Фото предоставлено ГИБДД Челябинска
На них возложили всю ответственность за грядущее подорожание и натурализацию ОСАГО: дескать, в одном только 2016 году черные автоюристы положили в карман 25% всех выплат по ОСАГО, что составляет порядка 40 млрд рублей. Больше, чем иные госпрограммы помощи авторынку. Но все-таки, как работают черные автоюристы и действительно ли они корень зла?
В недавнем релизе «Российского союза автостраховщиков» автоюристов делят на две категории, которые грубо можно назвать «честные, но жадные» и «жадные, бесчестные». Первые работают в рамках правового поля, но злоупотребляют его возможностями, вторые занимаются мошенничеством.
Со порследними все понятно. Они организуют подставные ДТП, фальсифицируют экспертизы, подделывают доверенности и исполнительные листы. Что интересно, жертвами организованных банд иногда становятся и сами автоюристы, выкупая права на подставные ДТП.
Однако невозможно отделаться от впечатления, что если фальсификации имеют место, их нужно выявлять и привлекать к ответственности авторов, а не грозить повышением тарифов для автомобилистов.
Еще интереснее категория автоюристов, которые действуют в рамках закона, и все равно вызывают острую неприязнь страховых. Их считают если не мошенниками, то где-то на грани.
Схему работы таких автоюристов мне прокомментировал директор Уральского окружного филиала СК «Согласие» Тимур Жаппаспаев: «Придите к любому пункту разбора ДТП — сразу несколько человек вам предложат юридические услуги. Они работают по двум направлениям. Первое — клиенту сразу же внушается мысль, что выплаты будут затянуты и занижены, и что, оплатив их услуги, клиент ничего не потеряет: он получит максимальную выплату, а гонорар юриста включат в судебные издержки, причем гонорар этот может быть совершенно нерыночным. Вторая схема — это «мгновенный» выкуп прав требований. В этом случае проводится оценка повреждение и клиент получает 50-70% от суммы в обмен на переуступку прав требований. После этого юрист кладет себе в карман все, что сможет отсудить. Помимо 30-50% за счет «дисконта» при выкупе прав требований, навар может включать, например, завышенную стоимость оценки. Так, если при обращении клиента услуга стоит порядка 2 тысяч рублей, то страховым выставляют счета на 10-15 тысяч».
Эксперт также отмечает, что ситуация специфична для Челябинска — например, в соседнем Екатеринбурге по каким-то причинам активность «черных автоюристов» значительно ниже. Этот факт отражен в максимальном территориальном коэффициенте Челябинска — 2,1. Такой же только у Мурманска, во всех остальных городах, включая Москву, он ниже.
По данным РСА, активизация автоюристов началась в 2012 году, когда Верховный суд постановил, что закон о защите прав потребителей распространяется в том числе на ОСАГО. Это привело, например, к возможности взыскивать помимо суммы ущерба еще и штраф в размере 50% от оной, а позже добавилась возможность получать пеню в размере 1% за день просрочки выплат. В РСА также отмечают, что если раньше штрафы шли в пользу государства, то теперь они составляют «маржу» автоюриста.
По словам исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, отдельной проблемой для страховых является инкассовое списание средств. В этом случае необходимая сумма изымается со счетов компании по решению суда, и даже если это списание неправомерно, разбирательства затягивают на долго время, а сумма как правило уже не возвращается, даже если был доказан подставной характер ДТП.
И конечно, страховые все больше страдают от распространения липовых полисов, которые также бывают двух типов: полностью поддельные или напечатанные на подлинном бланке, но недействительные. Причем нередко их продают клиенту под видом настоящих.
Суммирую. От деятельности «черных автоюристов» страдают в равной степени как страховые, так и клиенты — десятки миллиардов утекают из отрасли в неизвестном направлении.
Но перекладывать проблему на автомобилистов путем удорожания ОСАГО или других непопулярных мер — это значит не решать ее, а лишь отсрочивать полный коллапс отрасли.
Проблема решается в двух плоскостях. Во-первых, необходим тщательный контроль над документооборотом для исключения «липы», и это — зона ответственности страховых, судов и других действующих лиц. Во-вторых, налицо необходимость изменения законодательства, и возможности здесь, судя по всему, безграничны.
Так, можно запретить переуступку прав требований, что автоматически снизит азарт автоюристов, которые уже не смогут играть на разнице между ценой выкупа и реальным ущербом. Штрафы необходимо взыскивать в пользу государства или автовладельца. Стоимость оценки и услуг автоюристов нужно ограничивать законодательно для исключения абсурдных тарифов.
Фактически, речь идет о тонкой настройке законодательства для исключения злоупотреблений. Сами страховые признают, что многие автоюристы де-юре ничего не нарушают, и их деятельность вызывает вопросы лишь морального толка. А если это наносит вред отрасли, самое время что-то поменять в законодательстве, а не катить бочку на людей, которые попросту играют по предложенным правилам.
И кому, как не страховым — суть, крупному бизнесу — занимать лоббированием соответствующих изменений? Вместо этого РСА уже несколько лет ищет путь наименьшего сопротивления, предлагая меры, которые в большей степени бьют по автомобилистам. Но ведь повышение тарифов не решает проблем — лишь увеличивает потенциал рынка для мошенников.
Уже весной нас ждет переход на натуральное ОСАГО, которое, по замыслу, должно избавить рынок от «черных юриков». Так ли это — покажет практика, но что-то мне подсказывает, что черные юристы всех оттенков появляются там, где есть конфликт и дыры в законодательстве. И если оба компонента останутся при натуральном ОСАГО, услуги юристов останутся востребованными.
|