Пришел ко мне водитель, сбивший насмерть
пешехода, за что по статье 264 УК РФ ему грозит до пяти лет лишения свободы в
колонии-поселении.
Я не буду вдаваться в детали самого происшествия, скажу
лишь, что оно очень типично – в Челябинске такие происходят раз в неделю.
Пешеход появился на дороге неожиданно вне зоны пешеходного перехода, спрыгнул
на проезжую часть с разделительной полосы и угодил под колеса. От полученных
травм он скончался в больнице. В пятидесяти метрах от места наезда был
переход, на котором за 10 секунд до происшествия тот водитель останавливался, чтобы пропустить других
пешеходов…
Более всего меня заинтересовало то, как наше
законодательство устанавливает виновность.
Во-первых, из рассмотрения практически исключается
возможность возложения вины на пешехода. Как так? А вот так. «Произошедшее не находится
в прямой причинно-следственной связи с действиями пешехода», - такие слова
можно прочитать в одном из заключений следствия. Да, пешеход поступил неправильно, но в любом случае водитель обязан сделать все
возможное, чтобы избежать наезда. С
одной стороны, справедливо, ибо даже если пешеход нарушает, давить его
преднамеренно нельзя. Но если остановиться уже невозможно?
И это краеугольный вопрос. Водитель освобождается от
ответственности только в случае, если сможет доказать, что не имел
технической возможности избежать аварии, а коли нет - то пункт 10.1. Вызубрите его наизусть. "Техническая возможность избежать аварии" - это словосочетание, с которым водитель засыпает и просыпается. Вот как эта возможность устанавливается.
Тормозной путь автомобиля составил 18 метров, остановочный –
40 метров (с учетом времени реакции, срабатывания тормозов и
т.д.). Запомним это значение – 40 метров.
Скорость автомобиля перед столкновение, вычисленная по
тормозному пути, составила примерно 55 км/час (15,3 м/с) – дело было зимой.Вычисляется средняя скорость во время торможения - скажем, 10 м/с.
Далее появляется важное понятие – момент обнаружения
опасности. Чаще всего за него принимается время, когда пешеход ступил на
проезжую часть.
Потом начинается элементарная математика: известно
расстояние, которое пешеход прошел (пробежал) до точки наезда, допустим, 9
метров. Устанавливается его скорость – к примеру, 8 км/час (2,2 м/с). До точки
наезда пешеходдобрался за 4,1 секунды.
Значит, в момент обнаружения опасности автомобиль находился на расстоянии 41
метр (эта дистанция называется удалением). Удаление больше, чем остановочный
путь (41>40), а значит, водитель имел техническую возможность полностью остановиться.
Он виновен со всеми вытекающими последствиями.
Но если скорость пешехода была не 8 км/час, а 10 км/час?
Тогда удаление составит 32 метра и станет меньше остановочного пути, то есть
водитель не имел технической возможности избежать аварии. Он невиновен.
А если пешеход, спрыгнув на проезжую часть,
остановился на секунду, создавая у водителя иллюзию, что он его видит и
пропускает – сколько раз вы проносились мимо таких пешеходов в полной уверенности, что они не ринуться вам под колеса? В этом случае
моментом обнаружения опасности считается время, когда пешеход возобновил движение.
Расстояние, пройденное пешеходом до точки наезда, сокращается, а вместе с ним
сокращается и удаление. И водитель снова становится невиновным.
Чуете? Буквально от пары километров час, от одного метра или
одной секунды может зависеть судьба подсудимого. Именно в такой пограничной
ситуации и оказался наш герой.
А теперь внимание – откуда берутся исходные
данные для расчетов? Если нет видеокамер (а их не было), они берутся из показаний
свидетелей. Представляете? Ситуация, где важны и полкилометра в час, решается
на основании субъективных оценок свидетелей, часть из которых может быть
предвзята, неадекватна или вообще подкуплена.
Например, вот как вычисляют скорость пешехода. Очевидцев
просят описать его движение в качественных оценках: бег, шаг или быстрый шаг.
Далее по специальным таблицам для соответствующего возраста определяется
скорость пешехода. Естественно, одному свидетелю может показаться, что пешик быстро шел, другому - что почти бежал, так что уже на этом этапе может возникнуть «вилка», на одном конце которой
– колония, на другом – свобода.
В принципе, может быть проведен следственный эксперимент, но
не всегда – в нашем случае в нем отказали по причине невозможности воспроизвести
точные условия и найти подходящего статиста. Ситуация усугубилась тем, что
сбитый пешеход был неформатный, то есть обладал подвижностью, явно большей, чем
значится в среднестатистических значениях таблиц тысяча девятьсот какого-то года.
