Мой близкий друг отбыл на ПМЖ в Данию (рассказ «Я уеду жить
в Лондон» был написан раньше, так что некоторые параллели случайны).
Антон - такой же пробитый по автомобилям человек,
как и я. Думаю, доступ ко всем этим экспонатам «без пробега по России» был
одной из мотиваций для столь решительного шага.
Без машины там никак: маленькая деревушка недалеко от немецкой
границы лишена собственного сервиса, так что за банальной сосиской или пинтой
пива удобнее съездить в сопредельное
государство.
Для разгона он купил Alfa Romeo 147 2001 года выпуска за 400 тысяч рублей (по курсу в кронах, естественно). Признаться, цена
меня шокировала, ибо даже в нашей угнетенной пошлинами стране «Альфа»
такого года стоит этак 200-300 тысяч, к тому же, считается чем-то вроде
эксклюзива, тогда как в Дании – обычная ходовая малолитражка. У нас за 400 тысяч можно купить 5-летний Citroen C4 или что-то вроде того.
Но я шокирую вас еще больше: новый Peugeot 308 с 1.4 литровым мотором стоит
от 1.068 млн рублей! Седан Chevrolet Aveo –
от 854 тысяч, Skoda Octavia 1.4 TSI - от 1,33 млн, BMW 116i – от 2.368 млн.
Короче говоря, прайсы примерно в два раза выше российских, тогда как в соседней
Германии примерно сравнимы с нашими. Естественно, такие конские цены бьют по
вторичному рынку, поэтому даже десятилетняя малолитражка может стоить, как у
нас новая бюджетная иномарка.
Причина в огромных налогах на первую регистрацию машины –
как я понял, они составляют 180% от ее прайсовой стоимости. При последующей
перепродаже налог не платится, но он уже «зашит» в цену автомобиля. Налог
возвращается при реэкспорте, хотя самим датчанам от этого не легче.
В отличие от России, Дания обложила автомобили налогом ради
популяризации общественного и велосипедного транспорта. Полагаю, жителям
деревень такая концепция не сильно по душе, но деваться некуда.
Конечно, в Дании высокие зарплаты: например, мусорщик после
уплаты налогов оставляет на руках более 100 000 рублей, то есть
какой-нибудь Chevrolet Spark
сможет купить с 4-5 зарплат. Однако помимо приобретения автомобиля его нужно
содержать, а это – отдельный вопрос.
Мой товарищ заплатил за свою маломерку примерно 25 000
рублей ежегодного налога, плюс еще 25 000 обошлось ОСАГО (в России он бы
уложился в 6-7 тысяч рублей). Бензин стоит 1.5 евро за литр, то есть порядка 60
рублей, при этом езда на моторвеях с лимитом 130 км/час и безлимитных автобанах
делает даже «Альфу» довольно прожорливой – 10-11 л/100 км по трассе. Итого
примерно 6 рублей за километр. Учитывая некоторую удаленность деревеньки
от «цивилизации», это выливается в изрядные траты на топливо. Антон уже планирует продать "Альфу" и купить дизельный "Фиатик".
То, что привычно и посильно самим датчанам, может стать
сюрпризом для тех, кто планирует продержаться там какое-то время на пост-российских
деньгах. Мой товарищ знал об этих нюансах заранее, но меня его рассказы весьма
удивили.
Впрочем, и сами датчане особенно не шикуют: автопарк состоит
в основном из малолитражек и гольф-классников: Peugeot, Fiat, Alfa Romeo, Volkswagen.
Антон очень любит большие американские авто, и в
России у него был весьма харизматичный Jeep.
Теперь мировоззрение поменялось: «Я
посчитал, что с Jeep я
здесь угорю на четверть миллиона рублей в год просто по бензину без каких-либо
плюсов, так что эта тема закрыта».
А нельзя ли как-то
смухлевать: например, не ставить машину на учет? Он говорит, что нельзя: регистрировать
машину нужно в течение двух недель с момента покупки, иначе грозит серьезная
ответственность. Можно, конечно, поставить ее на учет на какого-нибудь
резидента Германии, но захочет ли тот рисковать, ведь все налоги и штрафы будут
приходить на его имя.
У датчан есть некоторые способы обойти закон. Например, от
налогов освобождается коммерческий транспорт, так
что по Дании ездят двухместные Porsche Cayenne, где вместо задних
сидений – погрузочная площадка. Для чего их владельцам такой «понт» - я, если
честно, не уловил. Видимо, не только мы любим пустить пыль в глаза.
Дикие налоги вроде бы должны выливаться в отменные дороги,
но Антон подтверждает мой чешский опыт:
отличные дороги на федеральных направлениях, но чем дальше в лес, тем чаще
вспоминается Копейское шоссе. «Даже откровенные выбоины встречаются, на которых
можно оставить подвеску. И в Дании, и в Германии».
Организация движения тоже не везде удобна: например, знаки
движения по полосам висят не над дорогой, а нарисованы прямо на асфальте, что
делает их почти неразличимыми на скорости 130 км/час и в плотном потоке. При
выезде со второстепенок здесь не принято уступать дорогу: обычно поток по
главной просто перестаивается в левый ряд, уступая правый второстепенщикам. «Они
прут, просто не глядя – нужно иметь это в виду», - говорит Антон.
На все это наслаивается безлюдность деревенских улиц (на них
просто нечего делать), унылость городов, которые если и имеют вкрапления
средневековой красоты – то лишь в центре, а также серая влажная погода: в эти
дни даже жиденький снег еще не сошел. По словам Антона, депрессия у датчан
считается уважительной причиной для не выхода на работу, причем этот недуг
датчане диагностируют у себя самостоятельно.
Но все это компенсируется возможностью зарабатывать
неслыханные по нашим меркам деньги (если знать язык) и жить в экологически
чистом районе в таун-хаусе. А уж кому что важнее – вопрос индивидуальный.
ТОП-10 популярных моделей в Дании в 2012 году 1.Volkswagen UP! 2. Toyota Aygo 3. Kia Picanto 4. Peugeot 107 5. Citroen C1 6. Skoda Citigo 7. Chevrolet Spark 8. Toyota Yaris 9. Kia Rio 10. Toyota Avensis
|