Сотрудники ГИБДД рассказали мне про забавный аспект ПДД:
обрызгивание грязью пешехода считается дорожно-транспортным происшествием.
Формально, так и есть: грязь на одежде – это ущерб, появившийся в результате
движения транспортного средства. Испачкав пешехода, нужно остановиться,
выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД и далее со всеми остановками.
А оставление места такого «ДТП» - это
лишение прав. Прецедентов не было, но, в теории, они возможны.
Абсурдно, скажете вы. Не более абсурдно, что стоять в
течение пяти часов на оживленном перекрестке в ожидании ГИБДД, когда суммарный
ущерб от ДТП составляет 5-10-15 тысяч рублей. Меня давно занимает эта ситуация –
зачем парализовать полгорода из-за мелких происшествий? В громадных пробках
люди глотают выхлопные газы. Происходят новые мелкие аварии. Люди опаздывают на
совещания. Начальники нервничают. Нервные клетки начальников не
восстанавливаются.
Сегодняшний транспортный коллапс, о котором мы писали в
сводке, заставил меня вспомнить эти сомнения. Допустим,
в результате затора 10 тысяч машин сожгли лишний литр бензина каждая. Суммарный
ущерб – более 200 тысяч рублей. Плюс упущенная выгода, плюс нервные клетки
начальников…
За границей, где транспортные коллапсы могут достигать апокалипсических
масштабов, поступают проще. В случае ДТП без пострадавших участники тут же
убирают машины с проезжей части, обмениваются координатами страховых и
разъезжаются по делам. Затем ремонтируют машины, а все финансовые вопросы страховые компании утрясают между собой.
Для нас идея утопична. В стране потомков Остапа Бендера после
введения такой системы страховые разорятся, потому что сообразительные граждане
научатся лупить машины почем зря – кому на пиво не хватает, кто за кредит
должен. Принципиальная разница с Западом – отсутствие единой базы данных у
страховщиков, поэтому, напортачив в одной страховой, можно сбежать к другой, не
упоминая про свои дорожные геройства. А
Европе каждое ДТП – это удорожание страховки на будущий год, так что биться
невыгодно.
Но как минимум можно было освободить от оформления мелких ДТП
госавтоинспекцию, и возложить эту несложную, в общем-то, процедуру на аварийных
комиссаров. Ведь сотрудники ГИБДД не устанавливают виновность участников – они лишь
должным образом фиксируют факт происшествия (бывает, делают это не слишком
грамотно). Никаких специальных
полномочий для этого не требуется, и в принципе рисовать схемы самостоятельно водители
могут и сейчас. Могут, но не делают – боятся. А вдруг ГИБДД не примет
неправильную схему? А вдруг страховая откажет в выплате? Оно и правильно: один
аварком рассказал мне, как на составленной автомобилистом схеме все координаты
привязывались к снежному сугробу, который на момент разбора подтаял и расплылся.
Но вообще выучиться на аваркома человеку с высшим образованием можно недели за
две.
Появление такой службы сократило бы время ожидания в разы.
Получилось бы как с могильщиками – человек еще помереть не успел, а уже пять
ритуальных контор предлагает свои услуги. За каждое оформленое ДТП аваркомы
получали бы премию из фонда страховщиков, и это логично - в грамотном оформлении
аварии они заинтересованы не меньше нас. А у ГИБДД освободилось бы время,
например, для мониторинга знаков и разметки.
Подводных камней пока не вижу. Может быть, вы подскажете? Читайте также:
|