Мне жаль, что 3 июля, день ГИБДД, большинство считают таким
же абсурдным праздником, как день коррупционера, если бы он существовал. Вообще
очень плохо, что в отношении к инспекторам ДПС у народа никогда не было такого
же уважения, как, например, к военным. И еще плохо, что государство никогда не
пыталось это уважение привить.
Мне кажется, изрядная часть негатива в отношении гаишников связана
даже не с качеством их работы, а с естественной привычкой людей винить в своих ошибках
кого-то другого. Трудно любить палача, даже если он всего лишь выполняет свою
работу и в душе хороший человек. Только не думайте, что за бугром по-другому: я до сих пор недолюбливаю того усатого сытого английского
патрульного, приклеившего стикер на 60 фунтов (как ему потом спалось-то?!) за
неправильную парковку нашего «Фиата».
Но зрелые водители, уже осознавшие целесообразность ПДД,
относятся к инспекции терпимее, тогда как особой оголтелостью отличаются
правовые нигилисты, вроде Виталия Лободы.
Я не к тому, что во
всем виноваты только водители. ГИБДД, конечно, компрометирует себя и очень
сильно – засады, подставы, расчеты на месте, нежелание работать на безопасность
непосредственно – все это создает у водителей впечатление дорожной мафии. Но
если взглянуть глубже, проблема запрограммирована изначально, так что я бы не
стал винить в ней самих инспекторов. Они не более чем продукт системы.
Работа инспектора ДПС довольно тяжелая. Как-то мы дежурили смену
с патрулем ДПС – дело было как раз под 3 июля 2009 года. Погода была хорошая,
как сегодня, и до сумерек стоять на трассе и смотреть, как показно тащатся мимо
тебя редкие машины, было несложно. А к вечеру появились комары, и стало не так
весело. Еще захотелось есть, а первый перекус «Ролтоном» – через шесть часов. А
потом – до утра на посту.
Смена длится 12 часов, и с погодой везет не всегда. То дикая
жара, то мороз такой, что стекла «Логана» обмерзают по кругу. Из десяти
водителей попадается один хам, который начинает угрожать или махать корочками. И,
поверьте, за 12-часовую смену даже толстокожие инспекторы устают от нахальства и
оскорблений. Тем более, российский человек так устроен, что появление любых новых
свобод он трактует как вседозволенность. Разрешили водителям снимать
инспекторов ДПС, и в Инете появилась масса роликов, где хамоватые ребята
провоцируют инспектора ради прикольного видео.
Да, есть профессии еще экстремальней, и все же инспектор ДПС
относится к вредным занятиям. Их характерная полнота чаще объясняется отнюдь не
сладкой жизнью, а нарушением обмена веществ, которое происходит, когда человек
питается неправильно и часто подвергается воздействию низких температур.
Спросите у диетологов – они подтвердят.
При этом официальные зарплаты инспекторов со стажем раза в
два ниже, чем минимальные у рабочих-студентов на заводе Nissan. Эта ситуация, если честно,
кажется абсурдной и естественным образом порождает коррупцию. Вот вам один из
запрограммированных конфликтов – если инспектор не будет брать, он просто не
сможет содержать семью. А потом, какой контингент пойдет на работу с заведомо
низким официальным заработком? Честные и предприимчивые найдут себе занятие
поперспективней.
Все это усугубляется каскадной системой поборов в пользу
начальства, которая ставит тех, кто принципиально не хочет брать, в положение
изгоев. Собственно, чем ГИБДД отличается от государства в целом, где ни одно
большое дело невозможно реализовать абсолютно законно, не подмазав?
«Звонки другу» -
другая беда. Кумовство и круговая порука в ГИБДД сильны, и это осложняет работу
сотрудникам ДПС. Оштрафовав «не того», можно огрести немало проблем, даже если
с точки зрения закона ты абсолютно прав. Система «свой-чужой» вдалбливается в
головы инспекторов и со временем становится второй натурой. Собственно,
ГИБДД – «военная» организация, где приказы обсуждать не принято, а излишняя
инициатива наказуема. В результате,
закон и ПДД остаются где-то в стороне: ты не умничай, ты выполняй.
Мы часто негодуем на ГИБДД за их патологическое нежелание
предотвращать ДТП. Но у ГИБДД зачастую и нет для этого полномочий: скажем, они
не могут самостоятельно устанавливать или убирать знаки, чертить разметку. Они
могут лишь выдавать предписание, которое носит рекомендательный характер.
