, торможения, в поворотах, удобство
управление динамикой);
5. Комфорт (оснащенность, акустический и виброкомфорт);
6. Проходимость (геометрическая, тип трансмиссии,
адаптированность к плохим дорогам);
7. Имидж (эффектность внешности, редкость автомобиля,
репутация марки).
Тут можно поспорить, что последний параметр слишком уж
субъективный, но вы согласитесь, что имиджевая составляющая в Mini Cooper S выше, чем у Renault Logan MCV. Опять
же, игнорировать имиджевую составляющую было бы неверно – некоторые покупают
машину только ради нее.
В списке нет только надежности. Да, зачастую это самый важный параметр, но поскольку система ориентирована прежде всего на новые автомобили, оценивать их надежность невозможно, ибо первая достоверная информация появляется к моменту, когда модель проходит рестайлинг или вообще снимается с производства (через 2-4 года).
Для каждого автомобиля каждый параметр оценивается количественно, причем, оценки складываются из субъективных ощущений
тест-пилотов и объективных характеристик. Как именно – наше ноу-хау. Причем,
система имеет защиту от дурака: допустим, в нее нельзя вбить автомобиль ценой 300
тысяч, суперпроходимый, семиместный и очень динамичный.
При этом она весьма требовательна к квалификации людей,
которые заносят данные: они должны чувствовать машины и иметь близкие взгляды. Без
субъективизма в оценке автомобилей никак не обойтись – это старая проблема, но
любой автомобильный журналист вам скажет, что ни один автомобиль не является набором его
паспортных цифирей. Багажник может быть большим на бумаге, а на деле настолько
неудобной формы, что использовать его на 100% практически невозможно. Пользователь задает свою матрицу предпочтений. Мы долго
ломали голову, в какой именно форме заполнять эти данные, и пришли к выводу,
что наиболее простой путь – опросник. Человек отвечает на 9 вопросов, и система
сама формирует матрицу предпочтений. Делать это нужно один раз.
Потом система ищет автомобили, баланс качеств которых наиболее
полно соответствует матрице предпочтений человека. При этом оценивается именно
вся совокупность качеств: допустим, стопроцентного совпадения не произошло,
тогда ищется наиболее сбалансированный вариант. Иногда их сразу несколько: одна
машина, допустим, хороша более-менее подходящими характеристиками и
относительно низкой ценой, а другая лучше по ряду параметров, но чуть дороже.
Конечно, этот рейтинг задает лишь некоторые ориентиры в многообразии выбора. Но по себе знаю: если
выбираешь товар, о котором не читал последние года два, запутаться в изобилии
предложений очень просто. К примеру, меня всегда парит покупать
сотовые телефоны или ноутбуки – мне не нужна куча дополнительных функций, которые
пытаются впарить менеджеры, хотя наверняка где-то есть простой и доступный вариант
с набором «опций», нужных именно мне. Также и с машинами: может быть, кто-то
стоит сейчас в очередь за «Солярисом», хотя мог бы за эти же деньги купить,
допустим, Renault Megane,
отказавшись от ряда ненужных ему опций.
Собственно, система не навязывает варианты: о любой машине
можно почитать, изучить фото и технические характеристики – мы старались
реализовать принцип одного окна и четкой структурированности информации.
По сути, DigiDrive
решал одну из проблем такого жанра, как тест-драйвы. Если делать их
информативными, то любая вода, вроде «вот я проснулся утром в отеле и увидел
прекрасные Альпы» не нужна. Человек, которые планирует купить машину, прежде
всего хочет узнать про сам автомобиль, причем зачастую лишь про несколько его
параметров. Допустим, про удобство багажника. И серьезные издания постепенно
приходят к четкой структурированности своих тест-драйвов, которую мы
постарались довести до максимума. Впрочем, для любителей эмоций есть
соответствующий раздел, вроде «Субъективные заметки тестера». Со временем можно
подключить сюда отзывы читателей, ссылки на другие ресурсы и так далее. Главное,
сайт задает некую структуру, которая отталкивается от предпочтений пользователя
и выдает информацию в удобном для него виде.
Можете попробовать систему для своих предпочтений, только
учтите, что в демо-версии база данных ограничена (в основном там машины ценой
порядка 500-600 тысяч рублей в ценах 2008 года).
Дальше демонстрашки дело у нас не пошло. Заполнение базы
данных очень трудоемко – тестеру нужно задать кучу разнообразной информации, и, скажем, написать обычный тест-драйв раза в три проще. А спонсоров для проекта
мы так и не нашли, хотя искали с полгода.
Собственно, такой сайт нельзя запускать в недоработанном
виде – пока нет полной базы, его ценность невелика.
Может быть, когда-нибудь мы вернемся к нему с новыми силами
и новыми спонсорами.
PS: а
еще теперь я понимаю бесперспективность проекта с названием digidrive.ru. Попробуйте надиктовать это слово по
телефону пожилому спонсору: «Записывайте, Федор Иванович: «ди» – ну «дэ»
английская. «Ай» – как «и» с точкой. Ну, «и» английская. Нет, не «е», а палочка
с точкой. «Джи» – как русская… в общем, не «джей», которая как кочерга, а «джи»,
которая… ну, на «дэ» маленькую похожа… Снова «ай»… [прошло три минуты] «ви» -
которая как галочка… нет, не «дубль-вэ», а просто галочка…».
PPS: уехал в Армению, но по приезду постараюсь ответить на вопросы и пожелания по диджи, если будут :)
|