Mercedes-Benz E-класса 2002 года выпуска стоит дешевле нового Citroen C4. Искушение?
На волне нашего проекта «Новая против бэу», очередная серия которого готовится (Ford Focus 2010 против Lada Kalina), я решил несколько упорядочить информацию о рисках, связанных с покупкой подержанного авто.
Вообще плюсы бэушек очевидны, чисто для протокола повторю. Машина будет крупнее, мощнее, престижнее и лучше оснащена. Скорее всего, бесплатно достанется сигнализация, коврики, комплект зимних шин и прочие «допы» - в среднем, только на этом экономится этак тысяч 50. Подержанные машины меньше теряют в цене: если новая машина обесценится за пять лет на 30-50% (в зависимости от марки, класса и состояния), то пятилетка потеряет за это же время 15-30%. Наконец, многие ценят возможность обслуживать машину без официального дилера, что для новых машин нередко сопряжено с потерей гарантии (хотя обоснованность этого не вполне однозначна).
Как вы знаете, за полмиллиона два года назад я купил новый C4 (со скидкой). Один знакомый за те же деньги взял полноприводный Mercedes-Benz E280. Машина, что и говорить - самолет. О такой только мечтать. Для самоуспокоения сделал табличку с ценами на некоторые запчасти.
Цены на запчасти
Наименование
|
Citroen C4 1.6 16v 2011
|
Mercedes-Benz E280 4Matic 2001
|
Оригинал
|
Неоригинал
|
Оригинал
|
Неоригинал
|
Диск сцепления
|
5400
|
1200-3000
|
13750-15200
|
2000-16500
|
Амортизатор
|
2900
|
1700-2500
|
9600-10600
|
9000-10900
|
Ступичные подшипники, комплект
|
3300-4500
|
800-4000
|
3500-5400
|
800-2300
|
Генератор
|
15700
|
7900-10000
|
43 000-51000
|
6000-47000
|
Рулевая рейка
|
20000-34000
|
15000-51000
|
103000-124000
|
28000-122000
|
Комплект поршней
|
47500-54000
|
4200-5800
|
66000-78000
|
-
|
Понятно, что пока «Мерс» работает исправно, мой выбор выглядит ущербным. Если что-то сломается, будет наоборот.
А теперь, собственно, о рисках подержанки.
Убитые авто
В глобальном смысле «убить» автомобиль можно двумя способами. Первый — серьезное ДТП и некачественный последующий ремонт. Второй — небрежная эксплуатации и пропуски ТО.
Битая машина — это не приговор. Главные риски здесь — нарушение геометрии кузова, плохая сборка после ремонта и возможная коррозия в местах восстановления. Тщательный визуальный осмотр специалистом с наметанным глазом обычно позволяет отличить битую машину, но есть и инструментальные методы: измерение толщины ЛКП специальным прибором и диагностика в автосервисе (включая измерение геометрии кузова). Например, у машин с нарушенной геометрией кузова могут быть проблемы с регулировкой развала/схождения. О том, как отличить битую от небитой – читать здесь.
Любой автомобиль, а тем более высокого класса имеет массу дорогостоящих узлов: двигатель, коробка передач, полноприводная трансмиссия... Важно убедиться, что все эти узлы не дышат на ладан. Надежный рецепт один — диагностика в автосервисе, заслуживающем доверия. Так, например, «потеющий» амортизатор у машины премиум-класса может вылиться в расходы порядка 5-15 тысяч рублей, но полностью убитая муфта полного привода Haldex, которая используется на многих кроссоверах, для иных моделей стоит порядка 200 тысяч рублей!
Кто-то справедливо заметит, что ломучие модели есть и среди новых автомобилей, но как минимум, они имеют гарантию 2-3 года (для некоторых корейских машин — 5 лет).
Естественный износ
Не надо питать иллюзий, что если подержанная машина — в идеальном состоянии, она не требует вложений. Множество элементов подвержено естественному износу, и обычно к 100 тысячам километров побега накапливается критическая масса деталей, которые необходимо заменить планово: элементы подвески, ремень привода ГРМ и т.п. Поэтому плановое ТО на 60-100 тысяч километров пробега для многих машин в 2-3 раза (а иногда и в пять раз) дороже «среднестатистического» ТО на малых пробегах. Скажем, если в среднем за ТО «Дастера» берут 6400-6600, то на 60 тыс. км - около 20 тысяч рублей. Для Audi A4 Allroad Quattro каждые 30 тысяч проводится ТО ценой более 40 тысяч рублей, у Mercedes-Benz GLK на 60 тысячах есть ТО под 55 тысяч.
Есть вероятность, что при покупке автомобиля в возрасте 4-5 лет вам придется проводить подобные мероприятия, поскольку предыдущий владелец, скорее всего, не вкладывался в машину, которую планировал продавать. Можно делать не по дилерским расценкам, но все равно это расходы.
