Блог Артёма Краснова
Вторник, 29.09.2020, 05:07

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Декабрь » 1 » Быть ли свидетелем?
20:10
Быть ли свидетелем?

Фото с autochel.ru и к описываемому происшествию отношения не имеет - просто для иллюстрации

В ноябре 2012 года я стал свидетелем последствий лобового ДТП на трассе: подъехал, видимо, минуту или две спустя непосредственно аварии. Машину, шедшую в километре или двух передо мной, закрутило на дороге. Она пробила снежный вал посреди трассы и врезалась во встречный автомобиль. Обошлось без пострадавших, кроме разбитых лиц и автомобилей, но все были в шоке, кто-то громко ругался, остальные с трудом сознавали произошедшее. Я вызвал полицию (112) и оставил свой номер участникам аварии.

И вот спустя два года меня вызывают в суд в качестве свидетеля. Наверное, можно было не являться – вызов был устный от одной из участниц происшествия, но я решил пойти. Требовалось рассказать, что я видел. Хотя прошла два года, основные моменты все равно остаются в памяти.

Конечно, в казенном здании с желтой мебелью, где ходят люди в черных мантиях, сидят отчаявшиеся старушки, а мвдэшники в зимней амуниции ведут под ручки подозрительных типов, чувствуешь себя, примерно как в травматологии. Люди сидят на краешках скамеек, намотав авоськи на руки или прижав к себе папки, и молча ждут чего-то, иногда пускаясь в ненужные объяснения, пересыпанные грозной канцелярщиной. А главное, ты кожей чувствуешь – это для своих ты прозрачный человек, а для местных обитателей еще один потенциальный лжец, так что не жди любезностей.

Меня вызвали довольно быстро, и все длилось минут семь – судья задала несколько вопросов, я ответил как можно детальнее, на этом все закончилось. Тот факт, что свидетелям не нужно высиживать по несколько часов на заседании, меня весьма обрадовал.

Как я понял, больше всего суд интересовало состояние автомобилей – почему, не знаю. Атмосфера в суде суровая, так что лишних вопросов я задавать не стал – без меня разберутся. Как минимум пожалел, что не сделал хотя бы пары снимков места ДТП, но в тот момент это казалось пошлым.

Я не первый раз становлюсь очевидцем ДТП, и каждый раз стараюсь оставить одной из сторон свой номер телефона. Пригодилось это кому-то, правда, впервые.

Вообще у водителей, видевших ДТП, нет обязанности оставлять свои данные, но даже если инцидент мелкий, чисто по-человечески нужно не полениться, притормозить в безопасном месте и попросить кого-то записать ваш телефон, чтобы затем сообщить эти данные ГИБДД. Свидетели, внесенные в протокол, особенно ценны.  

Инициативу лучше проявить самому, потому что в первые минуты люди находятся в гневе или растерянности и туго соображают. Им кажется, что осмотреть бампер – это гораздо важнее, чем записывать чей-то телефон, хотя на осмотр бампера у них будет еще часа четыре.

Понятно, что ваши показания, скорее всего, принесут пользу одной сторону и навредят второй, потому разумней оставлять контакты водителю, который, на первый взгляд, невиновен. Помимо прочего, такие действия снижают мотивацию второго участника врать слишком нагло.

Исходя из нынешнего опыта, я понимаю, что невредно сделать несколько снимков, хотя бы для себя. Также можно записать себе некоторые обстоятельства происшествия, потому что они выветриваются очень быстро: погоду, видимость, состояние дорожного полотна, марки машин, наиболее очевидные повреждения. Понятно, что все это должно фиксироваться и сотрудниками ГИБДД, и самими участниками, но если вас вызовут в суд, не стоит путаться в элементарных вещах, а именно они забываются быстрее всего.

Вообще свидетельские обязанности могут оказаться муторными и обременительными. Андрей Винников как-то ездил на съемку последствий тяжелого ДТП с несколькими погибшими. Поскольку он имел видеозапись, и это оказалось отражено в протоколе, через пару лет его вызвали в суд: из-за тяжести происшествия дело тянулось очень медленно. Так вот, во-первых, ему пришлось посетить два или три заседания, во-вторых, в какой-то момент он почувствовал себя совсем неуютно, потому что судья задавала одни и те же вопросы, пытаясь поймать на несоответствиях со сказанным им же месяц назад. Ему задавали вопросы, на которые он в принципе не мог ответить, пытались склонить к той или иной точке зрения и чуть ли не подозревали в попытках исказить факты. Тут уместно напомнить, что за дачу ложных показаний и уклонения от дачи показаний предусмотрена уголовная ответственность, о чем накануне суда ты даешь расписку.

В иных случаях, если за дело берется совсем ушлый адвокат, против честного свидетеля могут выставить нескольких подставных и обвинить в даче заведомо ложных показаний.

