Итак, Британия смачно харкнула в открытое евроокно и с нетерпением первоклашки ожидает, что же будет дальше (прилетит обратно или нет?). Боссы автоиндустрии тем временем ощутимо напряглись, потому что времена беспошлинно-безграничного благоденствия в Европе подходят к концу, а новой парадигмы пока не придумано.
Исконно британский автопром умер уже к концу 90-х, оставив после себя горстку легендарных брендов (Mini, Land Rover, Lotus), которые перешли под протекторат иностранных фирм. Но Британия остается одним из ключевых автомобильных рынков Евросоюза (лишь чуть меньшим, чем лидер - Германия), а главное, имеет мощнейшие производственные ресурсы. В чем-то Британия повторила судьбу Россию, и когда национальные фирмы умерли или были куплены иностранцами, превратилась в гигантскую сборочную площадку. В Британии работают заводы Nissan, Ford, Toyota, General Motors (марка Vauxhall), BMW (марка Mini), Volkswagen (марка Bentley), не говоря о несметном количество небольших фирм, ориентированных на автоспорт и производство суперкаров (Lotus, McLaren, Ariel, Noble).
Неудивительно, что 9 из 10 опрошенных топ-менеджеров автоиндустрии в Британии и Европе высказались против выхода королевства из Евросоюза. Три основных причины – это риски потери единого рынка, отказ от свободного перемещения рабочей силы и утрата единой нормативной базы. Британия, к слову, производит порядка 1,5 млн автомобилей в год и 1,3 млн из них экспортирует, причем львиная доля (57% всего выпуска) уходит в Европу. И если европейцы «опошлят» эту продукцию, британский автопром может столкнуться с проблемой перепроизводства, примерно как посткризисный российский.
Современный автопром построен по образу и подобию самого Евросоюза – национальные границы размыты в обоих случаях. Так было не всегда. На заре становления автопром каждой страны имел национальные черты, например, британцы строили быстрые, но капризные машины, французы отличались большой креативностью, итальянцы сочетали красоту и скорость с невероятной ломучестью, коньком немцев было техническое совершенство и надежность, а шведы делали ставку на долговечность. Сегодня же национальные черты в автомобиле раздуваются, скорее, маркетологами, тогда как в реальности почти все массовые машины интернациональны и в основе своей одинаковы. Скажем, до недавнего времени в России продавались Nissan Qashqai, собранные на английском заводе в Сандерленде из компонентов, сделанных в десятках стран Европы и Японии. При этом сам автомобиль разработан альянсом японской (Nissan) и французской (Renault) компаний, во главе которых стоит бразилец Карлос Гон, хотя он так часто говорит о благоденствии Renault, что многие считают его французом. Впрочем, вернемся к Британии.
Помимо сборочных производств на острове располагается огромное число инженерных центров (например, Ricardo) и производителей компонентов (например, GKN). Важен для автопрома и рынок капитала, а Лондон является одним из крупнейших финансовых центров Европы. Для автомобильной промышленности Европы отсечь Британию – все равно что сделать себе обрезание. Не смертельно, по мнению многих даже полезно, но, черт возьми, больно.
Общее мнение боссов автоиндустрии выразил во временя Женевского автосалона весной этого года глава Mercedes-Benz Дитер Цетше, заявив, что Brexit станет колоссальным ударом для его компании. «В последние 70 лет Европа превращалась из континента войны в единое сообщество. Мы не всегда двигались в одном направлении и синхронно, но перспектива того, что процесс повернулся вспять, ужасна».
Собственно, а что страшного произошло? Британцы проголосовали за выход из Евросоюза, и даже ярые поклонники Brexit толком не понимают, что он означает. Они напевают себе под нос что-то вроде «перемен требуют наши сердца», но что следует за этими переменами пока не знают.
Вероятнее всего, Британия воспользуется статьей 50 Лиссабонского соглашения, и процесс «расстыковки» с Европой начнется не ранее чем через два года. Большинство автомобильных компаний, комментируя Brexit, придерживаются формулировок business as usual (бизнес по обычной схеме) и указывают лишь на легкие фрустрации в связи с периодом неопределенности.
Между тем в глубине их мозговых штабов уже началось бурление, поскольку планирование в автопроме ведется на десятки лет вперед, и британский прецедент создает такое количество рисков, что их невозможно игнорировать.
Главный риск – возведение барьеров по границам Ла-Манша. Для Евросоюза сейчас крайне важно отхлестать ренегатов и вытравить у других стран идею экзита. Поэтому новые соглашения с Британией вряд ли предложат им больше выгод, чем в условиях единого рынка. Британия вносила в кассу Евросоюза около $20 млрд ежегодно, и как минимум, ей придется тем или иным образом компенсировать эти потери.
