Блог Артёма Краснова
Четверг, 02.05.2024, 19:10

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2010 » Июль » 14 » Большой вопрос про тест-драйвы
21:50
Большой вопрос про тест-драйвы


Автомобильные журналисты очень любят тест-драйвы. Хотя на самом деле они любят лишь их первую часть, когда им дают покататься на чужой машинке. Если бы этим можно было ограничиться, работа журналиста была бы даже более простой и приятной, чем работа депутата. Но за покатушками следует вторая часть – написание материала – и она нравится не всем и не всегда. В этом смысле нам гораздо сложнее, чем депутатам, потому что тут уже нужно напрягать мозги до такой степени, что иной раз теряешь сон и аппетит. У депутатов, полагаю, такого не бывает.

Я объясню. Перед тобой открыт пустой вордовский документ, и первое, с чем ты сталкиваешься – это необходимость выявить в машине какие-то уникальные черты, которые отличают ее от десятка конкурентов. Проблема в том, что современные машины дико похожи друг на друга, и вот так, с кондачка обнаружить между ними какую-то межгалактическую разницу весьма сложно. Садишь, к примеру, в Toyota RAV4 (буду о наболевшем) – вроде шумит… Потом в «Кугу»… Тоже шумит. Снова в «Тойоту»… Гм… Мда… Они обе шумят. Но не сильно. Но все-таки шумят. Блин… Какой же поставить лучшую оценку? Потом ты задаешь себе логичный вопрос – если пересаживаясь с одной машины на другую, ты не в состоянии понять, какая из них громче, сможет ли в этом разобраться клиент? Даже в уважаемом мной журнале «Авторевю» встречаются тесты, в которых можно заменить слово Ferrari на слово Volkswagen, и получится тоже правдиво: хороший баланс шасси,  классная динамика, удобные сиденья…  

Я вообще обнаружил забавную вещь – если поездить на любой машине три-четыре дня, то 95% особенностей, которые раздражали тебя в первые часы, растворятся. Мозг подстроится под другой уровень шума, пальцы научатся находить кнопки, нога привыкнет к напольному  ручнику… Поэтому люди склонны хвалить свои машины, даже праворукие япошки, «Жигули» и «Опели Асконы». Это не значит, что эти «Асконы» очень хорошие,  просто они очень привычные.

Ну, хорошо, значит, журналистам нужно обращать внимание на оставшиеся 5%, которые характеризуют какие-то явные просчеты. Ту возникает другая проблема – как вообще оценивать машину: объективно или субъективно? На первый взгляд, конечно, лучше перевести всю информацию в цифровой формат: замерить уровень шумов и вибраций, динамику разгона, скорость выполнения переставки и все, что в принципе поддается измерению. Так делает, к примеру, журнал Quattroroute.  Ведь с цифрами не поспоришь.


А вот и нет. Я против оцифровки автомобилей хотя бы потому, что у будущего владельца нет в голове секундомера и точного акселерометра. Он воспринимает машину субъективно, и самые веские цифры не дадут ему всей полноты картины. Можно и вино разложить на эфиры, углеводороды и спирты, но сможет ли кто-то отличить хорошее вино от плохого по групповому составу? Хорошая цифра в графе «Разгон от 0 до 100 км/час» вовсе не означает, что машина обязательно самая динамичная. Она может быть быстрой, когда за рулем профи, который перед заездом прогревает шины и бросает сцепление на 4000 об/мин, но когда за руль сядет обычный человек, ее  плюсы могут обратиться в противоположность. И окажется, что стартовать на ней сложно, что хороший разгон требует частого переключения передач и так далее. Естественно, можно замерить кучу других характеристик, но тогда читатель просто запутается. Правда, есть педанты, способные усвоить многочисленные графики и таблицы, но не факт, что в результате скрупулезного анализа они действительно выбирают лучший вариант. Возможно, просто невразумительный компромисс.

Тогда журналисту стоит довериться чувствам, но и это не всегда работает. Во-первых, субъективные ощущения обманчивы. К примеру, динамика разгона кажется интенсивней, когда машина рокочет мотором на все более высоких нотах. У машин с вариаторами разгон кажется вялым, потому что они ноют на одной ноте. Или жесткость подвески – нередко  то, что мы принимаем за сильнее вибрации, не что иное, как звук работы подвески, который мозг интерпретирует как толчки. Директор автосалона «Леонар-Авто» Евгений Вецель как-то показал мне забавный прием: если на машине с громкой подвеской закрыть глаза и заткнуть уши (пассажиром, естественно),  то ход машины вдруг покажется более плавным.  

А главное, критерии оценки и уровни чувствительности у всех разные. Журналист может исходить из собственных критериев или среднестатистических, как он их понимает. Разумеется, ни первое, ни второе не совпадает с вашими, поэтому об одной и той же машине можно услышать совершенно противоречивые мнения. Я вообще поражаюсь, на какие нюансы некоторые люди обращают внимание – кому-то не нравятся потолочные ручки без микролифтов, кто-то не в состоянии смириться с грубыми сварными швами. И журналист мечется между этими особенностями, пытаясь отделить важное от второстепенного, и, естественно, в половине случаев не угадывает. Ты пишешь про жесткий пластик передней панели, а кто-то резонно замечает – тебе на нем сидеть что ли?


А еще во время короткого тест-драйва журналисты проверяют далеко не самые важные для читателя параметры. Самым интересным считается оценка управляемости (это ж райсинг), и многие из кожи вон лезут, чтобы до последней запятой выяснить, достаточная ли у автомобиля поворачиваемость и насколько интерактивный у него руль. А подавляющему большинству клиентов это до фени, потому что они не будут насиловать автомобиль, как журналисты. Для них острее стоит вопрос надежности и стоимости эксплуатации, но подобные тесты проводятся редко -  слишком дороги да и не вполне точны: условия испытаний все равно искусственны, а машина обычно берется в одном экземпляре.