Окончательно решение принимает администрация территории, она же финансирует работу, которую выполняют специализированные
организации, вроде СЭУ ГАИ (к ГИБДД прямого отношения не имеет).
Виктор Похмелкин как-то сформулировал провокационный вопрос, мол, почему ДПС-ники
стоят в зоне действия знака, а не перед ним – дескать, во втором случае вид
инспектора мотивировал бы водителей не нарушать. Так вот, мое мнение – это полная
фигня. Так уж устроен российский водитель, что, увидев инспектора перед знаком,
он воспримет это как 100-процентную индульгенцию нарушать за знаком. Именно риск
попасться заставляет нас быть аккуратнее.
Подежурив с инспекторами, я понял, почему они стоят в
коварных местах. В тот день начальство отправило нас на скучный участок дороги,
где разрешался обгон, а скорость никто не превышал из-за профиля дороги с
поворотами. И пьяных не было. Ну и какой был смысл здесь стоять? Меня не покидало ощущение, что
мы просаживаем бюджетные деньги зря (уточню, что в столь «неудачное» место нас
поставили из-за какой-то спецоперации).
Да, они выбирают места посочнее, со сплошной линией,
невидимыми знаками и так далее. В ряде случаев это действительно провокация –
вместо того, чтобы привести знаки и разметку в соответствие, они предписывают
лишать прав водителей, нарушивших случайно. Но большую часть вины, вообще, я бы
сложил на тех, кто отвечает за дорожное строительство. Скажем, была бы
федеральная трасса М-5 четырехполосной, с разделительным барьером, и проблемы обгонов не существовало бы в
принципе.
Это не апология ГИБДД. Все проблемы инспекции на виду, и я не
стану их отрицать – система неэффективна. Но при этом и небесполезна. Пусть в
виде побочного эффекта, но деятельность ГИБДД контролирует уровень безопасности.
И даже взятка, хоть она и незаконна, иногда приводит водителя в чувство и
заставляет впредь быть осторожнее.
Те, кому сотрудники ГИБДД приходили на помощь в трудных
ситуациях, помогали после тяжелых ДТП или спасали от замерзания, навсегда
меняли свое мнение о профессии инспектора ДПС. И сегодня я желаю, чтобы
грядущая модернизация инспекции оставила в ее рядах лучших, а благодарных
водителей становилось все больше.
Хотя ни проверенные люди, ни техническая оснащенность не
принесут результата, если не изменится голова, с которой эта рыба начала гнить.
Пока сама власть будет рассматривать ГИБДД как коммерческую организацию, пропасть
между водителями и инспекторами не зарастет.
Не скажу, что мне прям помогали сотрудники ГИБДД, но практическую пользу для себя я получал. Так одним декабрьским днём 2008 года на перегоне от Сатки до Златоуста в сторону Челябинска на довольно пологом подъёме я не заметил знак обгон запрещён, а разметки из-за слякоти видно не было. Так вот и обогнал, едущую в гору со скоростью 40км/час, газель. Естественное последствие - лишение на 4 месяца. После у меня отнюдь не было никаких отрицательных эмоций на инспекторов, ведь я сам был виноват. Вообще я к этому отношусь так: не отбери тогда у меня права, может я бы в более серьёзной ситуации не заметил бы такой знак и привет... После этого случая стал на порядок внимательнее и совсем не из-за боязни потерять ВУ, а из-за осторожности к себе и другим. Понятно, что к соблюдению правил должны подталкивать не штрафы, а личное осознание ответственности, и пешехода пропускают просто потому, что так надо, а не из-за боязни получить штраф. К слову сказать, по-моему мнению, приятно видеть, что в Челябинске сейчас достаточно лояльно относятся к пешеходам. Это просто понять, выехав в другой город. Вообще, моё мнение, что всё - дело привычки. Когда-то мне мешал пристегнутый ремень, а теперь мне неудобно за рулём пока не пристегнусь. Стал куда больше удовольствия получать от спокойного передвижения по городу, чем от бешеного метания по дороге. Просто понимаешь, что риск с каждым неоправданным манёвром растёт, а внезапно выбежавший в месте, где это "быть не может" на дорогу ребёнок или бабушка - это не великая редкость, а вполне себе обыденный случай, и лучше к нему быть готовым не только морально (типа, крутой гончег и тачка супер в момент остановится), но и физически (поменьше скорость). Да и скорость больше 70 в городе по спидометру кажется большой... особенно года в машине не только жена, то и 3 недельный сын
Ну! Так это еще более приятный повод По себе помню состояние первых месяцев: из-за недосыпания ходишь, как в тумане, но при этом не покидает ощущение исключительной важности момента.