Исполнительный директор инжиниринговой компании GKN Найджел Стерн, комментируя перспективу выхода Британии из Евросоюза, сказал: «В случае выхода, очень вероятно, мы получим некое соглашение о свободной торговле с Европой, однако оно поставит британские компании в невыгодное положение по сравнению с нашими европейскими партнерами».
С ним соглашается его коллега Гамил Мэйгал, глава компании Magal Engineering: «Кто-то в самом деле верит, что Евросоюз предложит независимой Великобритании лучшие торговые условия после выхода?»
Это плохие новости для обеих сторон, потому что большинство автопроизводителей в Британии имеют иностранный капитал и иностранных хозяев. Аналитики сходятся во мнении, что многие предпочтут поставить на паузу ряд инвестиционных проектов в Британии или попытаются перенести часть производств на континент. Так, глава GKN Найджел Стерн заявил, что с учетом масштабов европейского рынка его компания рассмотрит возможность сместить центр тяжести на заводы, работающие на территории Евросоюза.
Короче говоря, ситуация может обернуться фарсом, как при дурном разводе, когда он забирает рояль, она забирает гарнитур, а любимое кресло пилят пополам. Главное – чтобы ничего общего.
Brexit несет в себе риски дальнейшего раскола Европы, и возгласы о выходе слышны, например, во Франции. А это – еще одна крупная держава-автопроизводитель. В конечном итоге, обострение внутренних дрязг может вынудить автомобильные компании частично вернуться к концепции национальных автопромов, которые обслуживают интересы собственного государства и дружественных ему сателлитов. Страны, затеявшие экономическую вражду, всегда найдут способ придушить внешних конкурентов с помощью пошлин или нормативов.
Почему для автопрома так важна глобальность? Потому что она позволяет экономить. Вы выбираете регион с хорошей логистикой, доступной рабочей силой, недорогими ресурсами и сговорчивыми профсоюзами. Вы штампуете машины миллионными тиражами и получаете скидки от производителей компонентов. Вы продаете одну и ту же модель на десятках рынков, нивелируя расходы на ее разработку.
Но ведь в прежние времена национальные автопромы умудрялись как-то выживать и получать прибыль? Да, но и машины были проще. Из средств безопасности были поясной ремень да кожаная шапка, а слово экология применительно к машинам звучало, как ругательство. Сегодня же именно нормативы в области безопасности и экологии представляют главный вызов для автопроизводителей. Забота об этом так сильно повышает себестоимость, что без прицела на глобальный рынок и тотальную унификацию сегодня не выживают даже премиум-марки.
По странному совпадению накануне Brexit в Европе поднялась невероятная «электромобильная истерия», и несколько стран и концернов, включая европейского лидера Volkswagen, поклялись отныне и впредь положить все силы на то, чтобы в период с 2030 по 2050 годы автомобиль с классическим ДВС (включая гибриды) был забыт, как страшный сон. Эта невероятная по амбициозности задача предполагает, что уже в 2022-2025 годах большая часть крупных автопроизводителей прекратит совершенствование автомобилей с бензиновыми моторами и дизелями, переключив фокус внимания на электромобили. Разумеется, если между европейскими странами-производителями возникнут стены непонимания, столь сложные проекты могут оказаться мертворожденными. Поэтому Brexit может изменить не только лицо Евросоюза, но и мирового автопрома.
Ну почитал я немного про Брексит...видимо выход подразумевает денонсацию сразу всех союзных соглашений с ЕС и политических и экономических и трансграничных...а Англии всё это как раз и нужно, кроме выхода из зоны свободной (беспошлинной) торговли...т.е. участие во всех договорах, кроме торгового они и хотят прекратить, а европа как раз и давит на потери связанные с ограничением доступа на свободный рынок ЕС...но тут палка о двух концах, т.к. все основные предприятия на территории UK - часть транскорпов и отрезать себе ногу заради какой-то там европейской солидарности не будет ни один фольксваген...глубже в структуру экспорта/импорта англии я не полез...но думаю умные люди туда смотрели до меня...катастрофических последствий не будет это точно...долгосрочный эффект пока не понятен, но понятно, что при сохранении текущего положения ситуация только лишь постепенно ухудшалась во всех сферах...теперь есть шанс на её стабилизацию и в перспективе на развитие...кароче бриты как всегда держат нос по ветру...ну и теперь я ставлю на полный распад ЕС в перспективе 5-7 лет...
Проблема Brexit - это та же проблема, что у наших либералов или майданных деятелей. Им главное добиться слома системы, и эта задача настолько застит глаза, что дальше этого момента они не смотрят. Это как в анекдоте: Парень: Может, выпьем винца? Девушка: А давай. Молчание. Девушка: А дальше что? Парень: Не знаю... До сих пор даже до винца не доходило.