Юридические нюансы
Это самые большие риски, связанные с подержанными авто. Если «убитый» авто еще можно отремонтировать, то машину с нечистой историей могут изъять без каких-либо компенсаций новому владельцу.
По большому счету, опасностей две: нарваться на угнанный экземпляр или машину, находящуюся в залоге у банка или ломбарда, которую кредитор изымает через суд. К сожалению, сегодня в кредит продается половина новых машин и вероятность попасть на жуликоватого продавца, который не расплатился с банком, присутствует.
Причем, чем старше машина – тем больше технические риски, чем моложе (до 3 лет) – юридические.
Налоги и страховки
Многие отдают предпочтение подержанному автомобилю, потому что за те же деньги можно взять вариант мощнее и больше. Но это влечет повышенные эксплуатационные расходы: дороже ОСАГО и больше транспортный налог (особенно, если мощность переваливает критическую отметку 200, тем более 250 л.с.). Каско для подержанных авто во многих страховых дороже для подержанных машин, причем иногда разница достигает двукратной величины. Скорее всего, более мощный и крупный авто будет отличаться повышенным расходом топлива. Вот табличка из недавней статьи, где мы сравнивали две машины за 850 тысяч: новую Skoda Octavia 1.6 MPI и Volvo XC70 2008 года выпуска.
Сравнение налогов, страховок и расходов на топливо*
Параметр
|
Skoda Octavia
|
Volvo XC70
|
Страховка каско, руб.
|
Калькулятор 1
|
51 500
|
101 486
|
Калькулятор 2
|
61 965
|
93 585
|
Калькулятор 3
|
44 134
|
68 868
|
Прочие расходы
|
ОСАГО (калькулятор), руб.
|
4752
|
6336
|
Транспортный налог, руб.
|
2750
|
9250
|
Расходы на топливо**, 1 год, руб.
|
43 700
|
55 100
|
* Расчет носит ознакомительный характер и проведен для следующих условий: страховая стоимость – 850 тыс. руб, водитель – мужчина, 30 лет, 12 лет стажа, проживает в Москве. Автомобиль Volvo XC70 (185 л.с.) приобретен 1 июля 2008 года, автомобиль Skoda Octavia (110 л.с.) – 1 апреля 2014 года. Противоугонное устройство отсутствует, сумма неагрегатная, без франшизы, ремонт на станции ТО по направлению страховой. Риски: угон + ущерб.
** Вычислены на основании паспортных данных о среднем расходе топлива для ежегодного пробега в 20 тыс. км (для Skoda – двигатель 1.6 MPI). Стоимость бензина АИ-95 – 32,6 руб/л, стоимость дизтоплива – 33,2 руб/л.
Невечные
Многие помнят неубиваемые Mercedes-Benz W123 или Volvo P40, наматывающие миллионы километров без серьезного вмешательство (одна из таких машин даже занесена в книгу рекордов Гиннесса).
К сожалению, время «вечных» авто проходит. Требования к снижению себестоимости привели к тому, что современные машины — даже дорогие — зачастую не настолько долговечны, как их предки.
Конструкция машин становится все сложнее, появляется больше капризной электроники, а иные производители балуются деталями с программируемым ресурсом — аккурат до истечения гарантии. Не будем обобщать — машин много и у каждой свои нюансы. Но в целом автомобили, выпущенных в последние 10-15 лет, требуют больше внимания, чем их более простые предки.
С возрастом автомобиль «устает»: например, кузов подержанной машины обычно теряет жесткость. Вкупе со старыми амортизаторами это может не оставить и следов отточенной управляемости, которой машина славилась в новом состоянии.
Резюме
Я вовсе не стремлюсь склонить кого-то в пользу нового авто. Правильно подобранная подержанная всегда выиграет у новой по цене-качеству. Главное, свести упомянутые риски к минимуму.
Изучив всю эту нудную статистику, я пришел к выводу, не стоит увлекаться подержанным премим-классом, если он в принципе не по карману. Скажем, одно дело вместо нового Ford Focus купить подержанный, но сравнимый с ним по классу Nissan Qashqai – думаю, в этом случае расходы на эксплуатацию подержанной будут плюс/минус сопоставимы. Но насколько увеличиваются риски непредвиденных расходов (в том числе, от ДТП), если за те же деньги взять что-нибудь люксовое с могучим мотором и кучей допов.
Подержанное авто – это экономия денег при покупке и последующей продаже. Новое авто – это снижение расходов на эксплуатацию. Какой из факторов перевесит, сказать сложно: по большому счету, все зависит от возраста и состояния бэушки.
Для себя выбираю все же новые – повышение класса мне менее принципиально, чем беспроблемная эксплуатация хотя бы в первые годы.
|