Когда сравнивают российских водителей с европейскими, чаще
всего акцентируют внимание на культуре вождения. Мол, там водители любезнее и
со второстепенок выпускают охотнее. У нас в этом аспекте наметился прогресс, и даже благодарить аварийкой научились почти
все.
Но есть еще одно существенное отличие: европейские водители - они… как будто просто
лучшие, чем мы, водители. В России
сложился стереотип, что круче тот, кто ездит быстрее. На самом деле,
постулат весьма бредовый, потому что, к примеру, нет ничего сложного нестись
200 км/час по прямой дороге на хорошей машине. Также как нет ничего сложного
вышивать по рядам – для этого нужно не столько мастерство, сколько пониженное
чувство ответственности.
Я имею в виду не эту «лучшесть». В Англии, к примеру, много компактных
кольцевых перекрестков (roundabouts),
причем кольцо – по умолчанию главная дорога. И первые дни при въезде на такое
кольцо по старорусской привычке мы дожидались «окон» пошире и потом чинно выкатывались на
перекресток. И со временем заметили, насколько мы медленны на фоне
аборигенов: они с поразительной точностью впрыгивали в узкие промежутки, очень
четко облизывали кольцо и съезжали с него, не сбавляя скорости. Этот чеканный ритм завораживал, напоминая
конвейер. Я думаю, такая манера езды существенно увеличивает пропускную способность перекрестов, и если бы ихних
водителей заменили на нас, уральцев, английская глубинка встала бы в одной большой
пробке.
На Мальте при поперечнике острова 27 км длина автомобильных
дорог превышает 2200 км, но дороги узкие, а с местом для парковки - катастрофа. В городах, которые почти не отделены друг от друга, популярная
параллельная парковка, причем – сверхскоростная. Допустим, едете вы по односторонней
улице, где слева и справа запаркованы машины, и находите свободный слот. Чтобы
попасть в него задним ходом, естественно, вы должны затормозить весь поток, а потому совершить маневр нужно, во-первых, очень быстро и в один заход, во-вторых –
прижать машину как можно теснее к бордюру. Вы бы видели, как там паркуются дамочки
на «пыжиках» - как будто у них глаза на бампере. Справедливости ради замечу,
что в Европе при парковках не возбраняется немного шоркать другие машин. По их понятиям,
бампер - это вообще расходник.
В Праге я зарулил на Skoda Yeti в какой-то тесный
квартал, и односторонняя улица вдруг стала сужаться. С замиранием сердца я
просочился в узкую горловину, как мне казалось, в миллиметрах от стен, и с
удивлением обнаружил, что за мной едет Porsche Panamera, который на 20 см шире "Йетика"... Гм...
Короче говоря, европейцы ездят гораздо точнее нас, что
особенно чувствуется в условиях ограниченного пространства или насыщенного
трафика. По сути дела, все эти умения отрабатываются на обычной асфальтированной
площадке без всяких автоматизированных автодромов, но беда в том, что никто не ставит перед нами подобную задачу. Позорный
гараж в автошколе бесконечно далек от реалий настоящей парковки, которую каждый
репетирует, как может.
А вообще, не помешало бы и нашим водителям научится не
только давить на гашетку, но и баранку крутить. Вот пример: перед поворотом налево нужно выезжать на трамвайные пути (если
нет знаков движения по полосам). Это сделано не просто так, а для увеличения
пропускной способности левой полосы в направлении «Прямо». И я удивляюсь,
почему многие так издевательски медленно выкатываются на рельсы.
Казалось бы, дал газу, пару раз крутанул руль и освободил полосу. Нет, мы
будем тащиться на холостом ходу, задерживая всех позади, зато потом шлифанем и помчимся сломя голову к
следующему светофору, потому что это признак высокого мастерства. Разумеется, мелочь,
но в принципе, из таких мелочей и складывается общий ритм дорожного движения.
С парковкой тоже похуже, чем у европейцев (и у меня в том
числе). На Воровского около областного суда остановка запрещена, но всем как бы
плевать. И при этом многие высаживают пассажиров, оставляя справа 20-сантиметровый зазор, потому что искусством параллельной парковки у нас не
владеет почти никто – не слишком нужно. А когда приспичит, ее выполняют, егозя
вперед-назад, пока шины не заскребут по бордюру. Для сравнения, мальтицы делают
это в один-два захода, причем в слот, длина которого лишь на полметра больше
длины самой машины. Дух захватывает.
Все сказанное, я думаю, относится скорее к качеству
подготовки в автошколах. Да и в принципе культа точной езды в России нет. А жаль. Я думаю, 20-30% пропускной способности дорог можно добрать только за
счет этого.
PS: но вообще, челябинцы, участвующие в автоспринте или штурманских ралли, конечно, рулят не хуже европейцев. Видел сам.
|