"Через 2-3 года продажи достигнут 100 тысяч "Датсунов" в год", - пообещал Карлос Гон
«Да’тсун» или «Датсу’н»? Я так и не понял, куда ставить ударение. Вторая часть его имени тоже будет вызывать вопросы: одни станут говорить на английский манер «он-ду», вторые по-латински – «он-до». Лично я планирую произносить «Да’тсун Он-Ду».
Самый интересный вопрос прозвучал в самом конце пресс-конференции. Едва глава Nissan Corporation Карлос Гон ответил, мероприятие тут же свернули, и осталось впечатление, что вопрос не совсем удобный.
«А сколько в японской машине японских деталей?», - спросили журналисты, и зал притих в ожидании ответа.
Очень сложно смутить человека, занимающего столь заоблачный пост в корпоративной иерархии, и Гон тут же парировал: «А что вы называете японскими деталями: сделанные в Японии, спроектированные японцами или сделанные для японского автомобиля?». Ответ времен глобализованной экономики. Современные машины не бывают чисто национальными, национальность размывается в мириадах экономических связей, и в итоге оказывается, что почти любой современный автомобиль – это автомобиль мира.
Не знаю, как вам, но по мне профиль машины удался. Granta кургузее
Но не Datsun же! Мы-то знаем, что внутри него «тележка» от Lada Granta, суть - набор «национальных», российских узлов, поэтому вопрос вполне уместен. «В нем будет как можно меньше японских деталей», - утверждает Карлос Гон и ссылается на ответы, которые он давал ранее: сегодня качество определяет не национальность запчастей, а корпоративная культура, кроме того, в условиях падающего рубля очень выгодно иметь автомобиль, почти полностью локализованный в России. Это, дескать, и есть залог высокого соотношения качества и цены.
Точная цена не объявлена, лишь порог в 400 тысяч рублей, за который on-DO не должен перешагивать даже в топовой комплектации. Правда, двигатель пока анонсирован один – 1,6 л (87 л.с.). «Датсун» расположится на полступени выше Lada Granta, заполнив собой промежуток между оной и совершенно новым Renault Logan, российский дебют которого ожидается со дня на день.
Интерьер частично напоминает вазовские машины, хотя по мелочи отличий набегает, и для бюджетной машины салон недурен
После пресс-конференции я нашел все-таки японскую деталь в новом Datsun. Это Юси Сайто, технический руководитель российского проекта Datsun. Он объяснил ситуацию более детально: да, Datsun on-DO использует в основном российские компоненты, во много унифицированные с Lada Granta. Но, говорит он, не надо думать, что мы просто взяли машину и надели на нее другой кузов. Нет, команда интернациональных специалистов, включая японцев, подвергла конструкцию «Гранты» критическому анализу, и сразу же внесла ряд изменений: усилили кузов, перенастроили подвеску и тормоза, добавили обратной связи по рулю, заменили сиденья, украсили интерьер новой аудиосистемой… Проще говоря, постарались придать российскому продукту толику японского перфекционизма.
Я говорю: но ведь качество машины зачастую определяется качеством компонентов, а в России с этим… кхм… не все гладко. «Да, поэтому мы будем вести постоянный и очень придирчивый мониторинг возможных проблем, - говорит Юси Сайто. – И если будут обнаружены слабые зоны, мы тут же будем реагировать».
Datsun отличается от «Гранты» и внешне, причем сильнее, чем я ожидал. Надо отдать должное японским дизайнерам (а «рисовали» его в Японии) – учитывая все ограничения, связанные с бюджетной концепцией автомобиля, он получился весьма гармоничным: более запоминающийся передок, более пропорциональный профиль, более стильная корма. Если технические изменения сделаны столь же ювелирно, я поверю, что Datsun окажется куда ближе к представлению о современном автомобиле, чем Granta.
Места на втором ряду здесь – как в «Гранте» (базы одинаковы). А вот багажник прирос в длину, и объем достиг 530 литров: больше чем у Solaris, Rio и Polo Sedan. И в отличие от «Логана», у Datsun можно сложить спинки задних сидений.
Говоря о позиционировании, Карлос Гон неоднократно упомянул слово risers, которое в вольном переводе означает «люди на подъеме». Дескать, вот у вас в России сейчас все на подъеме: и доходы, и рынок, и менталитет. И на этой волне появляются люди, чей уровень жизни наконец позволяет купить иномарку. Еще недорогую, не самую притязательную, но со всеми атрибутами: иностранным брендом, хорошим уровнем сервиса, а главное – заслуживающую доверия. Вот на таких людей и ориентирован слоган Datsun, состоящий из первых букв имени: Dream (мечта), Accessibility (Доступность), Trust (Доверие).
