Невозможность приструнить таких утырков без муторного хождения по инстанциям - большой изъян для гражданского общества
Бородатая идея о распятии нарушителей по записи с любительского регистратора получила новую жизнь. В начале года власти заговорили о такой возможности «щисто теритически», а на днях появились подробности, которые свидетельствуют о серьезности намерений. Срок запуска проекта — до конца 2016 года, а обсуждение поправок в КоАП идет на портале regulation.gov.ru.
Главный дефект любительских записей — сложность их верификации. Подделать госномер на фотографии сможет школьник; на видео это сделать сложнее, поэтому нужен хотя бы студент. Ему же по силам подменить цвета светофора, а кое-где подмалевать разметку. Не меньше проблем с идентификацией даты, времени и места нарушения. К слову, точное время важно для исключения двойных и тройных наказаний за один и тот же маневр, зафиксированный несколькими регистраторами.
Мы дозвонились до одного из главных автомобильных законотворцев, депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, который рассказал интересные детали. «Все на мази», - заверил он. - «Готовьтесь и дрожите» (не в таких формулировках, но по смыслу подходит).
Решить проблему подлинности записей предлагается с помощью официального приложения, которое можно установить на смартфон, планшет или продвинутый регистратор. Приложение позволит вырезать из видеоролика фрагмент нужной длины и отослать его напрямую в соответствующие подразделения ГИБДД, однако исказить саму запись, ее дату и время будет невозможно. Разработкой занимается МВД совместно с Минсвязи. Если так — аплодирую.
Процедура наказания по «хоум видео» будет аналогична таковой в случае с камерами видеофиксации, то есть штраф выпишут на имя владельца транспортного средства, а он волен вручить его тому, кто на самом деле проказничал за рулем. Штраф придет по почте, а личные данные автора видео разглашаться не будут — разве что по решению суда.
Все это потребует некоторых изменений в законодательство, но после того, как ради камер видеофиксации отменили презумпцию невиновности, особенных проблем быть не должно. Достаточно приравнять смартфоны с приложением к средствам автоматической видеофиксации и внести еще несколько менее критичных уточнений. Собственно, в обсуждаемом проекте поправок в КоАП появилось понятие "программно-технические средства видеозаписи", которое подразумевает любительские камеры, отвечающие определенным требованиям.
Естественно, штрафовать по такой схеме можно лишь за «визуальные» нарушения, к коим не относится превышение скорости.
Идея возбуждает простотой и потенциалом. Но есть у нее и зоны риска.
Эффективность IT-каналов и служб ГИБДД. Идея сработает, если отправить видео будет легко, а его автор сможет отслеживать статус обращения и получать уведомление о судьбе нарушителя. На ГИБДД упадет серьезная нагрузка, и, по опыту скажу, что осмотрев за день штук двадцать видео для рубрики «Вердикт», я уже теряю чувство реальности. В принципе, сотрудники ГИБДД просматривают видео с камер видеофиксакции, однако речь о типовых ситуациях, тогда как любительское видео может быть похлеще шарад: пока разгадаешь, что имел в виду автор, обед начнется. Пока оформишь — закончится. Впрочем, классический экипаж ГИБДД (два человека) способен покарать за смену 20-40 нарушителей. Вангую, что при новом подходе этот показатель может возрасти на порядок. При этом не нужен ни служебный авто, ни ГСМ, ни пистолет — только офисная техника и капли для глаз.
Личная месть. Задавшись целью и поездив некоторое время за выбранным авто (например, машиной начальника или несносного блогера) можно «выписать» ему штрафов этак на 10-20 тысяч. Впрочем, не нарушай — и мститель покатается в свое удовольствие.
Проблема большого брата. Нарушают все и всегда, просто не все попадаются гаишникам и камерам. Не то, чтобы это оправдание — так, констатация. И нынешняя система оставляет некий люфт, когда одно полученное нарушение подразумевает, что еще сотню раз камеры и гаишники просто смотрели в другую сторону. С внедрением системы «смартфон-стукач» этот процент возрастет драматически, и представьте, что после турне на юг вы получили штрафов на сумму, превышающую бюджет поездки. А все — из-за краснодарских доброхотов, которые знают, где ловить. Многих такой подход озлобит. С другой стороны — ну и пусть. К тому же, я сильно сомневаюсь, что кто-то будет тратить время на мелкие нарушения. Чтобы у человека появилась мотивация вырезать видео, заполнить все формы и отослать его в ГИБДД, нарушение должно его разозлить. И после первого шквала обращений, я думаю, мы придем к некой равновесной ситуации, когда большая часть запросов касается опасных нарушений.
Вероятность ошибки. Немалый процент записей не позволяет вынести стопроцентный вердикт. Например — на видео выше сложно понять, является ли дорога справа выездом с прилегающей или нет (подробнее об инциденте). Хорошо, если в таких случаях сотрудники ГИБДД либо углубятся в тему, либо не станут наказывать подозреваемого, а автору видео отправят обоснование решения. В реальности, думаю, ошибок будет много — человеческий фактор. Суды окажутся заваленными жалобами, а система - дискредитирована. Впрочем, вопрос решается за счет повышения квалификации сотрудников (КоАП, ПДД и другие нормативы они должны помнить, как пин-код от банковской карты), а также внятных и однозначных критериев оценки. Скажем, если не видно разметки или знаков, которые «подразумеваются», нарушения нет.
А подытожу плюсами системы: во-первых, она не позволяет расслабиться, потому что в больших городах не бывает ситуаций, когда никто нас не видит. Во-вторых, можно будет штрафовать за гадкие нарушения, которые остаются за рамками при классическом подходе. Например, за выезды на перекресток в момент затора, за непредоставление преимущества, неиспользование поворотника и так далее.
И да, если систему внедрят, рано или поздно я сам попадусь на чем-нибудь. Ну и поделом, значит — стану еще осторожнее. А то сейчас стоишь в пробке перед разворотом, слева сплошная, встречных нет и, как говорится, «нет повода не выпить». А так глянешь на регистратор машины позади и передумаешь рисковать. Ну а ежели очень уж спешишь, то можно считать будущий штраф абонентской платой за премиальные тарифы «Быстрый», «Дерзкий» или «Я самая».
На видео уверенные, сильные ребята. Водитель слишком любит быструю езду, даже товарисча своего по асфальту прокатил коленкой, даст Бог и он найдет свой столб, хотя по статистике такие выживают забирая в могилу невиновных.
Я вот всегда думаю, а почему бы таким орлам ответку не запускают? Дал в Челюсть? Получи обратно. Ну, присудят ему условку. Штраф выпишут. А так завели к "Валуеву" в камеру. оштрафовали и домой. Или по седалищу плеткой....тоже способствует оптимизации мировосприятия
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]