В общем, складывается впечатление, что тест-драйв – переоцененный жанр автомобильной журналистики. Может быть, скоро машины станут настолько унифицированы, что достаточно будет указать маркировку мотора, трансмиссии и платформу, а дизайн будет виден по фотографиям.

Возможно, современный тест-драйв должен акцентировать внимание не на технических особенностях, а на философии модели, но в большинстве случаев эта философия сводится к максимизации продаж и прибыли, так что снова тупик.

Вот и сидишь перед пустым вордовским листом и думаешь – а стоит ли вообще что-то писать? Или лучше скорбно помолчать и не пудрить людям мозги. Протестировать машину сейчас может любой желающий.

Но брысь, упадническое настроение. Ведь первая часть тест-драйва – сама поездка – это очень классно. Значит, надо придумать оправдание и  второй. Тогда положим, что статья – это не исчерпывающий ответ на все вопросы, а лишь тусклый маячок для читателя, позволяющий хотя бы выбрать направление поиска – север-запад-юг-восток.

А еще вот что. Статьи про автомобили - это развлечение для читателя, иногда – разговор с ним о его мечте. "ТопГир" на этом неплохо зарабатывает. А я за свою жизнь прочитал явно больше тест-драйвов, чем могу купить машин. Даже не знаю, зачем.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1168 | Добавил: Hopitung | Теги: Тест-Драйв | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 21
1 мда  
золотой ты человек артем краснов :)

2 мда  
о народе все думаешь

6 Артем_КРАСНОВ  
а то ))

3 Vfrcbv  
самое главное - чтоб было интересно читать. это ж такая мини-литература.

4 тот чувачок  
артем - ты акула пера! :-)

7 Артем_КРАСНОВ  
)) сейчас модно говорить осьминог пера

5 Самотлор  
Артем, твоя мысль понятно, но возьми багажник автомобиля, где тут простор для субъективизма? Характеризовать его можно только объемом (цифра - объективно), геометрическими размерами, высотой порога. Ни единого субъективного фактора. И читателя прежде всего это интересует, а не "ощущения от багажника". Не так разве?

8 Артем_КРАСНОВ  
Гм... Измерения объема багажника объективны, но выбор методов зависит от автора, так что не без примеси субъективизма. К примеру, можно измерить вместимость литровыми кубами, или большими чемоданами, а можно попытаться загрузить велосипед или скутер (при сложенных сиденьях). И, скорее всего, победители во всех номинациях будут разные - один багажник большой, но неудобный, другой наоборот. Так что цифра объема - это еще не исчерпывающая картина.
Как-то я написал, что в Колеосе мне не нравится откидной борт багажника, потому что трудно добираться до недр, так кто-то ответил, что этот борт супер удобен, когда нужно обуть или снять горнолыжные ботинки. Кто бы мог подумать...

9 LeXX74  
Своеобразный крик души о наболевшем? :)

10 Артем_КРАСНОВ  
Ага... Как раз писал для авточела тест паркетников, и навеяло. Плюс 6 машин в одном материале - это очень много. Мозг взрывается

11 ZAZ  
Артем, а ты пиши разные статьи.
Эмоциональный тест-драйв, технический тест-драйв, экономический тест-драйв т.д. ))

12 Артем_КРАСНОВ  
Логично. Я так и стараюсь.

13 Чебурашка  
Как чувствовал, что чтото подобное должно быть. И пожалй полностью соглашусь с тем, что наиболее информативны ресурсные тесты как в авторевю к примеру. А все эти "ватности руля", внешности, мягкости обшивки и прочей фигни настолько субъективны, что меня просто поражает как люди могут ориентироваться на мнение некоего "Васи Пупкина". Оптимально: ресурсный тест на 100 тыс с минимальной выборкой на 7-10 авто. Вот только кто такое потянет?
Кстати в данном ключе мне категорически не нравиться политика "За Рулем". Там они проводя такие тесты не придерживаються никаких правил. То ТО делают у себя, то у официалов. То используют оригиналы, то неоригиналы. В общем бардак полнейший.

14 Alex  
Отличная статья. Полностью согласен с Артемом, сложно объективно сравнить автомобили. Сам при выборе авто руководствовался больше не практическими соображениями, а тем впечатлением, что машина оставила после тест драйва)))

15 Paragon  
Не надо стесняться субъективности оценок. Бесконечно множество параметров невозможно или бесполезно измерять, возможны только экспертные оценки. Любой писатель ориентируется в первую очередь на своё видение стиля, и читатели у него остаются только те, которым этот стиль нравится.

16 V.I.T.  
to 15
полагаться на ЧУЖОЙ субъективный взгляд при выборе авто рисковано

17 Paragon  
to 16
Вы можете привести пример ЧУЖОГО объективного взгляда? wink

Или Вы в состоянии адекватно обработать матрицу из миллионов числовых параметров - от шероховатоскти обивки до результатов спектрографического анализа запахов в салоне и спектрограмм шумов?


18 V.I.T.  
to17

Если субъективный, то только свой


19 Paragon  
Значит, Вы просто не читаете отчёты о тест-драйвах. Вы берёте только то, что пробовали сами, и довольны этим, а автомобильные журналисты просто о Вас не знают, поэтому тоже вполне себе довольны smile

20 V.I.T.  
Я только технические хар-ки смотрю там все есть :)
Машина это набор характеристик, остальное маркетинг

21 Paragon  
Да бог с Вами, милейший smile Ни одна таблица не опишет ощущение удобного кресла, приятного салона и божественного "чпок" закрываемой двери. Если Вы путаете эргономику с маркетингом, то я с Вами не соглашусь.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |