Тем, кто сомневается в перспективности электромобилей, быть
может, стоит узнать о китайском опыте. Очень
расширяет кругозор. Вот несколько любопытных фактов из этой области.
В 2009 году в Китае продавалось 10 млн электроскутеров
ежегодно, в этом году цифра должна удвоиться. Общий парк электроскутеров в Китае
насчитывает 200 млн единиц. Чтобы было понятнее, это в полтора раза больше, чем
жителей России. При средней цене электроскутера в $500, в 2011 году емкость
рынка достигнет примерно $10 млрд.
Под электроскутерами, в данном случае, понимаются и
традиционные мопеды с электрическим мотором и электровелосипеды. Собственно, отчасти это объясняет причины
популярности такого транспорта: велосипеды здесь вообще любят, а велик с электродвигателем
для многих китайцев стал первым моторизованным транспортом, поэтому скепсиса по
поводу его ТТХ они не испытывают.
Электровелосипеды дешевы и весьма эффективны. Я не нашел цен
на китайские модели, но вот пример американского электровелосипеда E-ZIPTrailz. Стоит $370 (около 10
тысяч рублей), если не крутить педали, на одной зарядке проезжает 16 км, а в «гибридном»
режиме - более 30 км. Крейсерская скорость составляет 40 км/час, за $120
можно докупить второй аккумулятор, который увеличит «рейндж» в два раза. То
бишь позволит проезжать 60 км за полтора часа без особых усилий.
Что касается полноценных электроскутеров, то от разнообразия
моделей рябит в глазах. Есть совсем простенькие складные электросамокаты, есть
нечто похожее на велики с массивными рамами, встречаются и очень симпатичные модели,
вроде вот этого АВАТ 3880. В Китае он стоит порядка $500, в России цена
утраивается, но все равно терпимо. Максималка – 38 км/час, пробег на одной
зарядке – 55 км/час.
Стоит отметить вторую причину лояльности китайцев к е-карам:
жители больших мегаполисов совершают поездки на короткие дистанции. Для них малая
дальнобойность электротранспорта не является препятствием, а его дешевизна и
мобильность очень ценятся. Для американского образа жизни электромобили
подходят плохо, а китайцам – в самый раз.
Насчет дешевизны я не погорячился: большинство моделей
оснащается свинцовыми аккумуляторами и стоят чуть ли не меньше собратьев с ДВС.
Попутно все больше новинок имеют опцию в виде литий-ионных батарей, но они,
естественно, ощутимо дороже.
Ажиотажный спрос на
электроскутеры заметил даже гиганты автоиндустрии, и на последнем автосалоне VW представил E-Scooter: симпатичный мопедик с максималкой 45 км/час и автономностью
60 км. Его позиционируют как премиум-скутер со светодиодными фарами,
кожаной отделкой и дорогим пластиком, а цена не должна превысить $1000.
И это только начало. Китайское правительство ведет
планомерную работу по внедрению электромобилей на улицы крупных городов. Так, в
Пекине с 2010 по 2015 год будет установлено 36.000 «медленных» розеток для
электротранспорта и 100 точек быстрой зарядки, плюс 10 сервисных станций и 2
завода по утилизации батарей. Это необходимо, чтобы питать не только армаду
скутеров, но и 30 000 полноценных электромобилей, которые выпустят на
улицы столицы уже к следующему году.
Основной акцент в рамках электромобилизации пока делается на
общественный и служебный транспорт. Пекин ввел в эксплуатацию любопытные электромобили компании WonderAuto:
зарядка от источника высокого напряжение занимает полчаса, последующий пробег достигает
300 км в нормальном режиме и 500 км в экономичном. Кстати, китайские
электротакси приобрело с помощью частного инвестора правительство
Ставропольского края, правда, стоимость каждого – $50 тысяч.
Любимый аргумент противников электромобилей – «грязное»
электричество, которое получается на тепловых электростанциях. Китайцы и тут
удивляют: в настоящий момент в стране работает 13 атомных электростанций, но в
течение семи лет их количество планируется довести до 110!