Поэтому сегодня даже главные брехитеры не могут внятно сказать, будет ли применена статья 50, и если будет, то когда и так далее. Фактически, они имеют сейчас это решение с перевесом в 4%, кучу недовольных, сепаратистские настроения в Сев. Ирландии и Шотландии, но не имеют понимания, что со всем этим теперь делать. Европа, теоретически, может придушить Британию очень серьезно, как раз из-за глобальности производств и рынков.
А последствия сейчас сложно предсказывать, их будет много, в основном частности, но общая картина нарисуется лет через 5, наверное, не раньше. Многое будет зависеть от настроений отдельных лиц в БрРитании и ЕС, плюс от того, последует ли кто-то за Британией на выход.
Мне кажется, что это заблуждение...план у них есть, при чем давний и проработанный...за каждым из этих Борисов Джонсонов (и прочих сторонников отделения) стоит влиятельный клан, который давно просчитал для себя все риски...и раз уж они пошли на отделение - значит последствия нахождения в ЕС были для них еще хуже...такие вещи просто так не происходят...потрачена уйма денег на эту компанию...кем? С какими перспективами? То, что официальные лица этой компании сейчас откровенно жуют сопли, не означает, что их работодатели тоже не понимают что делать, просто у них команда такая - пока жевать сопли...
Думаю, все не так радужно. Хотя могу и ошибаться. Даже, наверное, буду рад ошибаться. Евроскептицизм в Европе вошел в моду, поэтому самый простой способ выйти из тени истеблишмента на передний план - это сесть на эту тему. Потому что люди ее хорошо воспринимают, она им что-то обещает. Так что большая часть брехитеров - по сути, популисты. То есть Брекзит вполне мог бы быть нормальной инициативой при сильном и вдумчивом лидере, и не факт, что эффектный Борис им является. Пока не очень похож. И да, есть центры влияния, которым выход несет определенные выгоды, но в основном речь о каких-то узконаправленных выгодах для данной конкретной отрасли/сегмента. Или больше даже о политических выгодах, о возможности получить власть в мутной воде. Но для общества в целом главным плюсом, наверное, является возможность закрыть границы от мигрантов. Если говорить об экономике, то понятно, что единые рынок, нормативная база и доступ к рабочей силе - это мощные козыри, и, я думаю, они с лихвой компенсировали взнос в 20 млрд долларов в общую казну, ибо ВВП Великобритании 2,7 трлн фунтов, и кстати, их экономика неплохо себя чувствовала внутри Евросоюза. Автопром уж точно не бедствовал. Теперь мы что имеем: назревающую свару в стане брехитеров (типичный сценарий революции, когда после ее успеха начинается грызня среди бывших соратников), перспективу раскола королевства, перспективу серьезных проблем с Евросоюзом, раскол внутри британского общества и так далее. Со всем этим нужно работать и очень тонко. Реальные последствия будут не скоро, а вот психологические уже начались, и те, кто вчера еще голосовал за брекзит, завтра спросят с того же Бориса за качество их жизни. Главное, что Британия вступила в довольно длительный период неопределенности, и это почти наверняка приведет к падению уровня жизни в среднесрочной перспективе. А уж как дальше сложится - сказать сложно. Может, еще ногами креститься будут, что вовремя отстыковались.
Да нет, мне тоже кажется, что англичане растерялись. Вылезать из удобного кресла всегда не хочется. Но плюсов для них больше. Каждый конкретный человек пострадает, мы это помним по развалу СССР, а в целом Англия сдюжит.
Насчёт распада ЕС, тоже сомневаюсь. Такое не каждая страна может себе позволить. Чтобы уйти карлику, нужно заручиться поддержкой великана.
А вот что мне безмерно нравится в этой ситуации - это то, что евробюрократы получили по морде. Им нужно переформатировать свою работу, а то их-то как раз сметут народные массы.
Насколько я понимаю, сейчас Брюссель сделает всё, чтобы нового референдума пока не было, а потом, когда экономическая стабильность закачается, трудно сказать, чей голос громче окажется: популистов или реалистов.
Ну, вообще-то, не хотелось бы развала ЕС. Людей очень жаль. Простых людей.
Сам термин "выход" слишком многозначен, чтобы говорить о какой-то определенности. Но, я думаю, пути назад нет, на самом деле. Поглядим. То бишь отношения с ЕС, понятно дело, останутся, но это будет иной формат и куча самых разных следствий.
А вообще за этим цирком интересно наблюдать. В эти минуту Найджела Фаража (главное британского евроскептика) освистывают в Европарламенте. А он малорик, назвал всех бездельниками с трибуны, мол, он один что-то реально сделал ))) Короче, градус повышается. Show must go on
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]