Я рассказал это для того, чтобы вы отчетливо понимали о возможных неудобствах свидетельского «труда». Понятно, что по мелким ДТП обычно все проходит более гладко, но если есть пострадавшие, а тем более погибшие, заинтересованные стороны могут проявлять большое рвение. На свидетелей могут давить – тоже не исключено.

Поэтому останавливаться или нет, оставлять свои данные или нет – решать вам. Но чисто по-человечески я все равно думаю, что нужно останавливаться и не скрывать свои контакты, потому что в иных случаях это может спасти кого-то от колонии и драконовских расходов. Что касается рисков и неудобств…  Ну, таковы наши реалии.

Тут важно понимать, что расследование ДТП может вестись по-разному. Скажем, если был регистратор, он заменит дюжину свидетельских отчетов. А если нет? Тогда сотрудники ГИБДД фиксируют расположение транспортных средств, тормозные пути, осыпь стекла, погодные условия, повреждения машин и так далее. Экспертиза затем вычислит некоторые параметры, нужные для установления виновности, скажем, по тормозному пути определяется скорость транспортного средства (естественно, с приличной погрешностью).

Но штука в том, что все эти формальные методы далеко не так универсалны, чтобы заменить свидетельские показания. Во-первых, некоторые моменты вообще нельзя установить расчетным путем – скажем, какой свет горел на светофоре. Во-вторых, даже в расчетных методах зачастую не обойтись без показаний свидетелей: скорость пешеходов или наличие других транспортных средств, закрывающих обзор, может зафиксировать только видеокамера или человек. Даже скорость машин нередко вычисляют по показаниям других участников движения, потому что такая штука, как трасологическая экспертиза, в России почему-то не в чести, а тормозного пути может быть вообще не видно – снегом замело. Ну и в-третьих, даже сотрудники ГИБДД далеко не всегда скрупулезно отмечают существенные детали ДТП, и свидетельские показания могут привнести ясность. Короче говоря, без очевидцев, по сути, никуда, и чем их больше, тем больше вероятность установить правду.

Кстати, из сказанного выше следует, что увидев ДТП, стоит запомнить все существенные детали и обратить внимание на какие-то мелочи, хотя суета вокруг помешает это сделать. На самом деле, большинство ДТП скоротечны и случают внезапно, но все-таки некоторые нюансы мозг фиксируют сразу и довольно четко: ваша задача лишь закрепить их в памяти или на бумаге.

 Что касается суда, я избрал для себя простую тактику: внимательно слушать вопрос, отвечать конкретно на него, не объяснять того, о чем не спрашивают, говорить уверенно и без двусмысленностей. С одной стороны, полезно вспомнить произошедшее накануне, с другой, я отказался от идеи вызубрить речь, потому что понятия не имел, какие вопросы зададут, а заученный текст звучит фальшиво. Если вы действительно все видели, то даже через несколько лет сможете описать ситуацию достаточно подробно.  

Ну и напоследок: все сказанное выше не исключает необходимости помочь тем, кто пострадал. Это скользкая тема, потому что первую помощь не умеет оказывать почти никто (я вот не умею), а правило «Не навреди» тут важно, как никогда. Как минимум нужно расспросить пострадавшего об ощущениях (при звонке в скорую спросят от этом), затем вызвать помощь и сделать хотя бы те процедуры, в которых вы уверены. Например, если на дворе зима, человек лежит на земле и у него не поврежден позвоночник, можно подложить под него теплые вещи. А вообще тема неисчерпаемая – надо бы углубиться.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 860 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: ДТП | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 15
1 zemen   [Материал]
Как-то случайно года 4 назад заснял на регистратор, как под камаз выскочил школьник-велосипедист. Длилось все какие-то секунды, заметить и запомнить, как в действительности было дело, без видеозаписи оказалось малореально. Обошлось без жертв, только синяками и ссадинами велосипедиста. Хорошо, если урок им был усвоен, ибо находиться в том месте он вообще не должен был.
Оставил свой телефон водителю камаза, потом он приезжал и забрал файл с записью. Чем кончилось для него - не знаю. Думаю, что без последствий, раз не дергали меня, хотя и ожидал. Думаю, если бы не просматривал видос, мало что за такое время запомнилось бы. Так что съемка - не только не вредна, но и полезна. 
Интересен момент касательно уголовной ответственности за дачу ложных показаний: есть ли такая практика в отношении привлечения свидетелей, если в суде устанавливается правота одной из сторон, когда на другой стороне свидетели выступают с противоположными показаниями? Думается, муторное это дело и малодоказуемое, ибо поди докажи, соврал свидетель или ошибся, потому что всего лишь человек и был уставший после работы.

0
2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Все правильно сделал. Съемка, тем паче зафиксированная в протоколе, это почти исчерпывающее доказательство, если, конечно, на ней все видно. Ведь чтобы установить детали, приходится десятки раз видео пересматривать, а вживую все хлоп и произошло - и какова достоверность таких свидетельств? В иных случаях почти нулевая.