Очень тонкий и лично мне непонятный аспект - что считать моментом обнаружения опасности? Когда человек появился в поле зрения, когда ступил на проезжую часть, когда перешел с шага на бег? Я так понял, единого критерия нет, и в разных ситуациях этот момент, задающий временную систему координат, выбирается по-разному. К примеру, появление детей на краю дороги - это уже момент возникновения опасности, после которого водитель обязан начать торможение вплоть до экстренного. И оправдания "я думал, они не побегут" никто не примет - дети по своей природе непредсказуемы. Мотайте на ус.
Что касается описываемого дела, то поначалу оно шло нормально, ибо свидетели, присутствовавшие
на месте наезда, подтверждали и быстрый шаг пешехода, и его остановку на
проезжей части.
Потом стали появляться другие свидетели, которые говорили,
что пешеход шел медленно и без остановки. Возник врач, который заявил, он в принципе не мог
ходить быстро из-за болезни. Потом оформился иск на астрономическую сумму за
моральный ущерб. И так далее.
Я не юрист, но в таком правосудии мне непонятно одно – как
можно устанавливать виновность на основании исходных данных, погрешность
которых в лучшем случае плюс/минус 50%? Ведь даже абсолютно нейтральные
свидетели через много недель после происшествия вряд ли в состоянии
точно описать шаг человека, которого они видели впервые.
Попробуйте посмотреть
видео любой аварии на autochel.ru, потом изложите
произошедшее на бумаге, а потом посмотрите еще раз десять – вы увидите, как все
переворачивается с ног на голову.
Ну и не забудем про особенности российского правосудия. Следствие
далеко не всегда разбирается в физике, и появляются школьные
ошибки, влияющие на конечный вывод. Суды нередко не хотят вникать в многочисленные технические тонкости, которые кажутся очевидными водителю. Из ниоткуда берутся липовые свидетели, несущие
подозрительную чушь, но все же свидетели. В худшем случае у второй стороны могут возникнуть
знакомые в судах и следственных органах, и дело станет совсем хреновым.
Все это мне
рассказали автоюристы, анализировавшие по нашей просьбе дело.
Конечно, опытный и авторитетный адвокат, как бэгэшный человек
из Кемерова, знает ходы под землей, так
что сможет обратить пограничную ситуацию в пользу клиента. Но хороший адвокат
стоит денег: 30 тысяч за первый прием, по 7-10 тысяч за каждое заседание,
которых может быть очень много. В случае полной невиновности водителя с точки
зрения УК, с него все равно может быть взыскан моральный ущерб.
Такие деладлятся
месяцами, годами. Водителю приходится осваивать профессию автоюриста, жить
этим делом до момента, когда (и если) его оправдают. Поиск свидетелей,
фотографии, ходатайства, очные ставки… С утра к следователю, потом на место происшествия, в обед встреча с адвокатом, потом визит к родственникам погибших, потом в архив, потом в ГИБДД...
Я вам честно скажу – погрузившись в этот омут, хочется
относиться к пешеходам, даже самым дурным, как к священным коровам. И пусть
лучше вы обматерите его, а потом дома истыкаете его фигурку иголками, изобьете
его муляж, как боксерскую грушу, но вы не примите этого безумца себе на капот и
лобовое стекло, потому что после этого и ваша, и его жизнь будут сломаны вместе с ребрами и тазобедренными суставами.
И это правильная логика. В данном случае я сочувствую
водителю – он может получить срок за то, в чем не виноват. Но пешеходу-то не лучше.
Можно представить чувства его родственников, когда им сообщили о случившемся, и
ту боль, которая пронизывала его тело несколько последних дней на больничной койке на аппарате ИВЛ. Такие
ситуации паршивы тем, что при любом исходе матча, проигравшими остаются все.
Будьте осторожны – это оправдано.
PS: вот так выглядит наезд на пешехода в реальности - это запись с видеорегистратора.
Даже самую священную из коров невозможно спасти, если она бросается под колёса уже после того, как водитель потерял возможность отреагировать на опасность. Даже скорость 20 км/ч не является безопасной - сколько раз, подкатываясь к горящему красным светофору, приходилось уворачиваться от пешиков, прыгающих под колёса из-за стоящих в соседних рядах машин. В 20 метрах от регулируемого пешеходного перехода, ёпа мать! Я никак не могу объяснить эту бесконечную тупость людей, перебегающих дорогу где попало и как попало. Вроде в остальном обычные, вполне адекватные люди, но на дороге это безмозглые кегли.
З.Ы. Полчаса назад по пути на работу очередная партия кегель прыгнула на дорогу из-за стоящей в левой полосе машины (машина пыталась повернуть налево). За 20 метров до пешеходного перехода с лежачим полицейским. Что добивает больше всего - они даже после звукового сигнала и хрипа шипов по асфальту не удосужились ускорить шаг. Коровы, ей-богу - тупые жвачные. В этот раз опять удалось оттормозиться, но как долго продлится такое везение, предсказать сложно.
Случай неприятнвый у твоего знакомого, знаю несколько подобных, например возле киномакса урал, несколько лет назад один знакомый сбил пешика, ладно хоть не насмерть, дак вот, пешик выскочил на дорогу из-за сугроба, ночью, перед машиной с криками Вадааааааааа.....или типа того, экспертиза установила что он есс-но был пьян, ну т.е. почти мертв, водитель конечно среагировать не успел и сбил дебила, казалось бы вины водителя нет как ни посмотри, однако правосудие бесстрастно и парень оплатил дебилу полгода больницы и нехилый ущерб только вот как его назвать, но только не моральным, ибо у дебила морали небыло и нет!
А если так: корову с матом пропускаем, паркуемся, спешиваемся, и проводим "лекцию" по ПДД для пешеходов, закрепляя материал крепкими тумаками. Если не переусердствовать, проблем будет всяко меньше, чем если его принять на капот.
Кот категорически согласен с товарищем Paragon. Кот вообще всячески "за" уравнять в правах и обязанностях двуногих, тьфу... пешеходов и водителей. Для начала уравнять штрафы: а то ишь ты - обладателю "источника повышенный опасности" могут 1 килорубль нарисовать, а двуногому .... да что ж такое.... пешеходу... и предупреждением отделаться. Да и кто за ними гоняться-то будет? Да и догонят.... толку-то? А вот в описанном Артёмом случае: ввести за переход в неположенном месте карательную меру на двуногого... вот опять... пешехода... в виде восстановления до первоначального состояния "источника повышенной опасности" и оплаты морального ущерба владельцу того самого "источника". Ибо надо беречь свое здоровье и переходить где положено, а не где хочется. МЯВК!
Господа вы все такие умные и опытные, а дети у вас есть? И тут дело не в воспитании, ребенок он всегда ищет приключений, вспомните сколько сами гоняли в неположенных местах. И что вы с этим поделаете, будете 1000 рублей штрафа ребенку выписывать? Родителям, которых еще найти надо? Немного коробит от цынизма "кегли" "двуногие", как будто у самих нет престарелых родителей, пьющих дядей Я считаю что карательными мерами мало что можно решить, и вопрос в организации дорог. Я так понял Артем описывает ситуацию с многополосной дорогой и разделительной полосой, раз мужик пошел не по переходу наверное не было ограждений. Это причина аварии. Были бы ограждения, тогда и не пошел бы он скорее, а если бы стал перелизать это было бы заметно для водителей.
Проблема в том, что кроме дебилов-пешеходов, есть немало и дебилов-водителей. Учитывая особенности отечественного правосудия, не исключены варианты, когда платить за разбитую машину придётся пешеходу, сбитому на автобусной остановке или вообще за пределами дороги. Власть не может обеспечить адекватное наказание для нарушителей, поэтому изобретает разные корявости типа "суд критически относится к показаниям свидетелей" и "у суда нет оснований не доверять инспектору".
А вообще, как ни дурацки прозвучит моё утверждения, виноватыми за тупых пешеходах я считаю ГИБДД. Если водителей на пешеходных переходах довольно активно дрючат, и более-менее адекватные водители стали гораздо чаще уступать дорогу двуногим (конченых ебланов я здесь не рассматриваю), то пешеходы почувствовали полную свободу, в том числе свободу от здравого смысла. Если пешика везде и всюду пропускают, и никаких ограничений на него не накладывают, то пешики откровенно борзеют. Выбегают на пешеходный переход, абсолютно не глядя по сторонам, кидаются под колёса где угодно, не задаваясь вопросами "видит ли меня водитель" и "успеет ли он остановить полторы тонны железа". Водителей же дрючат, значит, они остановятся, куда денутся.
ГИБДД без стеснения приводило статистику, что на 5000 оштрафованных за неуважение к пешеходам водителей пришлось 400 оштрафованных пешеходов. Пешики в 10 раз дисциплинированнее водителей? Ага, щаззз. Просто гайцам влом возиться с пешеходами - те и наглеют. Потом сами же гибнут и калечатся, но в тюрьму в результате отправляется совершенно невиновный водитель.
