Друзья, я уехал
в отпуск и далеко. Чтобы блог не пустовал,
нашел диск с резервной
копией старых материалов, которые писал еще в доавточеловскую эру (в
основном, для «За рулем»). Многие, конечно,
вызывают трогательную улыбку, но
кое-какие показались любопытными даже
сейчас, спустя 8-9 лет.
Эта статья
написана в 2006 году. К сожалению, не знаю
дальнейшую судьбу этой машины и ее
героического хозяина.
«А вам слабо?»
Провокационная фраза,
сказанная лучшим другом, предопределила
три года жизни Юрия, заставив ввязаться
в сомнительную затею. Сомнительную?
Когда открылись
покосившиеся ворота гаража затея
перестала казаться сомнительной. Она
стала безнадежной. В гараже стояла
мертвая Fiesta 1979 года
выпуска, жалкая и кривая, да еще в курином
помете. Стояла себе и продавалась всего
за 6 тысяч рублей. «Слабо купить?» -
спросил друг. - «А??»
Месть
Эта Fiesta
родилась несчастливой. Отъездив свое
в Германии, в конце 90-х она попала в
Россию и осела в поселке Коркино, где
зажила по-деревенски: на ней возили все
подряд, от дров до картошки, и непременно
с перегрузом. Как-то, волоча полный кузов
грязных клубней, она сдалась – мотор
«закипел» и заклинил. Владелец, вместо
того, чтобы дать двигателю остыть, начал
раздраженно откручивать пробку радиатора.
Кипящий антифриз ударил в лицо парня
шипящей струей. В результате – тяжелейший
ожег и полтора года сложных операций.
Выйдя из больницы, он
разыскал злополучную Fiesta
в гараже отца и свел счеты. Выбитых
стекло и нескольких «лобовух» с окрестными
столбами показалось мало, и последнее
пристанище машина нашла на дне коркинского
карьера.
Сушеный Mustang
Два месяца Юрий приходил
в себя: поступок оказался идиотским.
Помимо битого кузова у Fiesta
обнаружились тяжелейшие «переломы»
деталей подвески и опор двигателя, а
краска вздулась из-за небольшого пожара
в курятнике, где Fiesta
умирала последний год.
Но отступать не
по-пацански. Юрий разобрал Fiesta,
провел дефектовку и обнаружил, что кузов
машины неплох, разве что мятый, «механика»
тоже живая – двигатель заводился даже
после рокового «клина». Не хватало
мелочевки: проводки, интерьерных деталей,
расходников. И тут попалось объявление
о продаже другой неудачливой Fiesta
1986 года, с битым передом.
Встал вопрос, какую
машину восстанавливать. Fiesta
второго поколения имела неактуальный
зализанный передок, а первая смотрелось,
как американский раритет – ни дать, ни
взять, «сушеный Mustang».
Итак, восстанавливаем Fiesta
MkI, первый переднеприводный
автомобиль корпорации Ford.
Вторая волна отчаяния
накатила на Юрия, когда выяснилось, что
в начале 80-х фордовские инженеры не
сидели без дела, и многие узлы, например,
передняя подвеска, у двух поколений
Fiesta различаются. Сломанные
рычаги пришлось варить, кое-что
перетачивать, кое-где мастерить
«гибридные» детали.
И все же машина встала
на колеса и на буксире покатила в
«Автоцентр-Лада» на реинкарнацию кузова.
Начальная цена вопроса – 6 тысяч рублей.
Но когда срезали пороги и провели
тщательный осмотр, цена возросла до 25
тысяч. А забрать машину нельзя – без
порогов кузов просто сложится. Юрий
снова закручинился и недели две проклинал
друга с его «слабо» . Но потом собрался
с духом, нашел деньги, и на 4 месяца Fiesta
попала во власть «пластических хирургов».
По прозвищу «беда»…
Тожественные проводы
Fiesta из автоцентра по
эмоциональному накалу могли сравниваться
с запуском космического корабля. Ахи,
слезы и белые платочки. Провожать ее
вышло пол-автоцентра и лично сам директор.
Но Fiesta
родилась несчастливой. Первая неприятность
– недокрученное по вине шиномонтажников
колесо сорвалось со ступицы и разворотило
свежевыкрашенное заднее крыло. И снова
правка, снова покраска. Только-только
новая эмаль покрылась первой пылью, как
в зад Fiesta приехала другая
машина, да так основательно, что крышку
багажника пришлось заимствовать от
«запасной» Fiesta.
А еще через годик начал
помирать двигатель– можно было
восстанавливать, но он был маломощным
и шумным, объемом всего 1,1 литра. Поэтому
Юрий откапиталил мотор от второй Fiesta,
попутно увеличив объем двигателя с
прежних 1,39 литра до 1,47 литров за счет
установки вазовских поршней с диаметром
цилиндра 79 мм (вместо прежних 77 мм).
Целый год был потрачен
на восстановление «внутренностей»,
поскольку салон бюджетного автомобиля
конца 70-х выглядел затрапезно: голый
крашеный металл, тонкая обивка и идиотская
инструкция по пользованию коробкой
передач на панели приборов. Теперь в
нем появились кожаные сиденья, радикальные
обшивки, перекрашенная панель приборов
с тюнингом комбинации, обтянутый флоком
потолок, плюс килограмм 50 шумовиброизоляции
и аудиосистема, с которой машина даже
выступала на соревнованиях по автозвуку.
И она бегала: за три
года Юрий накатал более 50 тысяч километров:
многочисленные поездки по области,
автопробеги до Новосибирска… При этом
расход топлива на трассе – 5 литров на
100 км, правда, максималка невелика –
около 120 км/час. Но Fiesta
родилась несчастливой.
15 января 2006 года в
который раз встал вопрос: в ремонт или
на свалку? На этот раз в бок припаркованной
Fiesta влетела «девятка», и
без свидетелей умчалась, оставив
развороченную дверь. И снова в муках и
сомнениях родилось решение – Fiesta
будет жить.
Кстати, накануне нашей
встречи Fiesta словила на
капот выброшенную из окна бутылку. Но
на фоне ее невезучести это и впрямь
пустяк – балончик с краской и три часа
работа.
А у нас Фиеста!
Оглядываясь на пройденный
путь, Юрий рассуждает:
– Конечно, труда в
машину вложено неимоверно много и для
большинства автомобилистов это не путь.
Но есть в таком подходе плюсы. Во-первых,
не считая аварий, машина обошлась мне
порядка 120 тысяч рублей, которые я
выплачивал «в рассрочку», и я стал первым
в институтской группе, у которого была
своя машина, а не папина. К тому же, она
делалась именно для меня: я выбирал
цвет, я выбирал отделку салона, колесные
диски и прочее. Я завел кучу новых
знакомых: примерно по 100 человек в год
в течение трех лет, что восстанавливалась
Fiesta. Но главное,
я получил бесценный опыт реставрации
машин и в этой Fiesta
могу перебрать любой узел – великолепная
школа! Подумываю, чтобы заняться этим
профессионально.
Модель Fiesta
родилась в середине 70-х, когда тяжелейший
нефтяной кризис сделал маленькие машины
необходимой составляющей модельного
ряда всех крупнейших производителей.
Fiesta рождалась в муках.
Генри Форд II ни в какую
не хотел видеть фамильную эмблему на
передке неказистого микроба: мини-автомобили
– это мини-прибыли, бухтел он. И тогдашний
вице-президент Ford Motor
Company Ли Якокка в тяжелых
баталиях со скептиками во главе с самим
Фордом вытрясал из скупого Генри денег
на проект Fiesta. Проект стал
самым дорогим в истории корпорации и
обошелся в 2 миллиарда долларов. Но
Fiesta пошла столь успешно,
что неверующие быстро ретировались: на
сегодня распродано порядка 20 миллионов
Fiesta пяти поколений. Это
был настоящий прорыв, спасший Ford
от кризиса на европейском рынке.
Юрий Александров сделал
тоже самое, что и Ли Якокка, только в
меньшем масштабе – отстоял право Fiesta
на жизнь. И это тоже подвиг.
Артем КРАСНОВ Фото автора
|