Вообще у меня к ГАИ отношение, примерно такое же, как у Артема. Сдержанное. Связано это скорее с тем, что на серьезный развод от гаишников не попадал. Были мелкие ситуации когда после долгой дороги я неправильно прочитал знаки и в зоне 40 шел 90, ребята из татарстана выписали штраф всего 100р и отпустили. Было и наоборот, когда в Ебурге, совершенно формально прикопались на пешеходке, но понимая, что не правы выписали не 1000, а теже 100. Вообщем меня останавливали всегда за дело, я никогда не спорил и не лез в бутылку, в ответ, ребята общались очень уважительно. Один очень неприятный инцедент был связан с моей женой, к которой привязались тоже по пустяку, но держали минут 30-40, при этом у нее в машине был голодный и сильно хотевший спать маленький ребенок. Я посоветовал ей сказать им, что пусть никуда не уходят, щас подъедем с Артемом, снимим прекрасный репортаж, услышав это, они вернули права выматерились и уехали. Я даже не успел доехать с ЧМЗ. Вообщем все зависит от людей. Надо устроить опрос : Хотите полностью упразднить ГИБДД? Я бы ответил - нет.
Года два назад был крупный инцидент с вымогательством на М5, часа четыре разбирался с ушлыми инспекторами, но в конечном счёте права отсудил в районном суде, после апелляции.
Полностью поддерживаю высказавшихся выше ораторов. Снижение аварийности получается побочной функцией ГИБДД, но всё-таки эта функция хоть как-то выполняется.
Я как всегда не в тему: Артем, 2 июля в Троицке Сатурн проводил нечто, что я назвал бы "выездным тест-драйвом". Но в рекламе утверждалось, что Сатурн открыл свой филиал. Если не сложно, поинтересуйтесь, что да как у Сатурна. Зарание спасибо.
Странно, почему у нас все понимают, что структура работает х..во, а делать ничего не собираются. Если подумать масштабно, есть хоть одна гос.организация, которая отрабатывает честно: Военные, Научные, Правоохранительные, Образовательные, Организации в сфере здравоохранения ? Скорее всего нет. Проблема глобальная.
Тут другой вопрос - а зачем убивать курицу, несущую золотые яйца? В режиме постоянной модернизации и революционных нововведений можно существовать десятилетиями, ходя из раза в раз по одному и тому же кругу. Я уверен, что проблема ГИБДД, как и ряд других сфер, целиком и полностью связана с проблемой мотивации властей.
С улиц российских городов скоро могут исчезнуть многие пешеходные переходы, которые по новому ГОСТу признаются «лишними», передает «Независимая газета». Ведь согласно новому ГОСТу о дорожной разметке в населенных пунктах расстояние между соседними переходами можно делать не 120-150 м, как раньше, а целых 300 м.
15 Парящий_над_дорогоЙ (Вчера 17:33) Думаю было бы пральна так сделать. Точнее, хотя бы так. Лучше бы пешеходники под/над земными делать конечно. _____ ИМХО только надземными, т.к. банально дешевле.
Да, согласен, "воздушка" дешевле наверняка будет. Но это наша обывательская логика. Дешевые проекты тем и не интересны, что там спианерить много не получится. Так что мы смотрим на эту проблему с одной колокольни, а те, кто должен ее решать, совершенно с другой. И лично мне, по большому счету, пох , кто сколько спианерит, и как решат эту проблему, над или под землей. Мне гораздо интереснее, чтоб она была решена, потому как архиактуальна, и с каждым годом это все острее чуйствуется.
17 Парящий_над_дорогоЙ (Сегодня 11:11) Да, согласен, "воздушка" дешевле наверняка будет. Но это наша обывательская логика. Дешевые проекты тем и не интересны, что там спианерить много не получится. Так что мы смотрим на эту проблему с одной колокольни, а те, кто должен ее решать, совершенно с другой. И лично мне, по большому счету, пох , кто сколько спианерит, и как решат эту проблему, над или под землей. Мне гораздо интереснее, чтоб она была решена, потому как архиактуальна, и с каждым годом это все острее чуйствуется. ____ только создание даже таких переходов ничего ровным счетом не решит. следует также ставить бортики и старательно штрафовать. только так можно загнать пешехода подняться или спуститься.
ЗЫ кстати уже не первый раз вижу когда собаки дожидаются зеленого цвета светофора и переходят по зебре. Ну ни бугага ли? :)