Из этих 400 пешеходов 390 это водители, которые согласились на замену одного нарушения другим по просьбе инспектора. Ну как ему иначе план выполнить? На родственника пытались вместо нарушения скорости около лакокраски составить что он пешик и шел на красный.
Я очень боюсь пешеходов, согласен с Paragon-ом, я воспринимаю ситуацию с тем, что до сих пор не сбил пешика, не как результат своих грамотных действий, а как результат счастливого стечения обстоятельств. Кстати, мы в обсуждении забыли еще один аспект. Кому интересно почитайте книгу Дена Симмонса "Бритва Дарвина", произведение целиком художественное, но в нем есть интересная вещь. Что если, не у нас в стране, водитель сбил пешехода, перелезшего через разделительную полосу, да еще, скорее всего, на темной дороге, то виноват не водитель, не пешик, а ДОРОЖНЫЕ СЛУЖБЫ. Нет фонарей, нет нормальных заграждений - платите многомиллионные штрафы. Если в каждой аварии, будут равноправно участвовать три стороны, водитель, пешеход (или др. водитель) и владелец (ответственный) дороги, то появится интерес и устанавливать фонари и ограждения и дрючить пешеходов и устанавливать знаки и все то, что принято в цивилизованом мире. А пока в яме на дороге виноват водитель, который в нее попал и он за это лишается прав, мы будем иметь то, что имееем.
Paragon все правильно написал. Не добавить и не убавить. От описанной Артемом ситуации не застрахован ни один водитель, крайне нелепо ломать себе жизнь из-за какого-то мудака, которому насрать на себя, в первую очередь, ну, и на окружающих, естественно. Как дальше с этим жить, осознавая, что ты загубил чью-то жизнь, пускай и не по злобе, - груз останется на всю жизнь. Не дай бог. Воистину, в таких матчах все проигравшие.
Дорожники - это вообще инопланетяне. Вам известны случаи, когда представителей дорожных служб реально наказывали за раздолбайство? Вспоминаю сюжет из зомбоящика - мужик ехал за городом порядка 100 км/ч, влетел в открытый канализационный люк (да, открытый люк посреди загородной трассы) - машина под списание. Два года судился с дорожниками, результат неизвестен.
Кстати, кто-нибудь может объяснить, как работает продукт дорожной революции - светофор на новом перекрёстке Овчинникова/Степана Разина? Если ехать с моста в направлении центра, то на подъезде к перекрёстку видны 3 группы светофоров - и все, блять, работают по-разному. Это один перекрёсток или три? Банальный проезд регулируемого перекрёстка превращается в тест на сообразительность и быстроту реакции.
Пока не будет адекватного наказания пешику за нарушение (например 5000 рэ за переход в неположенном месте) ситуация не изменится. Недавно повезло мне что чуть не сшиб паренька. Он походу "щипач" выскочил из трамвая (как раз закрывалась дверь) и перемахнул с ходу через перила. Мне повезло что он подскользнулся в этот момент и попал не под колеса а упал навзничь, чуть ноги ему не отдавил. В магнитогорске наблюдал за толпой бабок, которые не хотели переходить по переходу в 50 метрах. лезли по очереди под колеса, визг тормозов, все в черных отметинах от покрышек. Остальные ждут когда проскочит очередная бабка, смотрят на эти рискованные трюки и мат водителей и кидаются под колеса по очереди. А поток был очень плотный.
Даже если не увеличивать размер штрафа, но реально начать эти штрафы выписывать - эффект уже будет. Только гайцам влом возиться с пешиками - это же куча геморроя.
Хамы водители - это безобразие, но считаю самоубийством топать, пусть и по нерегулируемому, но пешеходному переходу, гордо глядя вперед не снижая скорости, и даже не пытаясь подумать хоть секунду - а успеет ли машинко остановиться, т.к. штраф - это фигня (это просто деньги, для кого-то большие, а для кого-то стоимость обеда и только), вот неужели свои кости не жалко, будь пешеход хоть тысячу раз прав, машина-то железная... А некоторые еще и мороженное на ходу открывают или журнальчег перелистывают... А родители, которые не учат своих детей переходить дорогу - вообще отдельная тема. Один раз чуть девочка на роликах на капоте не уехала, причем она целеустремленно гналась за своими друзьями и ей было абсолютно наплевать, что машина едет...
P.S. очень мне понравилось описание работы системы в случае сбитого пешехода http://the-blacky.livejournal.com/507607.html жестко, но, к сожалению, очень похоже на правду. Не дай бог узнать наверняка.