Много раз в разных интерпретациях Карлосу Гону задавали вопрос о состоянии российского рынка, геополитике и невыгодном курсе валют. Ответ был один: «Да, в краткосрочной перспективе российский автомобильный рынок ждут непростые времена, однако в будущем он все равно будет расти». Цель альянса Renault-Nissan-Автоваз – 40% рынка новых машин.
Продажи Datsun on-DO стартуют летом: в настоящий момент в Тольятти выпущено 20-30 автомобилей, однако они используются для испытаний и презентаций. Модель будет продаваться в отдельных салонах Datsun: на первом этапе, их будет 25 по России (в том числе, в Челябинске), в перспективе – сотня. Дилеры Nissan с хорошей репутацией, естественно, будут иметь некий приоритет при подаче заявки на дилерство, хотя это не жесткое правило. «Нас интересует мотивированность дилера, его настрой и возможности, а не только тот факт, что он уже работал с нами», - пояснил Карлос Гон.
Один из первых легковых Datsun: модель 12, выпускаемая с 1933 года (тогда Nissan и приобрел марку)
Сам по себе бренд Datsun отмечает в этом году столетие. Точнее, в 1914 году марка называлась DAT (по первым буквам имен создателей) и выпускала в основном коммерческие автомобили. Но с начала 30-х годов, когда японское правительство ввело налоговые льготы на малолитражки, компания спроектировала субкомпактный легковой автомобиль, названный Datson (вроде как «сын ДАТа»). Но «Датович» просуществовал лишь несколько лет, и в в 1933 году, когда компанию купил Nissan, имя изменили на Datsun ради благозвучия и ассоциаций с восходящим японским солнцем (sun). Интересно, что с конца 50-х и почти до конца 80-х все экспортируемые «Ниссаном» машины несли бренд Datsun, и во многих странах – в том числе США – о самой корпорации Nissan почти не знали.
Кто говорит, что японским машинам не хватает харизмы, не видел "Датсуны" 60-х и 70-х. Модель 240Z и ее потомки завоевали титул самого популярного и самого доступного спорткара своего времени. В США по ним с ума сходили
Это и стало причиной ребрендинга: японские боссы решили, что пора выводить на мировую сцену единый бренд Nissan. На мероприятие были потрачены сотни миллионов долларов, но американцы еще долго считали Datsun основной маркой, а Nissan – чем-то второстепенным.
А как вам Fairlady? (1967-1970)
На четверть века Datsun был забыт, и я, например, знал его только по старой (года 83-го) картинке-переводке на шкафу с машинками. В 2012 году Nissan решил актуализовать марку, чтобы дистанцировать машины для развивающихся рынков, подобно тому, как Renault отдала бюджетную ветку под крыло Dacia. В этом году продажи автомобилей под маркой Datsun стартуют в четырех странах: Индии, Индонезии, ЮАР и России. Правда, Datsun on-DO на базе «Гранты» адресован только нам, тогда как в других странах будет продаваться малолитражка Go на ниссановской платформе.
Карлос Гон не исключил, что в будущем российский Datsun on-DO будет экпортироваться на другие рынки, но пока главный фокус – на России. Помимо тольяттинского завода модель могут собирать в Ижевске, а до конца года обещают пополнить модельный ряд пятидверной версией.
Глава Nissan Corporation Карлос Гон - один из самых могущественных руководителей автокорпораций, от одного взгляда которого (подтверждаю) - мурашки по коже. Он прославился, как антикризисный управляющий, мастер снижения издержек производства и большой поклонник электромобилей. Он же возглавляет альянс Renault-Nissan, к которым недавно присоединился и АвтоВАЗ
Вообще проект Datsun производит весьма здоровое впечатление. В конце концов, большинство российских машин были не так уж плохи – подводили мелочи. Интернациональная команда инженеров должна избавить «Датсун» от них, и тогда на первый план выйдут традиционно сильные качества российской машины: привлекательная цена, практичность, приспособленность к условиям эксплуатации.
Ждет тест-драйва.
Винсент Коби - глава глобального бизнес-подразделения Datsun, руководитель проекта сотрудничества с АВТОВАЗом
Жером Сего - глава российского направления Datsun
Климат-контроль от рестайлинговой "Приоры/Калины"
А магнитола своя
|