Стратегия электромобилизации выстроена китайским
правительством четко. Жители больших городов знакомятся с электротранспортом
через велосипеды и скутеры. Это приучает их к идее, что «е-мобили» дешевы в
эксплуатации и экологичны, а также вырабатывает привычку заряжать их ежедневно,
как мобильные телефоны. Тем, кто перерос электроскутер, предлагают следующую
ступень – легкие электромбили, вроде RenaultTwizzi, который создается, в том числе,
с прицелом на китайский рынок. Ну а затем наступает черед полноценных
электромобилей. В частности, Nissan исследует перспективы модели Leaf в Китае, ведь ее коммерческий успех
в Европе пока под вопросом.
Западные аналитики не вполне понимают одержимость правительства
Поднебесной электротранспортом. Инвестиции китайской стороны составляют
миллиарды долларов, как на дотации покупателям, так и на разработку новых
технологий. Зачем им это?
Причины банальны. С одной стороны, экология, и дело не
только в глобальном потеплении. Бензиновый мопед сложно сделать экологичным,
как современный автомобиль, и перенаселенные мегаполисы Китая просто
задохнуться, если страна массово пересядет на традиционные скутеры. Ту же самую
идею можно применить к автомобилям: китайский авторынок – крупнейший в мире (13
млн в год), и при таком росте парка качество воздуха в больших городах
становится первоочередной проблемой. К 2020 году китайцы планируют выпустить на
улицы городов более 2 миллионов полноценных электромобилей, и, не исключено,
что их планы сбудутся.
Вторая причина – попытки избавиться от нефтяной зависимости,
которая ставит бурную китайскую экономику в невыгодное положение. Комбинация
АЭС и электротранспорта дает больший простор для маневров в мире глобальной
экономики.
Я отнюдь не утверждаю, что нам стоит перенимать опыт
китайцев. У них велосипед – органичная часть пейзажа, зарплата в $10 в
месяц – отнюдь не нонсенс, а размах мегаполисов может напугать нью-йоркца. Поэтому
для китайцев электротранспорт всех видов является куда более логичным решением,
чем для россиян, европейцев и тем более американцев.
Но от китайского электронаваждения есть важный побочный
результат: они создают колоссальный спрос на современные аккумуляторы, моторы,
генераторы, мотивируя и свои, и западные компании работать в этих направлениях.
И это делает идею массового недорогого электромобиля все более близкой, так что
чем черт не шутит – может быть, когда-нибудь и мы, россияне, отдадим
предпочтение электротяге.
От электроскутера до электромобиля ровно та же пропасть, что от мотоскутера до автомобиля. Кто из здесь бывающих имеет скутер, и регулярно им пользуется для повседневных нужд? Сгонять во время пьянки за добавкой в отдалённый магазин, не рискуя лишиться прав - не считается.
Ну, они же не собираются останавливаться на скутерах. Да и к чему опять сводить разговор "кто из здесь бывающих имеет скутер". Я еще раз говорю, у них свой путь, для нас неприменимый, просто обилие электроскутеров в Китае (а 200 млн - это в 7 раз больше, чем автомобилей в России) создает условия для развития электромобильных технологий в принципе.Да, у скутера проще подвеска, два колеса, но литий-ионный аккумулятор принципиально близок к автомобильному.
На мой взгляд, развитие электроскутеров слабо помогает развитию электромобилей - слишком уж разные это девайсы. Аккумуляторы и в ноутбуках с телефонами используются те же самые, далеко не первый год - лучшего просто не дано.
Даже если компартия кетая примет волевое решение пересадить всех горожан на электромобили (допустим, такое возможно), потратит сотни нефти на внедрение, застроит всю страну атомными станциями - бум электризации транспорта будет локальным, не выходящим за пределы Великой стены.
Массовый спрос, безусловно, подтолкнёт развитие технологий. Но старые добрые литий-ионные/литий-полимерные аккумуляторы уже приблизились к пределу своих возможностей (молчу уж про остальные типы). Без глобального научного прорыва надеяться не на что. А британские учёные заняты клссифицированием какашек вместо изобретения чудо-аккумулятора.