Насчет дачи ложных показаний: не думаю, что суды направо и налево привлекают свидетелей, но иметь в виду надо. Думаю, там еще нужно доказать еще факт умысла, например, что тебе передали взятку или по телефону подговорили, так что да, муторно, скорее всего.

5 Wolverine   [Материал]
По словам человека, занимающегося экспертизой ДТП и участвующего в судебных разборках, есть профессиональные "свидетели", которые случайно проходили мимо и все видели.

0
6 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Да это понятно, но все-таки для профессиональных свидетелей нужны "подмазанные" судьи, ибо поймать человека на лжи не так уж сложно, плюс такой свидетель не будет фигурировать в первоначальном протоколе, то есть отношение к его показаниям будет более настороженное

3 Аяврик   [Материал]
Лет двадцать назад в Рязанской обл. было дело. Увидел мужика, лежащего на обочине, остановился, помочь хотел. Приехали гаишники и скорая, меня пригласили выполнить священный долг гражданина. В больнице мужик помер, и я из свидетеля превратился в подозреваемого. Правда, всего сутки за решёткой просидел, но впечатления остались. Так что если ситуация неоднозначна и других свидетелей нет - ну его, этот гражданский долг.

0
4 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Жесть ситуация. С другой стороны, проехал мимо такого человека, и потом сколько лет будешь его вспоминать? Хотя, конечно, в те сутки за решеткой тоже всякого успеешь передумать...
Но все равно респект, что остановились.

8 Paragon   [Материал]
Несколько лет назад увидел ночью на встречной обочине тело — заметил в последний момент, резко тормозить было опасно, проехал. Удивительно было, что все едут мимо, никого рядом с телом нет. Несколько минут мучился сомнениями "а вдруг там человек умирает" — сделав нехилый крюк, развернулся, вернулся к телу. Оказалось, пьяный мудак прилёг поспать прямо на дороге. Пинками отогнал его подальше от дороги, уехал с чувством выполненного долга.

В другой раз опоздал на работу из-за того, что встрял в разборки двух водителей из-за ДТП. Пострадавших не было, но ремонт был весьма дорогостоящий. Как показало дальнейшее развитие ситуации, без моих показаний и записи с регистратора виновным признали бы невиновного.

Когда-то давно из-за глупого стечения обстоятельств ночевал в обезьяннике, но моего мировоззрения это не перевернуло. Сделать покерфейс и проехать мимо считаю форменным ублюдством.

0
9 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Тыща плюсов

1
7 Рыся   [Материал]
Правда, по-человечески, да, ну его  - этот долг. А с другой стороны, а если сам там окажешься,  не приведи господи.  Хочется. чтобы кто-то всё-таки остановился и помог. Поэтому Ваш первый порыв - это самое важное, человеческое, а сожаление, что так вляпался. а мог и проскочит - это от лукавого.

Так что огромный респект за тот порыв! Зачтётся!

10 Аяврик   [Материал]
Цитата
Оказалось, пьяный мудак прилёг поспать прямо на дороге.

Этим летом побывал в аналогичной ситуации. Метров сто возвращался пешком, чтобы в очередной раз убедиться, что пьянство - это зло. Остальные лишь по рации трындели:"Может, помощь нужна? Остановитесь кто-нибудь, посмотрите!"
Дело, думаю, не столько в равнодушии, сколько в неверии в наш "самый гуманный в мире".
Кстати, пока я чалился, из КамАЗа слили солярку, спёрли две запаски и из кабины по мелочи. Ладно хоть полипропилен, который я вёз, никому не понадобился... А можно за свою доброту попасть так, что всю жизнь не расплатишься. Так что, Миша, порой это не ублюдство, а знание российских реалий.

0
Я не уловил: пока вы шли 100 метров, кто-то успел слить солярку? Фигасе жулье шустрое

12 Аяврик   [Материал]
"Чалиться
отбывать наказание,находиться под аpестом".
Это к посту №3 =)

0
А, ну понятно ))) Уверен, вам зачтется. Где-то теряем, где-то находим

15 Paragon   [Материал]
Цитата
А можно за свою доброту попасть так, что всю жизнь не расплатишься

При всём уважении, описанный выше невероятный случай — абсолютно уникальный и неповторимый. Один на миллион. 999999 раз равнодушно пройти мимо чужой беды, оправдываясь гипотетическими сложностями непредсказуемого масштаба — по меньшей мере неубедительно. Больше смахивает на принципиальную позицию "мне пох ваши проблемы, пока они меня не трогают".

14 HQ74   [Материал]
Один раз заснял на регистратор спорное мелкое дтп. Сказал невиновному что есть запись. Тот отмахнулся, типа не надо. Но телефон оставил ему таки. Не позвонил никто. Видно все нормально решилось. Когда регистратора не было то всегда был свидетелем массы дтп , часто тяжелых. Когда завел регистратор. Воообще прекратились аварии практически. Вот таким образом я покупкой регистратора уменьшил аварийность в городе. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |