... роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть DRLCD...
Я хочу побрюзжать. Но прежде небольшая головоломка.
Ниже приведены три модели автомобилей и три производителя. Установите
соответствие:
- Astra, Superb, Focus
- Ford, Opel, Skoda
Легко, не правда ли? Немного усложним задачу
- CTS, CLS, ES
- Mercedes-Benz, Lexus, Cadillac
Справились? Окей, тогда копнем еще глубже: какие
бренды выпускают модели с названиями: ISF, EX, SRX, ASX, XV, DS5, CT200? Уже вспотели?
А у меня есть джокер. Какой из перечисленных кроссоверов Peugeot самый крупный, а
какой – самый компактный: 3008, 4007, 4008? Самый компактный – 4008, самый
крупный – 4007. Логично? Нет.
Раньше было проще: компании выпускали легковушки нескольких
размеров, отдельно – внедорожники, отдельно – микроавтобусы, и каждое модельное
направление имело свое имя: Polo,
Golf, Passat, Sharan. Ну или Ascona, Kadett, Omega.
Потом мир стал усложняться, и продуктовые линейки
наводнились моделями-мулатами, метисами и мутантами: кроссоверами, минивэнами, компактвэнами,
микрокомпактвэнами.
Как называть эти помеси? Компании, у которых модели имели
индивидуальные имена, стали добавлять к ним приставки, например, Volkswagen Golf Plus или Opel Corsa OPC.
Сложнее пришлось тем, у кого модели обозначались
буквенно-цифровыми индексами. Они попытались обратить недостаток в достоинство,
отражая в индексах внутреннюю логику процесса. К примеру, BMW стала обозначать полноприводные
модели индексом X, а Peugeot, которая в свое время
отбила право на нуль в центре индекса у Porsche, обозначает кроссоверы с помощью двойного нуля: первенцем
стал 4007 (кстати, не имевший никакого отношения к модели 407). Mercedes-Benz так удачно
стартовавший со своим алфавитом пришел к тому, что индексы стали двух-, а потом
и трехбуквенными: к примеру, G –внедорожник, GL – большой комфортный внедорожник, GLK –
компактный, а скоро появится еще более скромный GLA, а может быть, и GLB.
Проблема ровно в том, что мир усложняется дальше, а вместе с
ним пухнут буквенно-цифровые индексы. Понять их логику, а тем более запомнить
становится все сложнее, что особенно чувствуется, когда пытаешься объяснить не
фанату марки отличия CTS
от STS или i20 от ix25.
Кроме того, сложные индексы зачастую неблагозвучны, в чем я
убедился, начитывая закадровые тексты. По-русски «ай-икс-тридцать-пять» или «четыре
тысячи восьмой» звучит громоздко, и главное, не поддается жаргонному
сокращению. ВАЗ-2101 называли «единичкой» или «копейкой», а как называть
кроссовер «Хенде»? «Ай-икс-тридцать-пяткой»? Hyundai и так должна нам за то, что мы научились писать ее название без ошибок, а
тут еще аббревиатуры. Вот за «Солярис» спасибо – его уже прозвали «соляркой» и
сразу понятно, о чем речь.
Красиво выйти из положения попробовал Citroen, снабжая мини- и компактвэны
приставкой Picasso, а
для кроссоверов придумав C-Cross и Aircross. Впрочем, сходу все равно не
запомнишь, то ли он Airtrack,
то ли Multicross. Хуже
того, Citroen придумал люксовую линейку DS, с которой полная чехарда: DS3 – это люксовый C3, DS4 –
то же на базе C4, DS5 – то же на базе того же C4… Запомнили? А планируется
еще DS9…
Неверно думать, что автопроизводители не думают над решением
проблемы. Mercedes-Benz, модельный ряд которого сейчас
выглядит наиболее заморочено, решил упростить названия и скоро его модели
сможет запомнить и первоклассник: CLC, CLA,
GLC, CLE, SLC, SLR.
Легко, не правда ли?
Но это вершина айсберга. На платформе моделей создаются
гибриды, электромобили и другая передовщина и если в школе мы запоминали закон
Менделеева-Клапейрона (три дня на закон, день на название), то теперь
пытаемся понять, что значит Bluemotion и Hybrid4.
BMW в дополнение к
линейкам xDrive и sDrive скоро запустит новую –
eDrive, в рамках
которой займется озеленением модельного ряда.
Но это все ничто на фоне аббревиатур, которые
автопроизводители наплодили для электронных гаджетов. Система стабилизации, к
примеру, может называться ESP,
DSC, VDC, AFC, CST,
RSC, IVD, VSA, ASC или StabiliTrack.
А Lexus, модельный ряд
которого звучит как CT,
IS, GS, ES, LS, RX, GX и LFA предлагает для своих машин наборы электронных систем с
названиями AFS, AHB, VGRS, EMV, RSE,
BAS, VSC, AVS, ABS,
EBD, TRC, HAC, DAC
и, как вы догадались, AHC.
И это список только для одной модели – Lexus LX570.
Друзья, если так пойдет, через десять лет разговор в
шоу-руме будет звучать, как шифровка для Штирлица.
- Добрый день, вас что-то заинтересовало?
- Да, интересует эл-эс-пи-ди-ар.
- К сожалению, в настоящий момент прием заказов на эл-эс-пи-ди-ар
приостановлен, но могу посоветовать эл-эс-пи-ди-кей.
- Я так понимаю, у него нет ви-ди-си?
- Да, но есть о-эм-би-ви с ви-ар-дабл-эйч-пи.
- Вы имели в виду ви-эс-дабл-эйч-пи?
- Нет, речь о ви-ар-трипл-джей-уай, но без пакета
ди-си-ти-би.
Детский голос из-за спины:
- Папа, но ты обещал ди-си-ти-бииииии!…
Ну вот, побрюзжал. А где же конструктив, спросите вы? Не знаю,
если честно. Лично мне проще запоминать имена собственные, но их не напасешься.
На заре автопрома немало автомобильных названий почерпнули из учебников
зоологии, в ход шла латынь, да и просто благозвучные слова. Но вот кобры и
ягуары кончились, остались одни муравьеды с тушканчиками, так что лет двадцать назад
в моду вошли искусственные слова, прошедшие международную апробацию на
благозвучность, например, Yaris.
Но и тут случаются осечки, и я бы не прочь поглядеть в глаза тому умнику, кто
предложил Сash… Quash… Qashqai. Но даже Qush… Qashqui… блин, Qashqai – это нормальное слово на фоне всех этих i-MieV и прочих литерных.
И ведь главное, иностранцы – этим умные французы, немцы и
корейцы – со скоростью паровоза мчатся туда, где уже забрел в тупик советский
автопром. В СССР названия моделей были чем-то вторичным по отношению к их
индексам, которые соответствовали союзной классификации: помните 2101, а потом
21011, позже 2108 и 21081 и 21083 – и ни дай бог перепутать! У тебя «шестерка»?
Да ты что, у меня «шестьдесят первая»…
К счастью, АвтоВАЗ быстро понял, что при столь ограниченном
модельном ряду вложиться в хорошее название не так уж дорого, и появились «Спутники»,
потом «Калины», «Приоры» и «Гранты». А
вот УралАЗ работает по старинке, поэтому, если угодно, можете купить самосвал
583156 на шасси Урал-6370-1121. Я уверен, это совсем не то же самое, что шасси
тяжелого класса Урал-6370-1151, и тем более не путайте обоих с 63685-0110-03. О
как.
|