В целом, со всеми доводами согласен, однако все же нельзя исключать некие непредвиденные повороты сюжета. По старой русской традиции, я верю в чудо )) В научно-техническое чудо
Кстати, в тему. Сведения слабоваты, конечно, ибо не помню, где читал, но в каком-то научном журнале были цифры. Лития-то старого доброго тоже не так уж много. Будут активно использовать - он быстрее кончится, чем нефть.
Если бы в продаже были складные скутеры я бы купила и положила в багажник машины, чтобы добираться до работы когда отдала машину в сервис, а в погожий денек так и вообще бы ездила на скутере через лес напрямую (живу на С-З, работаю в центре)
Я - автомобильный журналист ))) Поэтому сузил тему. А так-то, конечно. План со 110 АЭС позволяет понять из настрой, ибо сейчас они усеяли страну тепловыми станциями.
Клёво рассуждать об экологии, увозя радиоактивные отходы на другой конец планеты - на Маяк. Живя на этой свалке, рассуждения следует слегка подкорректировать
Ну, мы же говорим об экологии с точки зрения китайцев - им выгодно сливать все это к нам. А так АЭС довольно чистый источник энергии, тем более, когда территория позволяет расположить ее на отдалении от городов.
А касательно "Маяка" я уже писал, что АЭС на севере области - не такая уж бредовая идея, ибо радиоактивная угроза существует в любом случае.
Сейчас вроде все новые АЭС работают немного по-другому, чем 20 лет назад. От современных АЭС отработанное топливо является далее перерабатываемым. То что хранится и завозится на Маяк, это отработка со станций, построенных более 15-20 лет назад. Так что при строительстве новых АЭС проблем с отходами меньше - их можно переработать и дальше пустить в оборот или в топливо или в оружие ). Как я понимаю те проблемы с АЭС, которые есть, лежат сейчас в области безопасности и прочности самих станций... и это и то на достаточно высоком уровне.
Опа, как-то упустил я тему с электроскутерами, пошел прочёсывать интернет обязательно куплю на этот сезон, тока вот китайский не очень хочется, а диллеры VW, согласятся доставить такого под заказ?
Блин, не нашел ни одного оффиц. диллера хотя бы китайской техники у нас, ближайший в Е-бурге, а заказывать у перегонщиков - никакого сервиса и гарантий....печально...ни кто не хочет организовать прибыльный бизнес по продаже скутеров?
Я вот тоже подумал, почему у нас не торгуют электроскутерами из Китая? С учетом невысокой цены можно было бы простить им ненадежность и другие нюансы. Правда, не знаю, сколько стоит растаможка скутера.
соглашусь с парагоном засрать землю и воду по максимуму и при этом думать о снижении выбросов в воздух это както не очень а вот уменьшить зависимость экономики от нефти это для китая хорошая весчь
все их развитие направлено на экономику все остальное на 10 месте и я уже вижу что они будут завтра делать с 200 млн. свинцовых аккамуляторов
мда (Сегодня 07:40) __ Это к кому вопрос? Если ко мне, то я и хранить и заряжать собираюсь в гараже возле дома, там халявное электричество и полно места для хранения....так что весь вопрос теперь - где купить?
Никого не смущает летящая из-под других машин пыль с гравием? Про сырую погоду вообще молчу - каков шанс не выбросить одежду после такой поездки? Тут кто-то жаловался, что машину мыть бесполезно - моментально опять засирается. А одежду отмывать типа проще?
27 Paragon (Сегодня 07:48)__ Да нифига меня не смущает, я буду через парк на нем ездить, частенько через пешеходный мост у молодогвардейцев, там далее по тротуарам и без пыли и грязи, а одежду постирать можно....если это сильно смущает....тем более она все равно преимущественно из китая теперь....
Блин, интересно, а где китайцы заряжают и хранят свои 200 млн. скутеров? Сомневаюсь что там у каждого есть гараж и розетка в нем. Когда человеку что-то нужно он ищет возможности это сделать, а когда не нужно он ищет причины по которым не сможет этого сделать.
Справедливости ради замечу, что у китайцев электровелики и электроскутеры все же транспорт для бедных, то бишь о чистоте одежды рабочий фабрики или развозчик пиццы не особенно думают.
Что касается России, то тут, по-моему, дело вкуса. Лично я, если бы подсел на тему скутеров, купил бы легкомоющийся комбез и шлем.
я представил себя в кастюме и галстуке херачашим на электроскутере :)
выехал с утра солнце светит птички поют :) к вечеру ливень град на двое суток :) и все кастюм в урну :) а цены на некоторые костюму поболее чем этот электроскутер стоят :)))) именно по этому и велик отпадает потом потный на работе сидишь :)
Кстати, тут выплыло еще одно отличие Китая от России - там есть инфраструктура для использования великов, что делает возможным использование скутеров. Где подзаряжать? Если тема приобретает массовый характер, то протянуть розетки на каждую стоянку не проблема. Втыкаешь на ночь, платишь, допустим, 10 рублей сверх оплаты за стоянку.
Знакомый мотоциклист облачался поверх нормальной одежды в костюм, чем-то похожий на костюм химзащиты, только чёрный. А уборщица на работе всё время ругалась на него, что от его костюма срач в кладовке
никакими статьями вы меня не убедите в том что надо купить неведомую китайскую хуйню за 30 000 рублей :) а вот раз солнечный денек я вышел дошел пешочкам до проката сел доехал до другого проката сдал дошел до работы в выходные пошел в парк где инфраструктура для такой шняги развита дорожки скамейки, сасиски, вата, захател до карьера доехал захател через зоопарк прокатился, (детская железная дорога же работает) а тут фишка такая самоходные бусурманские павозки. ну можно тему развить но это уже не копейки выходят :)
Кстати, VW со своим E-Scooter именно такую концепцию и продвигает, только в более практичном ключе. Они хотят разместить терминалы проката около офисных зданий, в спальных районах, около парков и больших магазинов. Отдать скутер можно в любой точке, не обязательно там, где взял. Подобная схема работает, например, во Франции с велосипедами
Для мотоциклистов есть специальные дождевики и бахилы (легко помещаются в бардачке даже спортивного мотоцикла). Можно ездить в любую погоду. Подзарядку легко делать на стоянке, либо брать домой аккумулятор.
Это мне вопрос? Я думаю, подобные системы проката в плане инфраструктуры финансируются в первую очередь городом, а сам транспорт покупают уже операторы.
мне вот плевать на экологию, считаю эту тему раздутой, самый смак в экономии...считай бенза не надо, электричество халявное, бесплатный транспорт плучается, с такой постановой окупиться меньше чем за полгода при цене в 30 тыров. Да и прикольно это, на великах вон по парку толпы катаются и потеют, а тут можно спокойно без пота прокатиться....блин щас подумалось...а как там уровень зарядки определять? как на сотовом чтоли? В общем взыл бы незадумываясь, тока негде..
Да, даже у великов есть индикатор зарядки, у мопедов еще и борт-компьютер. Обычно после полной разрядки они еще пару километров могут протянуть на мигающей лампочке ))
Тут велики, конечно, предпочтительней. Даже если разрядился в пути, педальками доедешь. А со скутером сложнее, придется в кафе напрашиваться для подзарядки, и потом два часа у них кофе по 90 рублей чашка покупать.
Ставить бензобак, который надо держать наполненным - иначе какая от него польза? И 200 Вт будет маловато даже для движения ползком, мне кажется. А городимый огород убьёт все преимущества электроскутера.
Да ладно, модель с 500 вт движком делает 30 км/час, можно прикинуть максмалку с 200 вт - 20 км/час (исходя из кубической зависимости мощности и максимальной скорости). Бак на 1,5 литра проблемы не создаст. Пользоваться им не каждый день придется. Преимущества электротранспорта сохраняются в полной мере, бензогенератор несколько увеличит цену, но в китайском исполнении будет стоить гуманно ))
Идея с резервным бензогенератором используется во многих концепциях электромобилей не только китайскими фирмами, почти всеми европейскими, на их языке называется range-extender, что-то вроде "удлиннитель дальнобойности". Если делать кустарно, будет Франкенштейн, а в заводских условиях можно очень красиво запроектировать. И топливо продавать в полторашках сразу: залили выкинул.
Электромобиль, даже маленький - это довольно большая груда железа. Добавить туда бензогенератор хоть и неудобно, но можно.
Скутер - девайс маленький, простой и дешёвый. Корячить туда бензобак (пусть маленький, но там вообще-то огнеопасный бензин, так что пластиковой сиськой не обойтись), топливопровод, ДВС, генератор - совсем другой уровень. Конечно, здесь эти запчасти меньше и жиже, но зависимость габарита и массы от мощности отнюдь не линейная. Стоимость же вообще станет мегапроблемой.
На случай разрядки тоже всё давно уже придумано. У мотоциклов есть так называемый резерв. Т.е. едешь себе, загорается лампочка - есть еще 40-60 км по городу. Потом мот глохнет. НО, можно переключиться на резерв и еще 20-30 км проехать до заправки. Думаю, на электро - технике подобное реализовать не проблема.
Здесь проблема в другом. Резерв - это бесполезный балласт, который вы всегда возите с собой. Лишний килограмм бензина - это доли процента от веса мотоцикла. Скутер сам по себе в разы легче мотоцикла, а удельная ёмкость аккумулятора - в разы (на порядки?) хуже бензина.
мда (Сегодня 12:45)__ "Товарищ, а вы неправы" Цитата из фильма "Афоня". Если ваш социальный статус и отношение к вам ваших знакомых и коллег зависят от того в каком костюме ВЫ пришли на работу или на какой машине приехали...мне вас жаль....видимо вас поднимут на смех свидив на скутере....мне опять вас жаль....вы не сможете чувствовать себя в своей тарелке на скутере....опять жаль. Да и полмиллиарда китайцев - слишком весомый аргумент при такой принципиальной позиции.
Почему-то в наших краях среди скутеристов львиную долю составляют малолетки и, скажем так, странные взрослые люди. Их странность видна хотя бы по манере ездить - все автолюбители с этим знакомы. Что, скутеры появились только на прошлой неделе, и ещё не успели получить распространение? Нет, всё-таки причина в другом.
Климат, безобразные дороги и перегрузка электросетей говорят о том ,что все это даст ис фантастишь
"Китайцы и тут удивляют: в настоящий момент в стране работает 13 атомных электростанций, но в течение семи лет их количество планируется довести до 110!" ____ А кто им строить то стока будет? Полный цикл строительства АЭС составляет порядка 5-6 лет. Т.е. чтобы построить 110 АЭС надо начинать их строить сейчас. Имхо китайцы в очередной раз сами себя накажут.
Артем, зимой на двухколесном очень опасно ездить, не только, потому что холодно (одеться теплее действительно можно), но и потому что поскользнуться можно запросто - гололед, снежные колеи. про грязь и дождь: на скутерах пластиковые облицовки и лобовое стекло будут вас защищать от грязи и пыли. про дождевики Surfer уже написал. вощем, это все реально, даже на Урале, вот только не пользуется двухколесный транспорт у нас популярностью. во многом работают стереотипы - на общ транспорте ездишь - лошара, на машину не можешь заработать. на двухколесном - придурок, лучше б машину купил. :-)
Крупнейшая тайваньская автомобильная компания Yulon Motor показала на Шанхайском автосалоне концепт Luxgen Neora. Автомобиль представляет собой люксовый седан с полностью электрической силовой установкой, которая состоит из литиево-ионной батареи емкостью 48 кВт·ч и электромотора мощностью 241 л.с. Этот агрегат способен разогнать Neora до 100 км/ч менее чем за 6,5 секунд; максимальная скорость электромобиля составляет 250 км/ч, а пробег до подзарядки аккумулятора – 400 км. Сама подзарядка до 80% емкости батареи занимает всего один час.
И чей конец считать счастливым? Прототип жизнерадостного Карлсона, получается, покончил жизнь самоубийством. А не сделай он этого - его бы повесили по решению суда. Клёвая сказка, мне нравится:)